Решение по делу № 33-17030/2023 от 20.09.2023

дело № 33-17030/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 26.10.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Локтина А.А.,

судей

Волкоморова С.А.,

Ильясовой Е.Р.

при ведении протокола помощником судьи Италмасовым А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2?643/2023 по иску прокурора г. Краснотурьинска Свердловской области в интересах несовершеннолетних ( / / )1, ( / / )14 и их законного представителя Васениной Натальи Александровны к Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма;

по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.07.2023.

Заслушав доклад судьи Локтина А.А., возражения на апелляционную жалобу прокурора Ялпаевой А.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Краснотурьинска Свердловской области, действуя в интересах несовершеннолетних ( / / )1, ( / / )3, их законного представителя Васениной Н.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области (далее – АГОК СО), в котором просил предоставить Васениной Н.А., ( / / )1, ( / / )3 во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда городского округа Краснотурьинск общей площадью не менее 33,42 кв.м., отвечающее требованиям, установленным действующим законодательством, находящееся в границах городского округа Краснотурьинск.

В обоснование иска указано, что Васенина Н.А. является матерью несовершеннолетних ( / / )1, <дата> г.р., и ( / / )3, <дата>.р. и вместе с ними состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Несовершеннолетняя ( / / )1 является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н. Однако внеочередное право ( / / )1 на предоставление ей жилого помещения на условиях договора социального найма, ответчиком не учитывается. Жилое помещение ( / / )1 с учетом её законного представителя и малолетнего брата ответчиком до настоящего времени не предоставлено.

Представитель ответчика АГОК СО Герб Н.Г. иск не признала. Указала, что обеспечение жилыми помещениями детей-инвалидов и членов их семей подлежит финансированию за счет бюджетных средств Свердловской области, а не органа местного самоуправления. Исходила из того, что в жилом помещении, в котором на данный момент проживают истцы (<адрес>), иная семья не проживает, то есть указанная квартира несколькими семьями не занята.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство финансов Свердловской области, представило письменный отзыв о том, что обеспечение жилыми помещениям муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущих и нуждающихся граждан осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина (л.д. 81).

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.07.2023 исковые требования прокурора удовлетворены: на ответчика АГОК СО возложена обязанность предоставить несовершеннолетней ( / / )1 в составе семьи из трех человек: законного представителя Васениной Н.А., несовершеннолетних ( / / )1 и ( / / )3, во внеочередном порядке на основании договора социального найма жилое помещение муниципального фонда городского округа Краснотурьинск Свердловской области, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г. Краснотурьинска, площадью в пределах нормы предоставления, установленной на территории городского округа Краснотурьинск, с учетом права ( / / )1 на дополнительную жилую площадь.

В апелляционной жалобе, приводя доводы, аналогичные возражениям на иск, представитель ответчика, Герб Н.Г., просит решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.07.2023 отменить, ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неправильного применения норм материального права.

В суде апелляционной инстанции прокурор Ялпаева А.А. просила решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области – без удовлетворения.

Материальные истцы, ответчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом приведенных обстоятельств, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия, действуя в пределах, предусмотренных ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из нижеследующего.

Из представленных материалов следует, что суд правильно определил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, подлежащий применению: ч. 3 ст. 17, ст. 40 Конституции Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19, ст.cт.49, 50, 51, 52, 58, п. 3 ч. 2, ч.ч. 3-5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н; Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н; учел правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 1563-О-О, и верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для объективного и всестороннего рассмотрения данного гражданского дела.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела (л.д. 11-23, 40-41, 48, 54, 92-93, 136), что несовершеннолетняя ( / / )1, <дата> г.р., является ребенком-инвалидом, страдает тяжелыми формами хронических заболеваний с кодами <№>.

Заболевание с кодом <№> включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н (далее – Перечень заболеваний 987н).

Заболевание с кодом <№> включено в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н (далее – Перечень заболеваний 991н).

