УИД 56RS0004-01-2023-000091-72
Дело № 2–103/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Александровка 24 апреля 2023 года
Временно исполняющий обязанности судьи Александровского районного суда Оренбургской области Выборнов Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,
с участием помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Шошина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ждановского сельсовета Александровского района Оренбургской области об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов транспортной инфраструктуры (внутрипоселковых дорог),
УСТАНОВИЛ:
прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Александровского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области (далее - МО Ждановский сельсовет) требований законодательства о муниципальной собственности, в том числе по принятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов транспортной инфраструктуры (внутрипоселковых дорог) и признанию права муниципальной собственности на них. Проверкой установлено, что на территории МО Ждановский сельсовет имеются объекты транспортной инфраструктуры (внутрипоселковые дороги), на которые право собственности ни за кем не зарегистрировано, расположенные: <адрес>. Указанный объект не состоит на балансе в муниципальном образовании Ждановский сельсовет, собственник указанной внутрипоселковой дороги отсутствует, и никто не следит за их техническим состоянием.
Поскольку внутрипоселковая дорога является бесхозяйным элементом обустройства дорожной инфраструктуры и автомобильных дорог, ее техническое состояние оказывает влияние на степень защищенности участков дорожного движения, что может причинить вред неопределенному кругу лиц, в связи с чем, влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данной внутрипоселковой дороги на учет в государственный регистрирующий орган как бесхозяйного имущества. Кроме того, не постановка данного объекта дорожной инфраструктуры на учет как бесхозяйного имущества влечет отсутствие оснований для выделения материальных средств на ее содержание, обслуживание и ремонт. В результате бездействия органов местного самоуправления в отношении объекта транспортной инфраструктуры (внутрипоселковой дороги), расположенной на территории муниципального образования, возможно возникновение негативных последствий, связанных в том числе, и гибелью людей.
Просит обязать администрацию муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области в срок до 1 апреля 2023 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта транспортной инфраструктуры (внутрипоселковой дороги), расположенной по адресу: <адрес>.
Представитель истца – помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Шошин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, уточнил исковые требования в части срока исполнения заявленного требования в срок до 01.09.2023 года.
Представитель ответчика – администрации Ждановского сельсовета Александровского района Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал, до начала судебного заседания от главы администрации Ждановского сельсовета поступило письменное заявление, в тексте которого содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения требований прокурора.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Так, согласно статье 1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» правовое регулирование дорожного движения осуществляется в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. При этом в силу пункта 1 статьи 24 данного федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3).
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (часть 1 статьи 6 Закона № 257-ФЗ).
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (часть 10 статьи 6 Закона № 257-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с ведением регистрации прав на недвижимого имущества, регулируются Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 № 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (часть 1 статьи 3 № 218-ФЗ).
Перечень сведений, вносимых в кадастр недвижимости, регламентируется статьей 8 Федерального закона № 218-ФЗ.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ (часть 6 статьи 1 № 218-ФЗ)
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на спорные объекты транспортной инфраструктуры (внутрипоселковые дороги) в границах муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области в силу закона нарушает единство правового пространства РФ.
Кроме того, в силу положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Частью 18 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог. Согласно пункту 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями Оренбургской области закреплены вопросы местного значения, в том числе, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 ГК РФ).
Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей регламентирован пунктом 3 статьи 225 ГК РФ.
Так бесхозяйная недвижимая вещь принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как следует из пункта 5 статьи 5 Устава муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района, к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно справке № 70 от 2 марта 2023 года, выданной главой администрации Ждановского сельсовета Александровского района Оренбургской области, на территории Александровского сельсовета Александровского района в с. Ждановка по ул. Черемушки имеется один объект транспортной инфраструктуры (внутрипоселковая дорога), на которую право собственности ни за кем не закреплено и не зарегистрировано, обслуживание данной дороги из средств местного бюджета не производится (л.д.8).
Указанные нарушения приводят к тому, что администрацией муниципального образования Ждановский сельсовет не может осуществляться надлежащим образом содержание объекта транспортной инфраструктуры (внутрипоселковой дороги) в целях поддержания бесперебойного и безопасного движения транспортных средств.
Учитывая, что нарушения действующего законодательства имеют место, а обязанность по регистрации имущества, владению, пользованию и распоряжению им в силу вышеприведенных положений закона возложена на администрацию муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что нарушения действующего законодательства имеют место, а обязанность по регистрации имущества, владению, пользованию и распоряжению им в силу вышеприведенных положений закона возложена на администрацию муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, с учетом заявленного срока для устранения нарушений до 1 сентября 2023 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области – удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области обязанность в срок до 1 сентября 2023 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта транспортной инфраструктуры (внутрипоселковой дороги), расположенной по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.В. Выборнов
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2023 года.