Дело №2-2341/2022
18RS0009-01-2022-004079-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Шаркан 19 декабря 2022 года
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лопатиной Л.Э.,
при секретаре Перевозчиковой И.А.,
с участием старшего помощника прокурора Шарканского района УР Леконцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарканского района УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мишкинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности привести покрытие подходов и дорожек на территории учреждения в соответствие с требованиями законодательства,
у с т а н о в и л:
прокурор Шарканского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мишкинская средняя общеобразовательная школа» (далее – ответчик, МБОУ «Мишкинская СОШ», учреждение) о возложении обязанности привести покрытие подходов и дорожек на территории учреждения по адресу: УР, <*****>, в соответствие с требованиями законодательства. Требования обоснованы следующим.
Прокуратурой Шарканского района в ходе реализации надзорных полномочий в деятельности МБОУ «Мишкинская СОШ» выявлены нарушения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статья 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) гарантируют право детей на жизнь, здоровье и устанавливают ответственность образовательной организации за нарушение данного права.
Согласно части 4 статьи 41 Закона №273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических мероприятий, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с положениями статьи 28 Закона №273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
В соответствии с п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.
Между тем, 08.08.2022 в ходе реализации надзорных полномочий прокуратурой района осуществлен осмотр дорожного полотна на территории МБОУ «Мишкинская СОШ», в результате которого выявлены следующие нарушения вышеуказанных требований федерального законодательства:
- при входе на территорию образовательного учреждения покрытие подходов и пешеходных дорожек, ведущих к входной группе здания учреждения, имеет дефекты в виде неровностей и выбоин;
- со стороны торца и тыла здания учреждения покрытие пешеходной дорожки имеет дефекты в виде неровностей и выбоин.
С целью устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района <дата> в адрес руководителя образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответу на представление прокурора требования прокурора по устранению выявленных нарушений признаны обоснованными, но, вместе с тем, фактически не исполнены.
Обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено тем, что ненадлежащее состояние покрытия подходов и дорожек на территории МБОУ «Мишкинская СОШ» могут повлечь негативные последствия в виде причинения вреда здоровью учащихся, сотрудников учреждения и иных граждан, влечет существенное снижение уровня безопасности нахождения граждан на территории учреждения.
Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, прокурор с учетом уточнения, просил обязать ответчика в срок до <дата> привести в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, покрытие подходов и дорожек на территории образовательного учреждения по адресу: УР, <*****> путем устранения дефектов в покрытии подходов и пешеходных дорожек, ведущих от входа на территорию к входной группе здания образовательного учреждения, со стороны торца и тыла здания учреждения.
В судебном заседании прокурор Леконцева И.А. поддержал исковые требования, с учетом их уточнения, по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика МБОУ «Мишкинская СОШ» и третьего лица – Администрации муниципального образования «Муниципальный округ «Шарканский район УР» в судебном заседании не присутствуют, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Представитель ответчика МБОУ «Мишкинская СОШ» ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьего лица на основании п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав прокурора, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, согласно статье 3 Федерального закона "Об образовании Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012, является приоритет жизни и здоровья человека.
В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
МБОУ «Мишкинская СОШ» согласно Уставу, является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет свою деятельность в пределах, установленных законодательством и Уставом, основными видами деятельности которого указана образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного, начального, основного и среднего образования (л.д. 19-28).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены СанПиН 2.4.1.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – Санитарные правила).
Настоящие санитарно-эпидемиологические требования направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом (п. п. 1.1 СанПиН 2.4.1.3648-20).
Согласно пункту 2.2.4 Санитарных правил, покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.
В судебном заседании установлено, что <дата> прокуратурой Шарканского района УР проведена проверка МБОУ «Мишкинская СОШ» законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
По результатам проверки выявлено несоблюдение МБОУ «Мишкинская СОШ» требований санитарного законодательства, а именно: покрытие подходов и дорожек на территории образовательного учреждения имеет дефекты в виде неровностей и выбоин, которые до настоящего времени не устранены.
По данному факту в адрес ответчика <дата> прокурором Шарканского района УР внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства (л.д. 6-7).
Из ответа МБОУ «Мишкинская СОШ» на представления и требования прокуратуры следует, что указанные нарушения нашли свое подтверждение, в целях устранения нарушений закона направлена заявка на выделение денежных средств (л.д. 8, 9).
Вместе с тем, доказательств объективно свидетельствующих об устранении нарушений, которые отмечены во внесенном прокурором Шарканского района УР представления, в материалы дела не представлено, выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, не устранены.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалами дела: рапортом помощника прокурора Шарканского района УР Горбуновой М.В. от <дата> о выявлении в ходе проведения проверки дефектов в виде неровностей и выбоин покрытия дорожек на территории МБОУ «Мишкинская СОШ», с которым директор школы ознакомлена и согласна; фототаблицей помощника прокурора, на которой изображено покрытие подходов и пешеходных дорожек, ведущих от входа, со стороны торца и тыла здания МБОУ «Мишкинская СОШ», имеющие дефекты в виде неровностей и выбоин; представлением прокурора Шарканского района УР от об устранении нарушений законодательства от <дата>; ответом на представление прокурора, согласно которому представление признано обоснованным и верным; постановлением заместителя прокурора Шарканского района УР от <дата> о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «Мишкинская СОШ» Петровой З.А. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, воспитания и обучения; постановлением по делу об административном правонарушении от <дата> о признании директора МБОУ «Мишкинская СОШ» Петровой З.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ и назначении ей административного наказания в виде предупреждения.
Отсутствие надлежащего финансирования образовательного учреждения не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Учитывая, что образовательное учреждение посещает неограниченное количество лиц – учащихся, их законных представителей, сотрудников образовательного учреждения, а покрытие пешеходных дорожек не соответствует обязательным требованиям п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 и устранение этого нарушения необходимо для обеспечения безопасности указанных лиц, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснованно предъявил указанные требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что указанные выше мероприятия отнесены к числу обязательных мероприятий, на ответчика в силу закона возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства.
Рассматривая вопрос о сроке, в течение которого, ответчику надлежит исполнить решение, суд находит его достаточным и разумным.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора Шарканского района УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мишкинская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 1822004190) о возложении обязанности по приведению покрытия подходов и дорожек в соответствии с требованиями законодательства, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мишкинская средняя общеобразовательная школа» в срок до <дата> привести в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, покрытие подходов и дорожек на территории образовательного учреждения по адресу: <*****> путем устранения дефектов в покрытии подходов и пешеходных дорожек, ведущих от входа на территорию к входной группе здания образовательного учреждения, со стороны торца и тыла здания учреждения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Л.Э.Лопатина
Решение в окончательной форме принято 19 декабря 2022 года.