Председательствующий по делу Дело № 33 -1436/2020
судья Трифонов А.Г. 2-1/2020 (2-75/2019)
УИД 75RS0028-01-2019-000123-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Комковой С.В.
судей краевого суда Кузнецовой О.А., Трифонова В.А.,
при секретаре Зыряновой В.В.,
с участием прокурора Казанцевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 21 мая 2020 г. гражданское дело по иску МКУ администрации муниципального района «Шелопугинский район» к Александрову С. В. о признании договора социального найма недействительным,
по апелляционной жалобе представителя истца МКУ администрации муниципального района «Шелопугинский район» Сосниной А.П.
на решение Шелопугинского районного суда Забайкальского края от 28 января 2020 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований МКУ Администрации муниципального района «Шелопугинский район» отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Комковой СВ., судебная коллегия
установила:
Представитель МКУ администрации муниципального района «Шелопугинский район» обратился в суд с иском к Александрову СВ. о признании договора социального найма недействительным. В уточненных исковых требования просил признать действия МКУ администрации сельского поселения «Шелопугинское» по предоставлению квартиры по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> незаконными; признать договор социального найма от 23.07.2018 №5 на жилое помещение, заключенный между МКУ администрацией сельского поселения и Александровым СВ. недействительным; признать Александрова СВ. утратившим право пользования жилым помещением; обязать Александрова СВ. передать МКУ администрации муниципального района «Шелопугинский район» спорное жилое помещение по акту приема-передачи в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование иска указал, что в собственности муниципального района «Шелопугинский район» находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. 24.11.2005 указанное жилое помещение было передано сельскому поселению «Шелопугинское» по акту приема-передачи имущества муниципальных унитарных предприятий, учреждений и иного муниципального имущества в муниципальную собственность муниципального района «Шелопугинский район», сельское поселение переход права собственности не зарегистрировало. По ходатайству ГУЗ «Шелопугинская НРБ» от 21.05.2012 № 215 «а» между МКУ администрацией сельского поселения «Шелопугинское» и Александровым СВ. заключен типовой договор социального найма от 22.05.2012 спорного жилого помещения. Указанное помещение предоставлялось ответчику на время исполнения должностных обязанностей в ГУЗ «Шелопугинская ЦРБ». В 2018 г. договоры социального найма с гражданами, проживающими в муниципальном жилье, были перезаключены. С Александровым СВ. был заключен договор социального найма жилого помещения от 23.07.2018 № 5. Считает, что договор социального найма жилого помещения, заключенный между МКУ администрацией сельского поселения «Шелопугинское» и Александровым СВ. необходимо признать недействительным, поскольку администрацией сельского поселения «Шелопугинское» договор заключен с нарушением жилищного законодательства: ответчик не был признан нуждающимся в жилом помещении, трудовой договор между ГУЗ «Шелопугинская ЦРБ» и Александровым СВ. расторгнут.
Определением суда от 20 декабря 2019 г. в качестве соответчика по делу привлечена МКУ администрация сельского поселения «Шелопугинское».
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 219-222).
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района «Шелопугинский район» Соснина А.П. просила решение суда отменить, принять новое решение по делу, которым исковые требования удовлетворить. Указала, что договор социального найма с Александровым С.В. был заключен в нарушение требований жилищного законодательства, так как Александров С.В. в установленном порядке малоимущим не признавался и на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял. В администрацию сельского поселения «Шелопугинское» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Александров С.В. не обращался. Спорная квартира предоставлялась Александрову С.В. по ходатайству главного врача ГУЗ Шелопугинской ЦРБ. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Александрову С.В. администрацией сельского поселения «Шелопугинское» не принималось. Решением Шелопугинского районного Совета депутатов от 17.11.2005 № 91 «О разграничении имущества муниципального образования «Шелопугинский район между муниципальным районом и поселениями» был утвержден перечень имущества муниципального образования «Шелопугинский район», подлежащего передаче в муниципальную собственность сельских поселений. В утвержденном перечне находится квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Сельское поселение «Шелопугинское» не зарегистрировало право собственности. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, собственником указанного жилого помещения является муниципальный район «Шелопугинскии район», т.е. указанное жилое помещение не является муниципальной собственностью сельского поселения «Шелопугинское», в связи с чем у администрации сельского поселения отсутствовали полномочия по распоряжению данным объектом недвижимого имущества, в частности по предоставлению в найм гражданам. На сегодня данная квартира исключена из перечня муниципального имущества, подлежащего передаче в собственность сельского поселения «Шелопугинское» и передана администрации муниципального района по акту приема-передачи. Администрация муниципального района «Шелопугинскии район» не может распорядиться спорной квартирой, так как администрацией сельского поселения «Шелопугинское» в нарушение норм жилищного законодательства заключен договор социального найма с Александровым С.В.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Александров С.В. просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представители истца МКУ администрации муниципального района «Шелопугинскии район» Забайкальского края, представитель ответчика МКУ администрации сельского поселения «Шелопугинское», извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Александрова С.В., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, заключение прокурора о необходимости оставления решения суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в части 1 статьи 51 ЖК РФ, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (части 1 и 2 статьи 52 данного Кодекса).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ случаев. Так, согласно пункту 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из приведенных норм следует, что субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по определению категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации наделены также полномочиями устанавливать основания для признания данных категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях и предусматривать порядок предоставления данных жилых помещений.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации.
При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
По правилам 1 ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материаламидела, Александрову С.В. и членам его семьи 22.05.2012 по договорусоциального найма № 31 МКУ администрацией сельского поселения «Шелопугинское» было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.л. 9).
