47RS0011-01-2022-000016-38
Дело №2-71/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ломоносов 28 февраля 2023 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе судьи Яковлевой М.В.,
при секретаре Зеленовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Светланы Владимировны к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (МТУ «Росимущества»), Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» (ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений») и администрации муниципального образования Виллозское городское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истец Михайлова С.В. обратилась в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с иском к МТУ «Росимущество» о признании за ней права собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный в <адрес>.
В ходе рассмотрения дела круг участников процесса изменен, к участию в деле в качестве ответчиком привлечены ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» и администрации муниципального образования Виллозское городское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что с 1992 года она является членом СНТ «Красногорское» и на основании постановления мэра Ломоносовского района Ленинградской области № 50 от 20 февраля 1992 года владеет и пользуется земельным участком №п, площадью 810 кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>
Задолженности по оплате членских взносов истец не имеет. За время владения земельным участком никаких споров о границах земельного участка с владельцами смежных земельных участков не возникало.
С целью реализации своих прав на указанный земельный участок истец обратилась в МТУ «Росимущества», которое отказало в передаче земельного участка в собственность в связи с тем, что земельный участок передан в собственность МО «Виллозское городское поселение». При обращении в МТУ «Росимущества» истцом получен отказ, поскольку земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Невозможность реализации права истца на земельный участок послужила основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание истец Михайлова С.В. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена судом надлежащим образом, доверила представление своих интересов представителю – Сыревич М.Ю., действующему на основании доверенности, который в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, доводы представленных ранее письменных пояснений (т. 1 л.д. 188) также поддержал, просил суд об удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика МТУ «Росимущества» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому просит в иске отказать, поскольку надлежащими ответчиками по делу являются администрация Виллозского городского поселения и Министерство обороны Российской Федерации, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 24 мая 2016 года земельные участки, используемые СНТ «Красногорское 3-я очередь», подлежат передаче в собственность МО «Виллозское городское поселение» Ломоносовского района, передача земельных участков осуществлялась без участия ответчика по делу, информация о подписанных актах приема-передачи отсутствует, земельный участок в реестре федерального имущества отсутствует.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в суд представителя не направил, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил, об отложении слушания дела не просил.
Представитель ответчика администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области в суд не явился, о месте и времени слушания дела извещен судом надлежащим образом, представил суд письменные возражения, согласно которым, исковые требования ответчик считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку истец является членом СНТ «Красногорское 3-я очередь», за ней закреплен земельный участок для ведения садоводства с кадастровым номером № Предоставление земельного участка в собственность осуществляется по решению исполнительного органа власти на основании заявления гражданина. Спорный земельный участок зарегистрирован за РФ, не является муниципальной собственностью, принадлежит РФ, поэтому полномочия в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, осуществляет Росимущество непосредственно и через свои территориальные органы (т. 1 л.д. 195-197).
Представитель третьего лица СНТ «Красногорское 3-я очередь» - Бабаев А.П. в суд также не явился, о рассмотрении дела извещен судом надлежащим образом. Ранее в судебном заседании Бабаев А.П. с исковыми требованиями Михайловой С.В. согласился, указав, что истец с 1992 года добросовестно, открыто и непрерывно владеет испрашиваемым земельным участком, доводы письменного отзыва на исковое заявление поддержал в полном объеме (т. 1 л.д. 153-154).
Представитель третьего лица СНТ «Красногорское» и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили, об отложении слушания дела не просили.
Представитель администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области – Караваева Е.А. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена в установленном законом порядке, ранее представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение оставила на усмотрение суда (т. 1 л.д. 192).
В соответствии с положениями статьи 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Положениями статьи 25 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу положений пункта 2 статьи 15 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», утратившего силу с 1 января 2019 года, в случае если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению, либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
При этом пункт 1 статьи 28 настоящего Федерального закона закрепляет право садоводов, огородников, дачников, а также их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений на приватизацию земельных участков, полученных из государственных и муниципальных земель, в том числе полученных на праве аренды.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на основании постановления мэра Ломоносовского района Ленинградской области за № 276/9 от 13 июня 1994 года зарегистрировано СТ «Красногорское», которое является добровольным объединением граждан на основе членства с целью ведения садоводческой хозяйственной деятельности и организации отдыха садоводов на земельном участке, предоставленном в Ломоносовском районе Ленинградской области на основании решения исполкома Ломоносовского районного Совета народных депутатов № 304/6 от 26 октября 1989 года и № 126 от 14 февраля 1991 года.
В период с 1989 года по 1991 год план СТ «Красногорское» прошел утверждение в Ломоносовском райисполкоме, согласование у Главного архитектора Ломоносовского района, главного землеустроителя Ломоносовского района, КЭУ ЛенВО, СЭС Ломоносовского района, пожарного надзора, который не изменился по настоящее время.
Постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области № 369/5 от 23 декабря 1993 года утвержден План границ земельного участка СТ «Красногорское» и выдано свидетельство о праве собственности на землю СТ «Красногорское».
Постановлениями мэра Ломоносовского района Ленинградской области № 101/18 от 12 апреля 1993 года и № 234/6 от 12 августа 1993 года о перерегистрации права на землепользование, членам СТ «Красногорское» предоставлено в коллективно-совместную собственность 30,88 га и 87,68 га земель, находившихся в коллективной собственности садоводческого товарищества.
Из материалов дела также усматривается, что истец Михайлова С.В. (до ДД.ММ.ГГГГ ФИО7», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «ФИО8» (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 28)), с ДД.ММ.ГГГГ «Михайлова» (<данные изъяты> (т. 1 л.д. 27)) на основании постановления мэра Ломоносовского района Ленинградской области № 50 от 20 февраля 1992 года владеет и пользуется земельным участком №п, площадью 810 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> (т. 1 л.д. 53-54, 55-64).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен №, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д. 15-17, 198-204).