( / / )1 зарегистрирована по месту жительства её матери Васениной Н.А. и единоутробного брата ( / / )3, <дата> г.р., в квартире, площадью 44,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности несовершеннолетнему ( / / )3 (1/10 доля); несовершеннолетней ( / / )1 (1/10 доля); ( / / )11 и Васениной Н.А. (8/10 доли в общей совместной собственности).

Иных жилых помещений в собственности или законном пользовании у ( / / )1, Васениной Н.А. и ( / / )3 не имеется.

С отцами ( / / )1 и ( / / )3 (третьи лица ( / / )1 и ( / / )11) браки Васениной Н.А. от <дата> и от <дата> расторгнуты <дата> и <дата> (л.д. 48-52).

Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области от 24.03.2022 № 01-01/351 Васенина Н.А. с членами её семьи несовершеннолетними ( / / )1 и ( / / )3 признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма айзиев Б.Т. признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении в связи с наличием в семье ребенка-инвалида (л.д. 88-118).

Однако жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, тогда как поставленная на соответствующий учет несовершеннолетняя ( / / )1 относится к категории граждан, которым предоставление жилого помещения осуществляется вне очереди (п. 3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Установив указанные обстоятельства, в том числе и то, что законный представитель ( / / )1 Васенина Н.А. в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у ( / / )1 в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

На учете также состоит малолетний ( / / )3 (сын Васениной Н.А. и единоутробный брат ( / / )1), который в силу возраста не может проживать отдельно от матери.

Учитывая это обстоятельство, суд принял во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 4-П от 22.01.2018, согласно которому действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что ребенок-инвалид нуждается в том, чтобы ему были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество, для чего социальная защита такого лица должна быть повышена. Необходимо принимать во внимание также, что предоставление инвалидам дополнительных преимуществ и гарантий на равные права с другими гражданами невозможно, в данном конкретном случае, без учета лиц осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними.

Соответственно, при разрешении вопроса о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещению ребенку-инвалиду ( / / )1 необходимо учитывать состав её семьи и определять лиц, с которыми она должна проживать.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем семей, имеющих детей-инвалидов осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и из жилищного фонда такого субъекта, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Судом первой инстанции таким доводам дана полная, всестороння и объективная оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Из материалов дела следует, что Васенина Н.А. поставлена на жилищный учет 24.03.2022 по основаниям установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда. При этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

В силу ст. ст. 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления. Таким образом, обязанность по предоставлению материальным истцам жилого помещения по договору социального найма возникла именно у Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области, которая является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Согласно абз. 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области от 14.09.2021 № 783 утверждена норма предоставления площади по договору социального найма в размере 15 кв.м общей площади на одного человека (л.д. 62).

Таким образом, на 3-х человек (Васенину Н.А., ( / / )1 и ( / / )3), с учетом права ( / / )1 на дополнительную площадь, приходится по норме предоставления не более 60 кв.м (15 х 3 + 15).

При этом из указанной площади, в силу вышеприведенных положений ч. 2 ст. 51, ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо вычесть площадь квартиры, находящейся в собственности указанных лиц (<адрес>,) – 26,58 кв.м: (44,3 : 10) + (44,3:10) + (44,3 : 10 х 8 : 2).

При таких обстоятельствах общая площадь предоставляемого истцам жилого помещения по договору социального найма может быть не более 33,42 кв.м: (60-26,58).

Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика Администрации Камышловского городского округа Свердловской области направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется, поскольку обжалуемое решение постановлено с соблюдением положений ст.ст. 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в п.п. 1-6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 3271; п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области 18.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа Кранотурьинск Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Локтин

Судьи: С.А. Волкоморов

Е.Р. Ильясова

дело № 33-17030/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 26.10.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Локтина А.А.,

судей

Волкоморова С.А.,

Ильясовой Е.Р.

