Решение по делу № 7р-275/2021 от 07.06.2021

    7р-275

РЕШЕНИЕ

1 июля 2021 года                                              город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу защитника Лукашевич Е.С., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью «УК Воскресенский район», на решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 4 мая 2021 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области от 21 января           2021 года общество с ограниченной ответственностью «УК Воскресенский район» (далее - ООО «УК Воскресенский район», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска               от 4 мая 2021 года указанное постановление оставлено без изменения.

Защитник Лукашевич Е.С., действующая в интересах ООО «УК Воскресенский район» по доверенности от 11 января 2021 года, в жалобе просит отменить указанное постановление, ссылаясь на то, что Общество не является субъектом инкриминированного правонарушения.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и заслушав защитника юридического лица Бурцеву Н.Н., действующую на основании доверенности от 30 декабря 2020 года, поддержавшую жалобу, прихожу к следующим выводам.

Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

Статьей 23 названного Федерального закона установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Как следует из представленных материалов, ООО «УК Воскресенский район» является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора управления многоквартирным домом (домами)                          от 1 февраля 2020 года (приложение № 5).

В соответствии с соглашением № 2 от 26 ноября 2020 года к указанному договору управления многоквартирным домом (домами) в связи с реализацией собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом РФ                         с 1 декабря 2020 года в договор управления многоквартирным домом (домами) от 1 февраля 2020 года включен многоквартирный дом по адресу: <адрес>

В районе многоквартирного дома по адресу: <адрес> оборудована контейнерная площадка, предназначенная для сбора твердых коммунальных и крупногабаритных отходов.

По сведениям администрации МО «Город Архангельск» (от 26 ноября 2020 года) на данной контейнерной площадке производится сбор твердых бытовых отходов от следующих многоквартирных домов, находящихся на содержании и обслуживании в управляющих организациях:

- ООО «УК «Общее домовое обслуживание» - <адрес>,

- ООО «Северо-западные коммунальные системы» - <адрес>,

- ООО «УК Воскресенский район» - <адрес>,

- ООО «Архангельские коммунальные системы» - <адрес> (до 1 декабря 2020 года),

- ТСЖ «Тммме 22» - <адрес>.

По обращению жильца многоквартирного <адрес> ФИО14 должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Архангельской области проведена проверка, по результатам которой 21 декабря 2020 года ведущим специалистом-экспертом Управления в отношении ООО «УК Воскресенский район» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном               статьей 6.4 КоАП РФ.

ООО «УК Воскресенский район» вменялось нарушение санитарных правил, допущенных при эксплуатации многоквартирных домов по адресам: <адрес> по состоянию на 29 мая 2020 года и 31 мая 2020 года, выразившееся в нарушении:

- пунктов 2.1, 2.4 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» - не оборудовании контейнерной площадки, расположенной в районе многоквартирного <адрес>, ограждением с трех сторон, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за ее пределы, отсутствии отсека для сбора крупногабаритных отходов;

- пунктов 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», пункта 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», пункта 3.11              СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий - не обеспечении рационального сбора и быстрого удаления отходов от жилого <адрес> по <адрес> и допущении захламление твердыми коммунальными отходами и крупногабаритными отходами с левой стороны указанной контейнерной площадки 29 мая 2020 года в 20 часов 53 минуты и 31 мая 2020 года в 11 часов 08 минут (пакеты с мусором, коробки, строительный мусор, старые оконные рамы, площадь захламления ориентировочно 5 кв.м).

Рассмотрев протокол и другие материалы дела, 21 января 2020 года заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области вынес постановление о привлечении ООО «УК Воскресенский район» к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ, в котором исключил из объема предъявленного обвинения нарушение              пунктов 2.1, 2.4 СанПиН 2.1.7.3550-19, утративших силу с 1 января                       2021 года, пунктов 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88, утративших силу                      с 3 декабря 2020 года, и пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, который в новой редакции не содержит требования к ограждению с трех сторон контейнерной площадки.

Пересмотрев постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных пунктом 4.4               СанПиН 3.5.2.3472-17 и пунктом 3.11 СП 3.5.3.3223-14, и имеющиеся в материалах дела доказательства, бесспорно свидетельствуют о вине                  ООО «УК Воскресенский район» во вмененном правонарушении.