Между Александровым С.В. и МКУ администрацией сельского поселения «Шелопугинсжое» 23.07.2018 заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которого наймодатель передал нанимателю за плату во владение и пользование пригодное для постоянного проживания изолированное жилое помещение муниципального жилищного фонда, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению и своевременно вносить плату за пользование им. Объектом найма являете изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 41,17 кв.м. (л.д. 10). Согласно пояснений представителя администрации сельского поселения «Шелопугинское», договор социального найма был вновь перезаключен с Александровым С.В. ввиду включения в договор сведений об оплате за квартиру.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, собственником жилого помещения <адрес>, расположенным по адресу: <адрес>, является муниципальный район «Шелопугинский район», где полномочия по распоряжению недвижимым имуществом, находящимся в собственности муниципального района, осуществляет орган местного самоуправления-администрация муниципального района «Шелопугинский район».
Решением Шелопугинского районного Совета депутатов (2004-2008) от 17.11.2005 №91 «О разграничении имущества муниципального образования «Шелопугинский район» между муниципальным районом и поселениями был утвержден перечень имущества муниципального образования «Шелопугинский район», подлежащего передаче в муниципальную собственность сельских поселений согласно приложений.
В приложении имеется указание на спорную квартиру.
Постановлением главы сельского поселения «Шелопугинское» от 21.11.2012 № 94 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> исключено из муниципального жилого фонда социального использования, и включено в муниципальный специализированный жилищный фонд сельского поселения «Шелопугинское».
Постановлением МКУ администрации сельского поселения «Шелопугинское» №69 от 19.08.2019 постановление администрации сельского поселения «Шелопугинское» от 211.11.2012 №94 «Об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду» признано утратившим силу (л.д.34).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных МКУ администрации муниципального района «Шелопугинский район» требований, суд указал, что представитель истца в судебное заседание достоверных и достаточных доказательств в соответствии ст.56 ГПК РФ, свидетельствующих о добровольном отказе ответчика от прав и обязанностей в отношении спорного жилого помещения и утрате к нему интереса, не представил, оснований для признания Александровым С.В. утратившим право пользования этим жилым помещением нет.
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация сельского поселения «Шелопугинское» не зарегистрировала право собственности на спорную квартиру, в связи с чем не имела право распоряжаться спорной квартирой, судебная коллегия отклоняет за необоснованностью.
Из приведенных ранее положений решения Шелопугинского районного Совета депутатов (2004-2008) от 17.11.2005 №91 «О разграничении имущества муниципального образования «Шелопугинский район» между муниципальным районом и поселениями с утвержденным перечнем имущества муниципального образования «Шелопугинский район», подлежащего передаче в муниципальную собственность сельских поселений с указанием спорной квартиры следует, что спорная квартира относится к муниципальной собственности сельского поселения, соответственно к собственности администрации сельского поселения «Шелопугинское». Право муниципальной собственности сельского поселения на квартиру возникло в силу закона, без издания какого-либо специального нормативного акта и процедуры передачи.
То обстоятельство, что квартира отсутствует в реестре муниципальной собственности сельского поселения и права на квартиру не зарегистрированы в ЕГРН не свидетельствует об отсутствии у администрации сельского поселения «Шелопугинское» права собственности на спорную квартиру на момент ее предоставления по договору социального найма Александрову С.В.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация сельского поселения не имела права распоряжения спорной квартирой судебной коллегией отклоняются, так как в силу ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 №131-Ф3, к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения. С учетом нахождения спорной квартиры в собственности сельского поселения, сельское поселение имело право заключения договора социального найма с ответчиком.
Довод жалобы о том, что на настоящий момент квартира передана администрации муниципального района по акту приема - передачи, судебной коллегией отклоняется, так как указанное обстоятельство не имеет значения при рассмотрении настоящего спора.
Ответчиком суду было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) для обращения в суд с настоящими требованиями (л.д. 45).
Согласно пункту 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Из содержания статьи 55 ГПК РФ следует, что предмет доказывания по делу составляют факты материально-правового характера, подтверждающие обоснованность требований и возражений сторон и имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом приведенных норм права, заявленных ответчиком требований, юридически значимым обстоятельством по данному делу являлось выяснение судом вопроса о том, в чьей собственности находилась спорная квартира на момент заключения с ответчиком оспариваемого договора социального найма в 2012 году, а также в 2018 г.
Между тем суд фактически данный вопрос не исследовал.
То обстоятельство, что документы о праве собственности на спорную квартиру в указанный период не были оформлены надлежащим образом в муниципальную собственность сельского поселения «Шелопугинское» не может безусловно свидетельствовать об отсутствии у администрации сельского поселения названного права после передачи имущества в муниципальную собственность сельских поселений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По смыслу статьи 201 ГК РФ, переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, срок исковой давности с момента заключения договора социального найма от 22.05.2012 истек 22 мая 2013 г., с момента заключения договора социального найма от 23.07.2018 истек 23.07.2019. В суд с исковыми требованиями истец обратился 15.08.2019, что свидетельствует о пропуске истцом срока давности при подаче искового заявления в суд.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении администрацией сельского поселения «Шелопугинское» процедуры заключения договора социального найма при рассмотрении дела не имеет значения при пропуске истцом срока исковой давности.
Несмотря на не исследование судом первой инстанции вопроса о сроке давности, в конечном итоге судом сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Шелопугинского районного суда Забайкальского края от 28 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Комкова
Судьи О.А.Кузнецова
В.А.Трифонов
Копия верна: С.В.Комкова