при ведении протокола помощником судьи Италмасовым А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2?643/2023 по иску прокурора г. Краснотурьинска Свердловской области в интересах несовершеннолетних ( / / )1, ( / / )14 и их законного представителя Васениной Натальи Александровны к Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма;

по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.07.2023.

Заслушав доклад судьи Локтина А.А., возражения на апелляционную жалобу прокурора Ялпаевой А.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Краснотурьинска Свердловской области, действуя в интересах несовершеннолетних ( / / )1, ( / / )3, их законного представителя Васениной Н.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области (далее – АГОК СО), в котором просил предоставить Васениной Н.А., ( / / )1, ( / / )3 во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда городского округа Краснотурьинск общей площадью не менее 33,42 кв.м., отвечающее требованиям, установленным действующим законодательством, находящееся в границах городского округа Краснотурьинск.

В обоснование иска указано, что Васенина Н.А. является матерью несовершеннолетних ( / / )1, <дата> г.р., и ( / / )3, <дата>.р. и вместе с ними состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Несовершеннолетняя ( / / )1 является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н. Однако внеочередное право ( / / )1 на предоставление ей жилого помещения на условиях договора социального найма, ответчиком не учитывается. Жилое помещение ( / / )1 с учетом её законного представителя и малолетнего брата ответчиком до настоящего времени не предоставлено.

Представитель ответчика АГОК СО Герб Н.Г. иск не признала. Указала, что обеспечение жилыми помещениями детей-инвалидов и членов их семей подлежит финансированию за счет бюджетных средств Свердловской области, а не органа местного самоуправления. Исходила из того, что в жилом помещении, в котором на данный момент проживают истцы (<адрес>), иная семья не проживает, то есть указанная квартира несколькими семьями не занята.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство финансов Свердловской области, представило письменный отзыв о том, что обеспечение жилыми помещениям муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущих и нуждающихся граждан осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина (л.д. 81).

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.07.2023 исковые требования прокурора удовлетворены: на ответчика АГОК СО возложена обязанность предоставить несовершеннолетней ( / / )1 в составе семьи из трех человек: законного представителя Васениной Н.А., несовершеннолетних ( / / )1 и ( / / )3, во внеочередном порядке на основании договора социального найма жилое помещение муниципального фонда городского округа Краснотурьинск Свердловской области, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г. Краснотурьинска, площадью в пределах нормы предоставления, установленной на территории городского округа Краснотурьинск, с учетом права ( / / )1 на дополнительную жилую площадь.

В апелляционной жалобе, приводя доводы, аналогичные возражениям на иск, представитель ответчика, Герб Н.Г., просит решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.07.2023 отменить, ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неправильного применения норм материального права.

В суде апелляционной инстанции прокурор Ялпаева А.А. просила решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области – без удовлетворения.

Материальные истцы, ответчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом приведенных обстоятельств, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия, действуя в пределах, предусмотренных ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из нижеследующего.

Из представленных материалов следует, что суд правильно определил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, подлежащий применению: ч. 3 ст. 17, ст. 40 Конституции Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19, ст.cт.49, 50, 51, 52, 58, п. 3 ч. 2, ч.ч. 3-5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н; Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н; учел правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 1563-О-О, и верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для объективного и всестороннего рассмотрения данного гражданского дела.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела (л.д. 11-23, 40-41, 48, 54, 92-93, 136), что несовершеннолетняя ( / / )1, <дата> г.р., является ребенком-инвалидом, страдает тяжелыми формами хронических заболеваний с кодами <№>.

Заболевание с кодом <№> включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н (далее – Перечень заболеваний 987н).

Заболевание с кодом <№> включено в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н (далее – Перечень заболеваний 991н).

( / / )1 зарегистрирована по месту жительства её матери Васениной Н.А. и единоутробного брата ( / / )3, <дата> г.р., в квартире, площадью 44,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности несовершеннолетнему ( / / )3 (1/10 доля); несовершеннолетней ( / / )1 (1/10 доля); ( / / )11 и Васениной Н.А. (8/10 доли в общей совместной собственности).

