Решение по делу № 2-933/2023 от 07.04.2023

Дело № 2-933/2023 (59RS0025-01-2023-000668-63)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Краснокамск            05.05.2023

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Щербаковой А.В.,

при секретаре Карповой К. А.,

с участием прокурора Вшивкова Р.И.,

истца Павлова Р.Е.,

представителя администрации Краснокамского городского округа ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску прокурора г.Краснокамска, Павлова Р.Е. к администрации Краснокамского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

Установил:

Прокурор г.Краснокамска в интересах Павлова Р.Е. обратился в суд с иском о возложении на администрацию Краснокамского городского округа (далее – ответчик) обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка, которой установлено, что Павлов Р.Е. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО5 лишена родительских прав решением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, его отец решением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. После обращения Павлова Р.Е. в администрацию Краснокамского городского округа с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения, ему так и не предоставлено жилое помещение. В настоящее время Павлов Р.Е. обучается и находится в трудной жизненной ситуации и тяжелом материальном положении, ему во временное владение предоставлено жилое помещение в студенческом общежитии.

Истец в судебном заседании на иске настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем.

Прокурор в судебном заседании на иске настаивал, суду пояснил, что Павлов Р.Е. имеет статус лица детей сирот оставшихся без попечения родителей, поставлен в очередь на предоставление жилого помещения. Жилье администрация Краснокамского городского округа ему не предоставила, в соответствии с постановлением № 670 Пермского края ему должны предоставить жилое помещение. Органы местного самоуправления могут предоставить по соглашению сторон жилое помещение и в том числе за пределами Краснокамского городского округа. С учетом позиции генеральной прокуратуры, подобные иски исключительной категории и подаются только при наличии обстоятельств, скорейшего предоставления жилья. Было учтено, что Павлов Р.Е. не имеет в собственности жилого помещения, проживает временно до июня в общежитии, не имеет семьи. Это послужило основанием для обращения в суд с данным иском

Представитель администрации Краснокамского городского округа в судебном заседании указала, что Павлов Р.Е. включен в список детей сирот, на сегодня день значится под номером 59. ДД.ММ.ГГГГ Павловым Р.Е. подано заявление на получение жилого помещения. Он предположительно должен получить жилое помещение в 2025 году. На сегодняшний день Павлов Р.Е. в список на получение жилья в этом году не включен. Округ имеет право закупать жилые помещения на территории Пермского края. У них имеются контракты на закупу жилых помещений в <адрес> это <адрес> и <адрес> На 2022 год Краснокамской администрацией выделены денежные средства на закупку 7 жилых помещений, но у нас на сегодняшний день уже имеются 7 решений суда вступивших в законную силу для предоставления жилых помещений. Полагает, при удовлетворении иска будут нарушены права тех лиц, по которым уже имеется решение суда вступившее в законную силу.

Заслушав пояснения истца, представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 149 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п.п. 1,7 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (далее по тексту – ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.

Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;

4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Статьей 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.

В соответствии с положениями постановления Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п «Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края», жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.

Жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Павлова Р.Е. (ФИО5) лишена родительских прав в отношении своего сына (л.д. 23-27).

Решением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Павлова Р.Е. (ФИО6) лишен родительских прав в отношении своего сына (л.д. 28-32).

Павлову Р.Е. была назначена опека, которая в последующем была отменена в связи с наступлением совершеннолетия Павлова Р.Е.

На основании приказа территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам Павлова Р.Е. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно выписке из ЕГРН за Павловым Р.Е., каких-либо жилых помещений не значится и не зарегистрировано.

Из сведений, представленных ОМВД России по Краснокамскому городскому округу, Павлов Р.Е. зарегистрирован по адресу: <адрес>. В настоящее время зарегистрирован по месту временного пребывания <адрес> (л.д. 55).

На квартиру, расположенную по адресу: <адрес> право собственности не зарегистрировано (л.д. 42).

Павлов Р.Е. обращался в администрацию Краснокамского городского округа об указании его очередности и предоставлении жилого помещения (л.д. 18).

В соответствии с информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередность Павлова Р.Е. на получение жилого помещения была 58. Его заявление подлежало включению в список на предоставление жилья детям-сиротам на 2025-2026 год. Также, было указано, что в первую очередь, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для детей-сирот обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по вступившим в законную силу решениям судов (л.д. 19-20).

При обращении в прокуратуру г.Краснокамска Павлов Р.Е. указал, что он является студентом, ему предоставлено временное жилое помещение в общежитие до ДД.ММ.ГГГГ. дом по адресу: <адрес> сгорел. В настоящее время он находится в тяжелой жизненной ситуации и в тяжелом материальном положении (л.д. 58).

Таким образом, из совокупности собранных по делу доказательств, судом установлено, что Павлов Р.Е. не обеспечен жилым помещением, следовательно, является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по указанным основаниям.

В связи с этим имеются основания для удовлетворения требований Павлова Р.Е. о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в том числе строящиеся и (или) приобретенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края по государственным контрактам, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, после их постройки, не переданные и (или) переданные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенные на территориях муниципальных образований Пермского края, подлежат передаче на безвозмездной основе из государственной собственности Пермского края в собственность муниципальных образований, на территории которых они расположены, для включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд.

На основании вышеизложенных, действующих в настоящее время, норм права, регулирующие спорные правоотношения, обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на администрацию городского округа, как на орган местного самоуправления, которому в соответствии с Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но указанное обеспечение истца жилым помещением произвести за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд критически относится к доводам ответчика о том, что такое предоставление нарушит права иных детей-сирот, включенных в список ранее, поскольку федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты Пермского края очередность реализации данной категорией граждан права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусматривают. Довод о предоставлении помещения «в порядке очередности» не отвечает требованиям норм материального права и нарушает право истца на обеспечение жильем.

Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению Павлову Р.Е. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на администрацию Краснокамского городского округа Пермского края.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Решил:

исковые требования прокурора г.Краснокамска о предоставлении благоустроенного жилого помещения – удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Краснокамского городского округа предоставить Павлову Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 Щербакова А.В.

2-933/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Краснокамска
Павлов Рустам Евгеньевич
Ответчики
Администрация Краснокамского городского округа
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Судья
Щербакова Алевтина Васильевна
Дело на странице суда
krasnokam.perm.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2023Передача материалов судье
11.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее