Дело №
УИД 86RS0№-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 01 ноября 2024 года
Когалымский городской суд <адрес> – Югры в составе председательствующего судьи Трифанова В.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя ответчика администрации <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, Департаменту по управлению государственным имуществом <адрес> – Югры о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковыми требованиями, действуя в защиту интересов ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и просит обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу приобрести для ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям <адрес>-Югры, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения, а также обязать муниципальное образование <адрес> в лице администрации <адрес> предоставить ФИО1 указанное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. При этом ФИО1 не является собственником жилых помещений, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, жилое помещение ФИО1 не предоставлено. В 2023 году прокуратурой <адрес> было внесено представление главе города об устранении нарушений закона, чего сделано не было.Отсутствие в законе срока, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено, не может являться основанием для уклонения от такой обязанности. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории лиц жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель истца старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4 в судебном заседании, пояснила, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку с истцом заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейна жилое помещение по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>, общей площадью 39,6кв.м.
Истец ФИО1в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещена о времени месте проведения судебного заседания, причины неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.
Представитель ответчика Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени месте проведения судебного заседания, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Учреждения, направил возражения на исковое заявление, письменный текст которого приобщен к материалам дела, в котором просит в удовлетворении требований прокурора <адрес> отказать.
Руководствуясь ст. 117, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), учитывая мнение участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, пришел к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40).
Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с заявлением в прокуратуру <адрес>, в котором указал, что являясь лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, до настоящего времени не обеспечен жильем.
В ходе проверки установлено, что муниципальным образованием <адрес>, в лице администрации <адрес>, нарушено право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. По информации администрации <адрес> ФИО1относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон №159-ФЗ) определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8, из которого следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ).
Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет либо в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия до фактического предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений или до исключения их из списка по основаниям, предусмотренным пунктом 3.1 настоящей статьи, а также лица, указанные в пункте 9 настоящей статьи, по их заявлению регистрируются по месту жительства по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) муниципального образования, на территории которого они проживают, в субъекте Российской Федерации, где они включены в список, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.10 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
В соответствии с п.п.5, 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договором найма специализированных жилых помещений в <адрес>-Югре, утвержденного постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п, решение о предоставлении жилого помещения является основанием заключения договора найма специализированного жилого помещения в срок, установленный указанным решением, но не позднее 30 календарных дней со дня его принятия. Заключение договора найма специализированного жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> – Югры.
В силу п. п. 1, 2, 3 ч. 2 ст. 8 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями <адрес> – Югры» органы местного самоуправления обязаны: осуществлять переданные им отдельные государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес> – Югры; использовать по целевому назначению финансовые средства, передаваемые из бюджета автономного округа для исполнения отдельных государственных полномочий, в пределах предоставленных субвенций; обеспечивать выполнение нормативных правовых актов автономного округа по вопросам осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, по общему правилу, специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет. Предоставление жилых помещений указанным лицам ранее достижения ими возраста 18 лет допускается в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со ст. 12 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в <адрес> – Югры» (далее по тексту - Закон №-оз) органы местного самоуправления на неограниченный срок наделяются отдельным государственным полномочием по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа, включающим в себя: 1) однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, приобретаемых исполнительным органом автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа в сфере управления государственным имуществом, и передаваемых в муниципальную собственность, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения; 2) принятие решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключение договора социального найма.
В силу ст. 5 Закона №-оз орган опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список).
Приобретение жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется исполнительным органом автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа в сфере управления государственным имуществом (абзац четвертый ст. 5 Закона №-оз).
В силу п. 1 Положения о Департаменте по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент является исполнительным органом государственной власти ХМАО-Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере управления государственным имуществом, земельных и кадастровых отношений.
Между Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры и муниципальным образованием <адрес> в целях реализации полномочий по вопросам обеспечения детей- сирот, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в ХМАО-Югре заключено соглашение.
От уполномоченного органа - Департамента социального развития ХМАО-Югры, осуществляющего формирование списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поступил Список, в который ФИО1 включен с целью обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда.
В связи с чем, администрацией <адрес> принято решение в форме постановления о включении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специализированный муниципальный жилищный фонд и предоставлении жилого помещения.
На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № администрации <адрес> с истцом заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>, общей площадью 39,6 кв.м предоставленное ФИО1 жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям муниципального образования ХМАО-Югры городской округ <адрес>.
Таким образом, обязательства в отношении ФИО1 по передаче благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма исполнено, нарушений прав истца на момент рассмотрения искового заявления не установлено.
Учитывая, что требования прокурора <адрес> были исполнены ответчиками после принятия к производству настоящего искового заявления, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления и признания решения суда исполненным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес>, Департаменту по управлению государственным имуществом <адрес> – Югры о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Возложить на Департамент по управлению государственным имуществом <адрес> – Югры, ОГРН 1038600002275, обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу приобрести для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям <адрес>-Югры, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения. Признать в данной части решение суда исполненным.
Возложить на Администрацию <адрес>, ИНН 8608000104, обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям <адрес>-Югры, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения, по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Признать в данной части решение суда исполненным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Когалымский городской суд ХМАО-Югры в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья, подпись В.В. Трифанов
Копия верна В.В. Трифанов
Подлинный документ подшит в гражданском деле № Когалымского городского суда ХМАО-Югры