Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2023 года <адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Калиматовой З.М.,
при секретаре Ганижевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Китиева Магомета Т Султановича к Министерству здравоохранения Республики Ингушетия об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Ингушетия, которое не выполняет возложенные на него законом обязанности по организации обеспечения Китиева Магомета Т Султановича, инвалида 2 группы, бесплатными лекарственными препаратами, обязать Министерство здравоохранения Республики Ингушетия обеспечивать Китиева Магомета Т Султановича лекарственными препаратами, в соответствии с медицинскими показаниями бесперебойно и в полном объеме, взыскать с Министерства здравоохранения Республики Ингушетия, причиненный Китиева Магомета Т Султановича моральный вред в размере 10000 рублей и обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пункт 1), организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (пункт 7).
В соответствии со статьей 37 названного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).
Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, где согласно разделу 2 программы - При оказании в рамках Программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, включенными в утвержденные Правительством Российской Федерации соответственно перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, а также медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным про граммам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - территориальная программа государственных гарантий), включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее территориальная программа обязательного медицинского страхования). Такие же правовые нормы, указанные в программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной Правительством РФ указаны и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, инвалиды 2 группы, обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно.
В силу пунктов 5 и 2 части 1 статьи 1 б Федерального закона № "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится:
организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации,
- организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Ингушетия, где на Минздрав РИ возложены следующие основные задачи:
а) реализация конституционных прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь;
б) организация оказания медицинской помощи на территории Республики Ингушетия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Ингушетия;
в) разработка приоритетных направлений развития здравоохранения;
г) обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения на территории Республики Ингушетия;
д) развитие государственной системы здравоохранения Республики Ингушетия, обеспечение качественной и доступной медицинской помощи;
е) обеспечение государственных гарантий медицинской помощи населению Республики Ингушетия в соответствии со стандартами, нормами и нормативами в области здравоохранения.
Согласно ст. 80 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацию», в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная предоставляется бесплатно.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государствениых гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов.
Согласно ст. 2 Закона Республики Ингушетии N242-РЗ «О лекарственном обеспечении населения Республики Ингушетию> от ДД.ММ.ГГГГ, основными принципами лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Ингушетия, являются доступность и фармакологическая безопасность лекарственных средств и изделий медицинского назначения; обеспечение бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств отдельным категориям граждан; оказание бесплатной лекарственной помощи в стационарных лечебно-профилактических учреждениях в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст. 80 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацию», в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная предоставляется бесплатно.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики утвержденному Постановлением Правительства Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 239, Министерство здравоохранения Республики Ингушетия является республиканским исполнительным органом государственной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья населения и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия. Одними из основных задач Министерства является обеспечение защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий; разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения Республики Ингушетия, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской и лекарственной помощи.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Китиев Магомет Т Султанович, 1957 года рождения, является инвалидом второй группы, бессрочно, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Указанное обстоятельство следует из справки МСЭ-2011 № от 29.08.2011г. Основные заболевания: Бронхиальная астма, смешанная форма, средней и тяжёлой степени течения, Хронический обструктивный бронхит, ХДН 1-2 ст., Гипертоническая болезнь 2ст., атеросклероз аорты, брахиоцефальных артерий СР2 и другие заболевания. В связи с указанным диагнозом нуждается в лекарственных препаратах, проходил лечение в ГБУ <адрес> больница, где врачами были рекомендованы по жизненным показаниям лекарственные препараты:
- кардиомагнил 75 мг, 1 т. 1 раз в сутки, омепразол 20 мг 2 р./cутки, серетид-мультидиск 50+500 мкг доза 2 вд.12 раза в сутки, эквамер 5+10+10 мг. 1 т/1 раз в день.
Также главным внештатным специалистом Минздрава РИ вынесено заключение о целесообразности назначения лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания по конкретному торговому наименованию от ДД.ММ.ГГГГ, а именно лечение препаратом серетид-мультидиск 50+500 мкг доза 2 вд./2 раза в сутки по медицинским показаниям.
Из искового заявления следует, что истец неоднократно обращался в ГБУЗ «Карабулакская городская больница» для получения льготных рецептов, рецепт был выдан и обслужен лишь один раз ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ответу ГБУЗ «Карабулакская городская больница» № от 15.05.2023г. на обращение истца во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в рамках ОНЛП на 2023 год сделана заявка на лекарственный препарат Серетид-мультидиск и данный препарат имеется в наличии в аптеке поликлиники, но из-за отсутствия истца в региональном сегменте Федерального регистра участковый-терапевт не может вывести выписанный рецепт.
Истец также обратился в мае 2023 года в Территориальный орган Росздравнадзора по <адрес> с просьбой разобраться в вопросе отказа в предоставлении лекарственных препаратов, в результате рассмотрения обращения Территориальным органом Росздравнадзора по <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщается о том, что Министерство здравоохранения РИ обязано обеспечивать пациентов в рамках Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, а также в адрес Министерства здравоохранения Республики Ингушетия вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований в адрес Министерства.
24.05.2023г. Министерством здравоохранения Республики Ингушетия истцу направлено письмо, где сообщается о том, что сделана заявка на 2023 год на лекарственный препарат Серетид-мультидиск и данный препарат имеется в наличии в аптеке поликлиники, но из-за отсутствия Истца в региональном сегменте Федерального регистра участковый-терапевт не может вывести выписанный рецепт.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что истец является неработающим инвали<адрес> группы, у которого имеется сложное заболевание, Министерство здравоохранения Республики Ингушетия в соответствии с законодательством РФ обязано бесперебойно обеспечивать его бесплатно льготными лекарственными препаратами.
Отказ в обеспечении истца как гражданина за счет соответствующих бюджетных средств необходимыми лекарственными препаратами фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Доказательств принятия конкретных мер по обеспечению Китиева М.С. лекарственными препаратами Министерством здравоохранения Республики Ингушетия суду не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснил, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо имущественные права.
При этом моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, условием удовлетворения иска о компенсации морального вреда является установление нарушения каких-либо принадлежащих истцам личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага действиями ответчика, и причинение тем самым нравственных и физических страданий.
По настоящему делу доказательств причинения истице нравственных и физических страданий действиями ответчика не представлено, в связи с чем в указанной части иска следует отказать.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ устанавливает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств принятия незамедлительных мер, направленных на реализацию права истца на бесплатное лекарственное обеспечение, суд соглашается с требованием истца об обращении исполнения решения суда к немедленному исполнению, так как промедление исполнения может повлечь негативные последствия для его жизни и здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковое заявление Китиева Магомета Т Султановича к Министерству здравоохранения Республики Ингушетия об обязании обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить частично.
Признать бездействие Министерства здравоохранения Республики Ингушетия, выразившееся в необеспечении бесплатными лекарственными препаратами, незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Ингушетия обеспечивать Китиева Магомета Т Султановича лекарственными препаратами, в соответствии с медицинскими показаниями бесперебойно и в полном объеме.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского районного суда З.М. Калиматова