Михайлова С.В. является членом СНТ «Красногорское», о чем в материалы дела представлена членская книжка, содержащая сведения об уплате истцом членских взносов (т. 1 л.д. 20-24, 94-98).
Вместе с тем, членство истца в садоводстве также следует из справки № 78, выданной председателем правления садоводства Красногорское - 9 мая 2014 года (т. 1 л.д. 26).
Уплата членских вносов истцом, в том числе, подтверждается представленными Михайловой С.В. (т. 1 л.д. 73-78).
Как следует из публичной кадастровой карты, а также из представленного истцом межевого плана, спорный земельный участок расположен в границах СНТ «Красногорское 3-я очередь» (т. 1 л.д. 34-48).
15 сентября 2020 года заместителем начальника ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» дан ответ в адрес заместителя руководителя МТУ «Росимущества», согласно которому в соответствии с приказом заместителя Министерства обороны Российской Федерации от 24 мая 2016 года № 99 земельные участки, используемые членами СНТ «Красногорское 3-я очередь», подлежат передаче в собственность муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области. На передаваемых земельных участках ведется садоводческая деятельность гражданами, утратившими связь с Министерством обороны Российской Федерации. Указанные земельные участки не состоят на техническом и бюджетном учете учреждения, в связи с чем, передающей стороной по акту приема-передачи должен выступить Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (т. 1 л.д. 140).
17 ноября 2021 года истец обратилась к ответчику МТУ «Росимущества» с заявлением, в котором просила передать ей в собственность земельный участок с кадастровым № (т. 1 л.д. 81-82).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 1189-р Минобороны России должно обеспечить предоставление земельного участка, площадью 16,8887 гектара, Ломоносовский район Ленинградской области, кадастровый номер №, из которого в последующем образовано 158 земельных участков, в том числе, земельный участок истца, садоводческому некоммерческому товариществу «Красногорское - 3-я очередь» в установленном порядке.
Поскольку истцом не предоставлены сведения, подтверждающие правоотношения между МТУ Росимущества и СНТ «Красногорское 3-я очередь», на основании которых земельный участок, из которого выделен земельный участок истца, у Михайловой С.В. отсутствуют основания использования земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Материалами дела подтверждается, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 1189-р постановлено перевести земельный участок площадью 16,8887 гектара (Ломоносовский район Ленинградской области из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в земли сельскохозяйственного назначения в целях предоставления этого земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу «Красногорское - 3-я очередь». Минобороны России обеспечить предоставление указанного земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу "Красногорское - 3-я очередь" в установленном порядке.
В соответствии с Приказом первого заместителя Министра обороны Российской Федерации № 299 от 24 мая 2016 года, директору Департамента имущественных отношений МО РФ поручено обеспечить в установленном порядке осуществление мероприятия по прекращению права бессрочного постоянного) пользования ФГКУ «Северо-западное территориального управления имущественных отношений» МО РФ 158 земельными участками. Указанные в приложении земельные участки передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования Виллозское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области для дальнейшего предоставления членам садоводческого некоммерческого товарищества «Красногорское 3-я очередь».
Письмом Главы муниципального образования Виллозское городское поселение Департаменту имущественных отношений МО РФ отказано в подписании акта приема-передачи земельных участков, в связи с нецелесообразностью принятия указанных земельных участков в муниципальную собственность, обращено внимание, что распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2010 года № 1189-р предусмотрено предоставление земельного участка с кадастровым № садоводческому некоммерческому товариществу «Красногорское 3-я очередь», а не муниципальному образованию Виллозское сельское поселение.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 6 июня 2012 года № садоводческому некоммерческому товариществу «Красногорское 3-я очередь» на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 31 марта 2012 года № 1/736, договора о безвозмездной передаче земельного участка от 28 мая 2012 года № 1/736 принадлежит земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь 46624 кв. метров, по адресу: <адрес>, <адрес> (т. 1 л.д. 29)
Судом установлено, что с 1992 года истец является членом СНТ «Красногорское», где ей предоставлен земельный участок площадью 810 кв. м, который истец использует в соответствии с целевым назначением, несет расходы по его содержанию.
Факт использования земельного участка, начиная с 1992 года, сторонами не оспаривался.
Указанный земельный участок истца образован из земельного участка площадью 16,8887 гектара, Ломоносовский район Ленинградской области, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу «Красногорское - 3-я очередь» для ведения садоводства, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 1189-р.
Земельный участок истца поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер №, адрес земельного участка: <адрес>, <адрес>
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно, поскольку земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, указанный земельный участок распределен, не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Спор о границе земельного участка со смежными землепользователями отсутствует.
То обстоятельство, что земельные участки (в том числе спорный земельный участок), образованные из земельного участка, площадью 16,8887 гектара, Ломоносовский район Ленинградской области, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу «Красногорское - 3-я очередь» для ведения садоводства, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 1189-р. не приняты в муниципальную собственность, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют и основанием для отказа в признании за истцом права собственности на указанный земельный участок не являются.
Возражения ответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области не могут быть приняты во внимание, поскольку порядок участия Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.
Пунктом 1 Положения о Росимуществе предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество и т.д.
На Росимущество возложены также функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Росимуществе).
Таким образом, уполномоченным органом, на которого возложены обязанности по осуществлению полномочий собственника - Российской Федерации - в рассматриваемых отношениях является Росимущество.
С учетом изложенного, приведенных норм права, суд находит исковые требования Михайловой С.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Михайловой Светланы Владимировны - удовлетворить.
Признать за Михайловой Светланой Владимировной<данные изъяты>, право собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 7 марта 2023 года.
Судья М.В. Яковлева