адм. дело №2а-5942/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» ноября 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н. И.,
с участием представителя административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Шмелевой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артемовой 1ИО к ДИЗО Воронежской области о признании решения №з ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконными и обязании устранить допущенное нарушение прав и препятствие к осуществлению права на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка площадью 209 кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Артемова 1ИО. обратилась в суд с иском, указав, что ей на праве собственности принадлежит здание – магазин №, расположенный по адресу: <адрес>. В целях последующего приобретения земельного участка в собственность Артемова 1ИО. ДД.ММ.ГГГГ. обратилась к административному ответчику с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В свою очередь Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области отказал в утверждении схемы расположения земельного участка. Не согласившись с отказом административного ответчика, Артемова 1ИО. просит суд признать решение №з от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным и обязать устранить допущенное нарушение прав и препятствие к осуществлению права на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка площадью 209 кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>
Административный истец Артемова 1ИО. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявлении о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шмелева Е.В. административный иск не признала, просила суд отказать административному истцу в его удовлетворении. Поддержала приобщенные к материалам дела возражения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Обращаясь в суд исковыми требованиями, Артемова 1ИО. указывает следующее.
Артемова 1ИО. является собственником магазина №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем суду представлено свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 10) и выписка из ЕГРПН.
Артемова 1ИО. обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 209 кв.м.
Письмом №з от ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 209 кв.м., со ссылкой на п. 3 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, а также на то, что на территории формируемого земельного участка расположен объект недвижимости, правоустанавливающий документ на который не был представлен.
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 (далее по тексту Положение). Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории …
В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Следовательно, будучи уполномоченным органом исполнительной власти Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области должен доказать обоснованность своего отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно ч. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно ч. 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с ч.ч. 4,6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Так приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014г. №762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее по тексту Требования).
В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2).
Согласно п.4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Ст. II Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 28.07.2015г. №1257 «Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками»предусматривает, что при обращении гражданина или юридического лица с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности зданием, строением, сооружением, с приложением подготовленной схемы департамент принимает решение об утверждении либо отказе в утверждении такой схемы. При этом департамент осуществляет проверку поступившей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям, установленным действующим законодательством. В случае, если представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, департамент в 10-дневный срок с момента ее поступления принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
После обращения Артемовой 1ИО. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении схемы расположения земельного участка, предоставив Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было установлено, что на испрашиваемом Артемовой 1ИО. земельном участке согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, помимо объекта недвижимости, принадлежащего Артемовой 1ИО. на праве собственности, располагается второй объект недвижимости, обозначенный в схеме как «КН», на который какие-либо правоустанавливающие документы у Артемовой 1ИО. отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что на испрашиваемом административным истцом земельном участке находится два объекта недвижимости, на один из которых Артемовой 1ИО. не предоставлено документов, подтверждающих наличие у нее права владения, пользования, распоряжения, а также при отсутствии как совместного обращения лиц, которые владеют, пользуются, распоряжаются объектом недвижимости, находящимся на испрашиваемом земельном участке, так и согласования с ними схемы расположения земельного участка, суд находит отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области обоснованным, не противоречащим положениям действующего законодательства. При этом при устранении имеющихся препятствий к утверждению схемы расположения земельного участка, Артемова 1ИО. не лишается права на повторное обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Руководствуясь ст.ст.175-179, 181, 215, 216 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Артемовой 1ИО к ДИЗО Воронежской области о признании решения №з от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконными и обязании устранить допущенное нарушение прав и препятствие к осуществлению права на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка площадью 209 кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу <адрес> отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: