Дело № 2а-119/2019 (№2а-1599/2018)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Могутова В.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения,
установил:
Административное исковое заявление подано по тем основаниям, что по договору аренды земельного участка №8/07 от 19 июля 2016 года Могутову В.В. в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью 169456 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>. На указанном земельном участке административным истцом возведено и оформлено в собственность нежилое здание для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 14,4 кв.м, расположенное по адресу: Республика Карелия, Сортавальский муниципальный район, Хаапалампинское сельское поселение, район п.Реускула, д.2. На обращение административного истца в Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок Письмом №19867/12.421 от 28 сентября 2017 года ему отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату. Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 12 апреля 2018 года №2а-640/2018 признан незаконным изложенный в письме № 19867/12.241 от 28 сентября 2017 года отказ в предоставлении Могутову В.В. в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность рассмотреть повторно заявление Могутова В.В. от 13 сентября 2017 года. Апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 12 апреля 2018 года оставлено без изменения. 19 октября 2018 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия уведомило Могутова В.В. о повторном рассмотрении заявления от 13 сентября 2017 года о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>. По результатам рассмотрения заявления Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия 19 октября 2018 года принято решение №08816 об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование отказа Министерство ссылается на несоразмерность испрашиваемого земельного участка и нежилого помещения, принадлежащего заявителю на праве собственности. Полагает, что все установленные законом требования Могутовым В.В. соблюдены, Могутов В.В. как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение этого земельного участка в собственность, а условия о соразмерности площадей в данной статье отсутствуют, а потому является незаконным. Ссылаясь на положения п. 2 ст. 77, ст. 78 Земельного кодекса РФ, указывает на то, что испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, объект недвижимости создан для ведения сельского хозяйства. Как следует из письма Россельхознадзора (Управление по Республике Карелия, Архангельской области, Ненецкому автономному округу) от 11 сентября 2018 года, пользователь земельного участка Могутов В.В. занимается производством сельскохозяйственной продукции, нуждается в расширении земельных площадей для производства сельскохозяйственной продукции. Указывает на то, что для ведения сельского хозяйства на землях с/х назначения не требуется значительная застройка этих помещений, напротив сельское хозяйство предполагает наличие незанятых объектами недвижимости полей, на которых будет осуществляться непосредственно посев с/х культур, выпас скота и т.д., представленная в отказе административного ответчика судебная практика не может применяться, так как рассматривалось применение норм, утративших силу.
Ссылаясь на ст. 218 КАС РФ, Могутов В.В. просит признать незаконным решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Карелия от 19 октября 2018 года № 08816 на заявление Могутова В.В. №20242 от 13 сентября 2017 года; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Карелия подготовить и направить земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью 169456 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, имеющий местоположение: <Адрес обезличен> согласно заявлению Могутова В.В. №20242 от 13 сентября 2017 года.
Представитель административного истца Захаров Ф.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске, просил удовлетворить административные исковые требования.
Административный ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, – в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлен отзыв на доводы административного иска, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Просят отказать в удовлетворении иска.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-640/2018, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
На основании статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» с 01.06.2016 полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Республики Карелия, осуществлял Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок согласно Положению о Комитете, утв. Постановлением Правительства РК от 25.11.2010 № 274-П, переименованный с 08.11.2017 в Министерство имущественных и земельных отношений.
Установлено, что 19 июля 2016 года между Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (арендодатель) и Могутовым В.В. (арендатор) заключен договор аренды №8/07 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер <Номер обезличен>, местоположение: Республика Карелия, <Адрес обезличен> площадью 169456 кв.м., разрешенное использование - сельскохозяйственное использование в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (п.1.1 договора, сроком на три года с момента подписания договора (п.2.1).
На указанном земельном участке Могутовым В.В. возведено нежилое здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 14,4 кв.м.
13 сентября 2017 года в адрес Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок поступило заявление Могутова В.В. о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, которое решением Комитета от 28 сентября 2017 года оставлено без удовлетворения.
28 сентября 2017 года Могутову В.В. отказано в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в связи с отсутствием у административного ответчика сведений, позволяющих прийти к убеждению об объективной необходимости в предоставлении земельного участка, площадью 169456 кв.м, для эксплуатации нежилого здания, площадью 14,4 кв.м, в связи с непропорциональным соотношением застроенной и незастроенной части земельного участка.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 12 апреля 2018 года по делу №2а-640/2018 признан незаконным изложенный в письме № 19867/12.421 от 28 сентября 2017 года Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок отказ в предоставлении Могутову В.В. в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью 169 456 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>. Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия рассмотреть повторно заявление Могутова В.В. от 13 сентября 2017 года.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Принимая 19 октября 2018 года решение об отказе в предоставлении административному истцу земельного участка в собственность без проведения торгов, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия исходило из того, что в соответствии с пп. 1 ст. 39.16 ЗК РФ с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также, что площадь передаваемого земельного участка для эксплуатации расположенного на нем объекта должна быть соразмерна площади такого объекта, однако земельный участок, площадью 169456 кв.м, значительно превышает площадь расположенного на нём объекта с кадастровым номером 10:07:0062202:654, площадью 14,4 кв.м, необходимую для эксплуатации нежилого здания.
В соответствии с пп. 5 и 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципами земельного законодательства являются: единство судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости, а также целевое использование земель, согласно которому правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с взаимосвязанными положениями пп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ указано, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 5 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при этом к их числу относятся случаи несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка в размерах, занятых объектом недвижимости и необходимых для его использования. Площадь такого земельного участка определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Таким образом, предоставление земельного участка собственнику здания, сооружения в соответствии с разрешенным использованием предполагает соответствие как целей использования земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, так и их площадей.
Установив, что расположение построенного объекта, площадью 14,4 кв.м, на земельном участке, площадью 169456 кв. м, предоставленном под сельскохозяйственное использование, свидетельствует о явной несоразмерности площади участка размещенному на нем объекту и тем самым не соответствует разрешенному использованию такого земельного участка, суд приходит к выводу о правомерности отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, изложенного в письме от 19 октября 2018 года №48816/12.4-21, в предоставлении Могутову В.В. земельного участка в собственность, в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С.Кустова
Решение в окончательной форме принято 21 января 2019 года.