Между тем с такими выводами судьи согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оспариваемым постановлением ООО «УК Воскресенский район» привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ, в том числе за нарушение санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Вместе с тем и это следует из представленных материалов, по состоянию на 29 мая 2020 года и 31 мая 2020 года (даты совершения инкриминированного правонарушения) указанный многоквартирный дом находился в управлении ООО «Архангельские коммунальные системы» и только после решения общего собрания собственников данного многоквартирного дома с 1 декабря 2020 года передан в управление                   ООО «УК Воскресенский район», что подтверждается соглашением № 2             от 26 ноября 2020 года к договору управления многоквартирным домом (домами) от 1 февраля 2020 года, заключенному между ООО «УК Воскресенский район» (Управляющая организация) и администрацией                МО «Город Архангельск» (Собственник).

Следовательно, привлечение ООО «УК Воскресенский район» к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в управлении иного юридического лица (ООО «Архангельские коммунальные системы») 29 мая 2020 года и 31 мая 2020 года является неправомерным.

Данные обстоятельства в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ оставлены судом первой инстанции без внимания при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении.

Этим же постановлением ООО «УК Воскресенский район» привлечено к административной ответственности за захламление 29 мая 2020 года и 31 мая 2020 года твердыми коммунальными и крупногабаритными отходами территории с левой стороны от контейнерной площадки, расположенной в районе многоквартирного <адрес>.

В жалобе на постановление о назначении административного наказания защитник Лукашевич Е.С. приводила доводы о невиновности юридического лица в связи с тем, что управляющая организация не является ответственной за своевременный вывоз мусора с указанной контейнерной площадки, которая расположена за пределами общедомовой территории.

Вопреки требованиям статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, судьей районного суда при рассмотрении жалобы позиция защитника привлеченного к административной ответственности юридического лица в полном объеме проверена не была и не получила судебной оценки.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ                от 7 июня 2017 года N 83 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение (вместе с «СанПиН 3.5.2.3472-17. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»).

Согласно пункту 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, на не установленных для этих целей участках территории населенных пунктов и прилегающих к населенным пунктам.

Применительно к рассматриваемому делу пунктом 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях.

Из ответов администрации МО «Город Архангельск» (от 13 октября 2020 года № 30-13/1113, от 19 октября 2020 года № 19-76/7989) следует, что контейнерная площадка, расположенная в районе многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ранее принадлежала                ООО «Спецавтохозяйство», в 2019 году силами названной организации был произведен ее демонтаж. В последующем на указанной контейнерной площадке было установлено 8 контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов и силами регионального оператора ООО «Экоинтегратор» контейнер для сбора крупногабаритных отходов. Земельный участок под указанной контейнерной площадкой является территорией общего пользования.

В материалы дела защитником представлены документы кадастрового учета и схема расположения земельного участка с кадастровым номером 28:22:040612:4483 под многоквартирным домом, расположенным по адресу:                  <адрес>, из которых видно, что контейнерная площадка находится за пределами указанного земельного участка на территории, относящейся к общему пользованию.

Сведений о том, что участок территории, на котором расположена контейнерная площадка, относится к дворовой территории спорного многоквартирного дома, в отношении которой установлены требования пункта 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17, по состоянию на 29 мая 2020 года и 31 мая 2020 года не представлено.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ               от 22 сентября 2014 года N 58 утверждены СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».

Разделом III СП 3.5.3.3223-14 установлены требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, которые обеспечивают: органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; юридические лица; граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (пункт 3.1).

Согласно пункту 3.11 СП 3.5.3.3223-14, несоблюдение которого вменялось ООО «УК Воскресенский район», санитарно-гигиенические мероприятия включают:

- работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам,

- очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте;

- использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка;

- ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий;

- проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.

В первоначальной жалобе защитник Лукашевич Е.С. ссылалась на то, что за своевременный сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов с установленной контейнерной площадки отвечает региональный оператор ООО «Экоинтегратор», с которым у собственников помещений многоквартирного <адрес> заключен договор.

В подтверждение указанной позиции представлен протокол № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, на котором собственниками помещений принято решение о заключении договора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором с того момента, когда региональный оператор приступит к исполнению своих обязанностей в Архангельской области.

Региональный оператор ООО «Экоинтегратор» приступил к исполнению обязанностей с 1 января 2020 года.

В ответе на запрос суда (от 25 июня 2021 года) ООО «Экоинтегратор» подтвердил заключение прямых договоров с собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу:                      <адрес>, на оказание данной коммунальной услуги по состоянию на 29 мая 2020 года и 31 мая 2020 года.

Кроме того, при пересмотре состоявшегося по делу постановления судом первой инстанции не дано оценки тому, что за вышеприведенные нарушения санитарного законодательства к административной ответственности привлекался другой субъект – ООО «Экоинтегратор», о чем в отношении последнего был составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.35 КоАП РФ.

2 февраля 2021 года постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области производство по делу об административном правонарушении в отношении                                     ООО «Экоинтегратор» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения (вступило в законную силу 2 марта 2021 года).

Согласно данному постановлению ООО «Экоинтегратор», среди прочего вменялось нарушение санитарного законодательства при обращении с отходами, выразившееся в том, что 29 мая 2020 года в 20 часов 53 минут и     31 мая 2020 года в 11 часов 08 минут контейнерная площадка в районе многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и прилегающая к ней территория слева захламлена твердыми коммунальными и крупногабаритными отходами на площади ориентировочно 5 квадратных метров (пакеты с мусором, коробки, строительный мусор, старые оконные рамы). Выводы об отсутствии состава инкриминируемого правонарушения основаны на том, что на момент рассмотрения дела вмененные ООО «Экоинтегратор» санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.1.7.3550-19 утратили силу.

Приведенное постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Экоинтегратор» подтверждает доводы защитника Лукашевич Е.С. о том, что ответственным за своевременный вывоз мусора и уборку спорной контейнерной площадки по состоянию                     на 29 мая 2020 года и 31 мая 2020 года являлось иное лицо.

В рассматриваемом конкретном случае выявленные в рамках одной проверки (по обращению Лебедева) должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области нарушения требований санитарного законодательства, выразившиеся в несвоевременном сборе и удалении отходов, а также в захламлении контейнерной площадки в районе многоквартирного <адрес> и прилегающей к ней территории такими отходами, образуют одно событие административного правонарушения, в связи с чем, вынесение двух постановлений в отношении ООО «Экоинтегратор» и ООО «УК Воскресенский район» нарушает принципы недопустимости привлечения к ответственности дважды (в рассматриваемом случае нескольких юридических лиц) за одно и тоже нарушение.

Таким образом, должностное лицо и судья районного суда в результате неправильного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необоснованно пришли к выводу о виновности ООО «УК Воскресенский район» в нарушении требований санитарного законодательства, представленные материалы с учетом доводов, приведенных в жалобе защитника юридического лица, бесспорно и объективно не подтверждали данный факт.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Изложенное выше свидетельствует об отсутствии у судьи районного суда оснований для признания состоявшегося в отношении «УК Воскресенский район» постановления о назначении административного наказания законным, поскольку установленные по делу обстоятельства не подтверждали наличие оснований для его привлечения, а, свидетельствовали об отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, выводы судьи нижестоящей судебной инстанции сделаны в нарушение положений статьи 26.11 КоАП РФ о всесторонней, полной и объективной оценке доказательств в их совокупности и влекут отмену принятых по делу актов - постановления должностного лица от 21 января 2021 года и решения судьи районного суда от 4 мая 2021 года и прекращение производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

    решил:

жалобу защитника Лукашевич Е.С., действующей в интересах ООО «УК Воскресенский район», удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области от 21 января 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 4 мая 2021 года, вынесенные в отношении ООО «УК Воскресенский район» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья                                                          Я.С. Рохина

7р-275/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ООО УК Воскресенский район
Другие
Лукашевич Е.С.
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Рохина Яна Сергеевна
Статьи

6.4

Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
07.06.2021Материалы переданы в производство судье
17.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Судебное заседание
01.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее