Дело № 2-1689/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2018 года г.Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Савченко Е.А.
при секретаре Буковском С.Е.
с участием представителя истца по доверенности Гордейчика А.В.
представителя ответчика по доверенности Егоровой О.В.
представителя 3-его лица по доверенности Кочиевой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермилова Максима Борисовича к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного незаконным заключением под стражу,
УСТАНОВИЛ:
Ермилов М.Б. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 28.06.2017 судебные акты, на основании которых Ермилов М.Б. содержался под стражей на протяжении 2 лет 5 месяцев и 24 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ отменены, признаны незаконными. Нахождение под стражей причинило ему существенные нравственные страдания, выразившиеся в интенсивных нравственных переживаниях, вызванных психотравмирующей ситуацией попадания и незаконного длительного нахождения в СИЗО № <адрес> и усугублялись тем, что он, будучи несовершеннолетним, на протяжении более 2 лет был произвольно лишен возможности общения с семьей (матерью и младшим братом инвалидом-детства), получить среднее техническое образование для дальнейшего трудоустройства и адекватной социализации. На протяжении всего этого времени Ермилов М.Б. находился в состоянии постоянного стресса, связанного с осознанием несправедливости и незаконности выносимых в отношении него судебных постановлений по вопросу о мере пресечения. В результате у него сформировалась устойчивое мнение о незащищенности граждан Российской Федерации от незаконных действий должностных лиц государства, в частности, судов. За время нахождения под стражей у Ермилова М.Б. неоднократно проявлялись различного рода заболевания, в результате которых на общем фоне значительно ухудшилось состояние здоровья.
Просил взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда, причиненного незаконным применением в качестве меры пресечения заключение под стражей в размере 4 000 000 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе смс-оповещением, а также публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд не располагает сведениями об уважительности причин его неявки в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, ссылаясь на доводы письменных возражений. Указала, что постановление Краснофлотского районного суда от 11.01.2003 об избрании в отношении истца меры пресечения в виде заключения под стражу незаконным не признано и не отменено. Постановлением Президиума ВС РФ от 28.06.2017 право на реабилитацию за Ермиловым не признано. Постановлением ЕСПЧ от 16.02.2017 Ермилову М.Б. Российской Федерацией была выплачена компенсация морального вреда в размере 6 950 евро. Полагает, что ЕСПЧ дал оценку действиям суда по вынесению постановлений о продлении меры пресечения, а также признал длительное содержание истца под стражей необоснованным, в связи с чем, моральный вред уже взыскан с Российской Федерацией постановлением ЕСПЧ от 16.02.2017. Время содержания под стражей включено в срок лишения свободы, назначенного истцу по приговору. Полагает сумму компенсации морального вреда завышенной и подлежащей уменьшению. Просит суд в иске отказать.
Представитель 3-его лица заявленные требования не признал, указав, что постановлением Краснофлотского районного суда от 11.01.2003 Ермилову М.Б. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Постановлениями Краснофлотского районного суда г. Хабаровска срок содержания под стражей в отношении Ермилова М.Б. неоднократно продлялся. Постановлением ЕСПЧ от 16.02.2017 Ермилову М.Б. с РФ взыскана компенсация морального вреда в размере 6 950 евро. Вопрос о компенсации Ермилову М.Б. морального вреда разрешен уполномоченным судебным органом ЕСПЧ. Установленное Европейским Судом нарушение положений Конвенции в отношении Ермилова явилось в соответствии с подп. «б» п.2 ч.4 ст.413 УПК РФ основанием для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств. Постановлением Президиума ВС РФ от 28.06.2017 постановления судей Краснофлотского районного суда г. Хабаровска о продлении срока содержания под стражей в отношении Ермилова М.Б. отменены. Право на компенсацию морального вреда возникает только при наличии реабилитирующих оснований. Время содержания под стражей Ермилова М.Б. зачтено в срок отбывания последним уголовного наказания в виде лишения свободы по приговору Краснофлотского суда г. Хабаровска. Просит суд в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Принципы законодательного регулирования возмещения вреда, причиненными органами государственной власти закреплены в статьях 1070, 1071 второй части Гражданского кодекса РФ.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых, является компенсация морального вреда.
В силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 133 - 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с абз. 3 ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В судебном заседании установлено, что постановлением Европейского Суда по правам человека по делу «Чернов против Российской Федерации» от 16.02.2017, том числе по жлобе Ермилова М.Б. установлено, в том числе нарушение п.3 ст.5 Конвенции в связи с чрезмерной продолжительностью содержания под стражей (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 2 года 5 мес. 24 дня), ему присуждена денежная компенсация морального вреда в размере 6 950 евро с Российской Федерации.
Постановлением Президиума ВС РФ от 28.06.2017 судебные акты о продлении меры пресечения в отношении Ермилова М.Б. пересмотрены ввиду новых обстоятельств (установленных Европейским Судом по правам человека нарушений положений Конвенции), постановления судей Краснофлотского районного суда г. Хабаровска <данные изъяты> года в части решения вопроса о мере пресечения, кассационные определения судебной коллегии по уголовным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ года в части решения вопроса о мере пресечения, ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Ермилова Максима Борисовича отменены.
Общее время нахождения Ермилова М.Б. под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней", при обращении заявителя с иском о возмещении вреда в связи с установленным Европейским Судом нарушением положений Конвенции или Протоколов к ней судам необходимо учитывать основания присужденной ему справедливой компенсации во исполнение статьи 41 Конвенции. Например, не может быть удовлетворен иск заявителя о денежной компенсации морального вреда, причиненного в результате бесчеловечного обращения, противоречащего положениям статьи 3 Конвенции и имевшего место в определенный период, если Европейским Судом по этим же основаниям уже была присуждена компенсация указанного вреда.
Оценив собранные по делу доказательства, применительно к положениям вышеназванных норм закона, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку за нарушение пункта 3 статьи 5 Конвенции в связи с незаконной чрезмерной длительностью содержания под стражей (более 2-х лет) указанным выше Постановлением Европейского Суда по правам человека от 16 февраля 2017 года истцу уже присуждена компенсация морального вреда, данные нарушения послужили основанием для пересмотра в виду новых обстоятельств и отмене судебных актов о продлении Ермилову М.Б. меры пресечения, наличие иных нарушений прав истца, которые не были компенсированы Европейским Судом, не установлено, в отношении истца состоялся обвинительный приговор Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 07.06.2005, по которому Ермилов М.Б. осужден по <данные изъяты>, на основании ч.3 ст.69 УК РФ к 6 годам лишения свободы. В соответствии с ч.5 ст.74 УК РФ Ермилову М.Б. отменено условное осуждение по приговору от ДД.ММ.ГГГГ и на основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров назначено 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режим. Мера пресечения Ермилову М.Б. оставлена в виде заключения под стражу. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Хабаровского краевого суда от 17.01.2006 приговор Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 07.06.2005 изменен, из описательно-мотивировочной части приговора исключено указание о причинении потерпевшим значительного ущерба при описании преступных деяний, предусмотренных п.п.»а», «в», «г» ч.2 ст.162, п.п. «а», «г» ч.12 ст.161 УК РФ. В остальной части приговор в отношении Ермилова М.Б. оставлен без изменения. Пункт 3 ст.72 УК РФ (в ред.действующей на момент вынесения приговора) предусматривает, что время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы - один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе - один день за три дня, а в срок обязательных работ - из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ. Таким образом, в срок отбытия наказания подлежал зачету период содержания истца под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда за содержание истца под стражей в указанный выше период не имеется, в иске необходимо отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 29 ░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░