Решение по делу № 12-2/2025 (12-690/2024;) от 14.11.2024

                                                                                                   Дело № 12-2/2025

                                                                           УИД 41RS0001-01-2024-011903-09

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак. Курчатова, д. 6

РЕШЕНИЕ

    «10» февраля 2025 года                                          г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Глухих Е.Ю., рассмотрев протест заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского Ермака А.А. на постановление главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного контроля (надзора) Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 30 октября 2024 года № 41/4-73-24-ППР/12-2536-И/2019-10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного контроля (надзора) Государственной инспекции труда в Камчатском крае (далее – должностное лицо) от 30 октября 2024 года № 41/4-73-24-ППР/12-2536-И/2019-10 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго», Общество) прекращено.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского Ермак А.А. обратился в суд с протестом, в котором просил его отменить, а дело направить на новое рассмотрение. В обосновании указал, что постановлением о возбуждении дела ПАО «Камчатскэнерго» вменялось то, что, являясь застрахованным лицом на основании заключенных Обществом договоров страхования, у которого имеются права и обязанности в случае реализации своих прав в рамках данных договоров, работник Общества ФИО4 на основании соответствующих обращений с ними не был ознакомлен должным образом. При этом постановлением о возбуждении дела ПАО «Камчатскэнерго» не вменялось неисполнение требования договора от ДД.ММ.ГГГГ добровольного медицинского страхования граждан в части организации получения ФИО4 страховой выплаты.

Помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского Чернявская Д.А. протест поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнений не привела.

Законный представитель ПАО «Камчатскэнерго», потерпевший ФИО10 о времени и месте рассмотрения протеста извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы от них не поступило, в связи с чем на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях протест рассмотрен без их участия.

Защитник Кренгель Р.А., действующий на основании доверенности от 1 января 2025 года № КЭ-18-18-25/53Д, с протестом не согласился, представив письменные возражения, пояснил, что запрошенные документы не связаны с работой, в связи с чем Общество не было обязано их выдавать по заявлению работника. Кроме того, в настоящее время по данному делу истек срок давности привлечения к административной ответственности.

Выслушав помощника прокурора города Петропавловска-Камчатского Чернявскую Д.А., защитника Кренгеля Р.А., проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются разрешение дел в соответствии с законом, а также всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, в том числе установление наличия события административного правонарушения, лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательства оцениваются по внутреннему убеждению судьи, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 данного Кодекса.

Диспозиция указанной нормы является бланкетной, что означает, что она подлежит применению в системном единстве с положениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что предполагает указание при возбуждении дела в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела) при изложении события вменяемого административного правонарушения конкретных положений федеральных законов и/или иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, нарушение которых допущено привлекаемым к ответственности лицом.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.

Протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 2 ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 данного Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах, о периоде работы у данного работодателя и другое).

Перечень документов, приведенный в указанной статье, не является исчерпывающим.

Как следует из представленных материалов, основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении постановлением от 6 июня 2024 года, вынесенным исполнявшим обязанности прокурора города Петропавловска-Камчатского, послужили результаты проведенной прокуратурой проверки по обращению работника ПАО «Камчатскэнерго» ФИО4 (л.д. 6-10).

Постановлением о возбуждении дела административном правонарушении от 6 июня 2024 года было установлено нарушение ПАО «Камчатскэнерго» положений ст. 62 ТК РФ, выразившееся в не предоставлении работнику ФИО4 по его письменным заявлениям договора добровольного медицинского страхования граждан от ДД.ММ.ГГГГ в полной редакции, соглашения между страховщиком и страхователем, а также договора страхования граждан от несчастных случаев и болезней от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, должностное лицо по итогам рассмотрения дела пришло к выводу о том, что производство по делу в отношении ПАО «Камчатскэнерго» подлежит прекращению в связи с тем, что, поскольку ФИО4 обращался в адрес ПАО «Камчатскэнерго» только с заявлением о выдаче копий указанных документов, а не с просьбой организовать получение страховой выплаты в связи с произошедшим несчастным случаем и не представлял ПАО «Камчатскэнерго» необходимые документы для осуществления такой выплаты (заявление, документы подтверждающие факт и причину наступления страхового случая, его последствия, согласие на передачу третьим лицам персональных данных и врачебной тайны), Общество не допустило нарушения прав работника на получение страховых выплат (л.д. 222-226).

Однако постановлением заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского от 3 октября 2024 года, как следует из его буквального содержания, ПАО «Камчатскэнерго» вменялось нарушение требований ч. 1 ст. 62 ТК РФ, в то время как должностным лицом в постановлении фактически дана оценка иным обстоятельствам, не относящимся к предмету доказывания, определенному постановлением о возбуждении дела.

Помимо названных в ч. 1 ст. 62 Трудового кодекса РФ документов, работодатель обязан по письменному требованию работника выдать ему и другие документы, связанные с его работой у работодателя, если они необходимы ему для реализации тех или иных прав.

Помимо этого, в соответствии с п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 данного Кодекса.

Вместе с тем, указывая в резолютивной части постановления на прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо не привело соответствующее обстоятельство, которое в силу положений ст. 24.5 названного Кодекса влечет такое прекращение.

При этом в описательно-мотивировочной части вынесенного по делу постановления указано на отсутствие состава административного правонарушения как на установленное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако настоящее дело было возбуждено в связи с выявлением признаков иного состава административного правонарушения.

Вышеизложенное не свидетельствует о полном и всестороннем выяснении должностным лицом всех обстоятельств дела.

Таким образом, постановление должностного лица от 30 октября 2024 года не отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, установленных ст.ст. 24.1, 26.1 данного Кодекса, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Поскольку при производстве по настоящему делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, повлиявшие на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность вынесенного постановления, оно не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение установленных ст. 4.5 названного Кодекса РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет один год.

Как усматривается из материалов дела, приведенного в постановлении о возбуждении дела описания события вмененного административного правонарушения, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ПАО «Камчатскэнерго» дела об административном правонарушении, имели место 8 февраля 2024 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек 7 февраля 2025 года.

    По смыслу положений ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 и 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, обсуждаться не может, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

    Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 данного Кодекса.

    При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного контроля (надзора) Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 30 октября 2024 года № 41/4-73-24-ППР/12-2536-И/2019-10 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Камчатскэнерго» - прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного контроля (надзора) Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 30 октября 2024 года № 41/4-73-24-ППР/12-2536-И/2019-10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» отменить, а производство по делу - прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения либо получения его копии.

Судья                                         подпись                                            Т.Н. Лошаков

12-2/2025 (12-690/2024;)

Категория:
Административные
Истцы
Ермак А.А.
Ответчики
ПАО "Камчатскэнерго"
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Лошаков Тарас Николаевич
Статьи

5.27

Дело на странице суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
14.11.2024Материалы переданы в производство судье
15.11.2024Истребованы материалы
24.12.2024Поступили истребованные материалы
10.02.2025Судебное заседание
10.02.2025Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
10.02.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее