57RS0023-01-2023-003221-82
Дело №12-1597/2023
РЕШЕНИЕ
13 декабря 2023 года город Орел
Судья Советского районного суда города Орла Самойлова Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу Скачкова Станислава Алексеевича на определение Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Гришуновой Е.Н. от 16.10.2023 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Орелоблэнерго»,
установил:
Определением Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Гришуновой Е.Н. от 16.10.2023 г. Скачкову С.А. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Орелоблэнерго».
Скачков С.А. обратился в суд с жалобой на указанное определение, полагает его незаконным и необоснованным ввиду отсутствия акта на технологическое присоединение садового домика, принадлежащего заявителю, к электросетям, принадлежащим <данные изъяты>».
Просит отменить определение Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Гришуновой Е.Н. от 16.10.2023 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Орелоблэнерго».
В судебное заседание Скачков С.А., надлежаще извещенный о рассмотрении дела не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заместителя руководителя Орловского УФАС России Гришуновой Е.Н. по доверенности Елагина Н.А. полагала, что оспариваемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Представитель АО «Орелоблэнерго» Зиморова А.В. полагала определение законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.
Судья, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с п.1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).
Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Закона об электроэнергетике).
Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее - Правила технологического присоединения, ПНД).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 861, их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Таким образом, в Правилах технологического присоединения четко определены случаи, когда они действуют, при этом повторность присоединения ими не предусмотрена.
Согласно части 1статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
В соответствии с пунктом 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергоприиимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно абзацу 5 пункта 2 ПНД документами, свидетельствующими о технологическом присоединении, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Согласно пункту 19 «Правил технологического присоединения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 запрещается навязывать заявителю Услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Из материалов дела следует, что Скачковым С.А. 25.05.2023 в сетевую организацию направлена заявка в связи с технологическим присоединением впервые вводимых энергопринимающих устройств, принадлежащих заявителю.
В рамках рассмотрения обращения Скачжова С.А, Орловским УФАС России установлено, что на момент подачи заявки Скачковым С.А., принадлежащее ему энергопринимающее устройство садового дома уже имело опосредованное технологическое присоединение к источнику электроснабжения через сети <данные изъяты> что подтверждается фотоматериалом, представленным АО «Орелоблэнерго», выпиской из журнала оплаты членских взносов и электроэнергии <данные изъяты> по участку № №***, принадлежащему Скачкову С.А.
При таких обстоятельствах, у сетевой организации отсутствовали основания для выдачи заявителю подписанного проекта договора на технологическое присоединение энергопринимающего устройства его садового дома.
Напротив, заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в данном случае, противоречит требованиям части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» об однократном характере технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также противоречит требованиям пункта 2 Правил технологического присоединения.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу определения Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Гришуновой Е.Н. от 16.10.2023 г.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу определения не является.
Таким образом, судья приходит к выводу об оставлении жалобы Скачкова С.А. на определение Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Гришуновой Е.Н. от 16.10.2023 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Орелоблэнерго», - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
жалобу Скачкова С.А. на определение Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Гришуновой Е.Н. от 16.10.2023 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Орелоблэнерго», - оставить без удовлетворения.
Определение Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области Гришуновой Е.Н. от 16.10.2023 г. – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: Ю.С.Самойлова