Дело № 2-115/2018
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Завьялово 20 июня 2018 г.
Завьяловский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Мирко Олега Николаевича
при секретаре Жабиной Ирине Степановне,
с участием представителя истца Кузнецовой Елены Николаевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Сергея Андреевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Благовещенском районе (межрайонному) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в качестве вулканизаторщика, возложении обязанности установить страховую пенсию по старости досрочно,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Благовещенском районе (межрайонному) (далее – УПФ в Благовещенском районе) о признании решения ответчика от 15 декабря 2017 г. № 1256 об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в качестве вулканизаторщика с 01 сентября 1996 г. по 19 июля 2001 г., возложении обязанности установить страховую пенсию по старости досрочно с даты обращения за её назначением 05 сентября 2017 г.
Свои требования Кузнецов С.А. обосновал тем, что 05 сентября 2017 г. он обратился в УПФ в Благовещенском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
15 декабря 2017 г. решением УПФ в Благовещенском районе истцу было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа, специальный стаж истца составил 5 лет 6 месяцев 10 дней вместо требуемых 10 лет.
На момент обращения возраст истца составлял 56 лет 11 месяцев.
Ссылаясь на положения ч. 1, ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Список № 1 производств, работ, профессий, должностей, и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость на которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 1), истец указывает, что в разделе XXXIII «общие профессии» Списка № 1 предусмотрена должность «Вулканизаторщик» под номером 23200000-11495.
Согласно справке СПК колхоз «Рассвет», уточняющей особый характер работы, от 16 марта 20106 г., должность «вулканизаторщик» входила в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей, и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость на которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, однако в приказах о назначении Кузнецова С.А. на должность вулканизаторщика сведений об отнесении данной должности к Списку № 2 не имеется.
Фактически в период работы Кузнецова С.А. вулканизаторщиком в его обязанности входила вулканизация литья различных резинотехнических изделий, изготовление резинотехнических изделий. Работу истец выполнял на вулкан-аппаратах. В процессе вулканизации происходило выделение сероводорода, истец работал с клеем, бензином, дышал вредными парами и пылью, которая выделялась при зачистке резины. За работу в цехе вулканизации Кузнецов С.А. получал молоко, ему предоставлялся дополнительный отпуск, выдавалась спецодежда.
Представитель ответчика УПФ в Благовещенском районе Полянская Ю.С. представила отзыв на исковое заявление Кузнецова С.А., в котором просила в иске истцу отказать, указав, что решением начальника УПФ в Благовещенском районе № 1256 от 15 декабря 2017 г. Кузнецову С.А. отказано в назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа, который составляет 05 лет 06 месяцев 10 дней. Согласно справке, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения трудовой пенсии, от 16 марта 2006 г. истцу включён период работы с 09 января 1996 г. по 18 июля 2001 г. в должности вулканизаторщика в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Истец Кузнецов С.А., уведомлённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель истца Кузнецова Е.Н. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, привела доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что Кузнецов С.В. работал на вредном производстве в должности вулканизаторщика, получал молоко, ему предоставлялся дополнительный отпуск, поэтому период его работы в указанной должности должен быть засчитан ответчиком в период работы с вредными условиями труда согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». С 19 июля 2001 г. Кузнецов С.А. работал в должности водителя, в должности вулканизаторщика работал до 18 июля 2017 г. включительно.
Представитель ответчика, уведомлённого надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статья 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30:
- мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (пункт 1);
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2).
Согласно ч. 3 ст. 35 указанного Закона с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Часть 2 статьи 30 указанного Закона предусматривает, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда:
Список № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2).
Таким образом, работа на должностях, указанных в Списке № 2, признаётся работой с тяжёлыми условиями труда, а работа на должностях, указанных в Списке № 1 - с вредными условиями труда (в контексте пунктов 1, 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В судебном заседании установлено, что Кузнецов С.А., 18 сентября 1960 года рождения, 05 сентября 2017 г. обратился в УПФ в Благовещенском районе с заявлением о назначении ему пенсии (л.д. 72-73).
Решением ответчика от 15 декабря 2017 г. № 1256 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В стаж истца, дающий право на назначение соответствующей пенсии, на дату подачи заявления включено 5 лет 6 месяцев 10 дней (л.д. 13).
Вопреки доводам Кузнецова С.А., в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком засчитан период работы истца в должности вулканизаторщика ТОО «Рассвет», после реорганизации в СПК колхоз «Рассвет», согласно Списку № 2 с 09 января 1996 г. по 18 июля 2001 г. включительно, что следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15 декабря 2017 г. № 1256 (л.д. 14-15).
Согласно справке, уточняющей особый характер работы истца, СПК колхоз «Рассвет» от 16 марта 2006 г. (л.д. 75), выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (л.д. 77-81), копии трудовой книжки (л.д. 25) Кузнецов С.А. работал в должности вулканизаторщика ТОО «Рассвет», затем СПК колхоз «Рассвет» с 09 января 1996 г. по 18 июля 2001 г. включительно., с 19 июля 2001 г. был переведён на должность водителя.
Таким образом, 19 июля 2001 г. Кузнецов С.А. в должности вулканизаторщика уже не работал, поэтому оснований для включения данного дня в специальный трудовой стаж истца не имеется.
Принимая во внимание изложенное, требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в качестве вулканизаторщика с 01 сентября 1996 г. по 18 июля 2001 г. включительно не подлежат удовлетворению, так как данный период включён ответчиком в специальный стаж истца, в отношении 19 июля 2001 г. так же не подлежат удовлетворению, так как в этот день истец не работал в должности, работа на которой включается в специальный трудовой стаж.
В части учёта периода, подлежащего включению в специальный стаж истца, оспариваемое решение УПФ в Благовещенском районе законно, обоснованно, прав истца Кузнецова С.А. не нарушило.
Так же вопреки доводам истца Список № 1 не содержит ни раздела XXXIII, ни должности «Вулканизаторщик» под номером 23200000-11495.
В Списке № 2 в разделе XXXIII «Общие профессии» под номером 23200000-11495 предусмотрена должность «Вулканизаторщик».
Таким образом, работа истца в должности вулканизаторщика обоснованно признана УПФ в Благовещенском районе работой с тяжёлыми условиями труда, а не с вредными условиями труда, каковой её считает истец.
Так как стаж работы истца в должности вулканизаторщика 5 лет 6 месяцев 10 дней составляет менее половины от требуемого стажа 12 лет 6 месяцев (что составляет 6 лет 3 месяца), оснований для назначения истцу страховой пенсия с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы у ответчика не имелось.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение УПФ в Благовещенском районе об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Кузнецову С.А. вынесено законно, обоснованно, соответственно требования истца о признании указанного решения незаконным, возложении на ответчика обязанности установить страховую пенсию по старости досрочно не подлежат удовлетворению.
Факты выдачи Кузнецову С.А. молока и предоставления дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда в период его работы, на которые ссылается истец и его представитель, в данном случае правового значения не имеют, так как должность вулканизаторщика не предусмотрена Списком № 1, в котором содержится закрытый перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых даёт право на страховую пенсию по старости на льготных условиях в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Кузнецова С.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Благовещенском районе (межрайонному) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в качестве вулканизаторщика, возложении обязанности установить страховую пенсию по старости досрочно отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение изготовлено 25 июня 2018 г.
Судья Мирко О.Н.