Иных жилых помещений в собственности или законном пользовании у ( / / )1, Васениной Н.А. и ( / / )3 не имеется.

С отцами ( / / )1 и ( / / )3 (третьи лица ( / / )1 и ( / / )11) браки Васениной Н.А. от <дата> и от <дата> расторгнуты <дата> и <дата> (л.д. 48-52).

Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области от 24.03.2022 № 01-01/351 Васенина Н.А. с членами её семьи несовершеннолетними ( / / )1 и ( / / )3 признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма айзиев Б.Т. признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении в связи с наличием в семье ребенка-инвалида (л.д. 88-118).

Однако жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, тогда как поставленная на соответствующий учет несовершеннолетняя ( / / )1 относится к категории граждан, которым предоставление жилого помещения осуществляется вне очереди (п. 3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Установив указанные обстоятельства, в том числе и то, что законный представитель ( / / )1 Васенина Н.А. в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у ( / / )1 в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

На учете также состоит малолетний ( / / )3 (сын Васениной Н.А. и единоутробный брат ( / / )1), который в силу возраста не может проживать отдельно от матери.

Учитывая это обстоятельство, суд принял во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 4-П от 22.01.2018, согласно которому действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что ребенок-инвалид нуждается в том, чтобы ему были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество, для чего социальная защита такого лица должна быть повышена. Необходимо принимать во внимание также, что предоставление инвалидам дополнительных преимуществ и гарантий на равные права с другими гражданами невозможно, в данном конкретном случае, без учета лиц осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними.

Соответственно, при разрешении вопроса о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещению ребенку-инвалиду ( / / )1 необходимо учитывать состав её семьи и определять лиц, с которыми она должна проживать.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем семей, имеющих детей-инвалидов осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и из жилищного фонда такого субъекта, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Судом первой инстанции таким доводам дана полная, всестороння и объективная оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Из материалов дела следует, что Васенина Н.А. поставлена на жилищный учет 24.03.2022 по основаниям установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда. При этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

В силу ст. ст. 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления. Таким образом, обязанность по предоставлению материальным истцам жилого помещения по договору социального найма возникла именно у Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области, которая является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Согласно абз. 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области от 14.09.2021 № 783 утверждена норма предоставления площади по договору социального найма в размере 15 кв.м общей площади на одного человека (л.д. 62).

Таким образом, на 3-х человек (Васенину Н.А., ( / / )1 и ( / / )3), с учетом права ( / / )1 на дополнительную площадь, приходится по норме предоставления не более 60 кв.м (15 х 3 + 15).

При этом из указанной площади, в силу вышеприведенных положений ч. 2 ст. 51, ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо вычесть площадь квартиры, находящейся в собственности указанных лиц (<адрес>,) – 26,58 кв.м: (44,3 : 10) + (44,3:10) + (44,3 : 10 х 8 : 2).

При таких обстоятельствах общая площадь предоставляемого истцам жилого помещения по договору социального найма может быть не более 33,42 кв.м: (60-26,58).

Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика Администрации Камышловского городского округа Свердловской области направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется, поскольку обжалуемое решение постановлено с соблюдением положений ст.ст. 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в п.п. 1-6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 3271; п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области 18.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа Кранотурьинск Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Локтин

Судьи: С.А. Волкоморов

Е.Р. Ильясова

33-17030/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Краснотурьинска
Кузнецова Анастасия Андреевна
Васенина Наталья Александровна
Васенин Иван Артемьевич
Ответчики
Администрация ГО Краснотурьинск
Другие
Министерство финансов Свердловской области
Васенин Артемий Аркадьевич
Кузнецов Андрей Анатольевич
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Локтин Александр Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
21.09.2023Передача дела судье
26.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023Передано в экспедицию
26.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее