УИД 50RS0031-01-2022-011239-57
№2-9599/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2022 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Трофимовой Н.А., при секретаре Зайцеве Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Главному Управлению ПФР №2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ №2 по г. Москве и Московской области в котором, уточнив требования, просила признать решения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконными; включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы истца в средней школе № 61 г. Львов Украина в должности учителя истории с 30.08.1991 по 19.08.1992; в Новогуйвинской средней школе Украины в должности учителя истории с 01.01.2002 по 23.08.2013; период курсов повышения квалификации 29.01.2015, 5.02.2015, 5.03.2015, 12.03.2015, 14.10.2016, 21.10.2016, 11.11.2016, 18.11.2016, 25.11.2016, 2.12.2016, 16.12.2016; обязать назначить ей пенсию по старости досрочно с 21 февраля 2020 года, взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В обоснование требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление по Одинцовскому городскому округу, Рузскому городскому округу, ЗАТО городского округа Краснознаменск, ЗАТО пос. Власиха Московской области ГУ-ГУПФР РФ №2 по г. Москва и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 №400 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013, так как исполнилось 25 лет как она осуществляла педагогическую деятельность. Решением Управления № 365152/20 от 19.05.2020 истцу в назначении досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего такое право. При повторном обращении 20.08.2020, решением Управления № 200000181436/1375717/20 от 05.11.2020 истцу также было отказано, в связи с тем, что период работы истца в должности учителя истории в средней школе № 61 г. Львов Украина с 30.08.1991 по 19.08.1992, а также в Новогуйвинской средней школе Украины с 01.01.2002 по 23.08.2013, исключены, поскольку ответ на запрос ГУ ПФ Украины по подтверждению уплаты взносов не получен и до момента рассмотрения дела в суде, не поступил, отсутствует документальное подтверждение достоверности сведений о работе. Периоды курсов повышения квалификации 29.01.2015, 5.02.2015, 5.03.2015, 12.03.2015, 14.10.2016, 21.10.2016, 11.11.2016, 18.11.2016, 25.11.2016, 2.12.2016, 16.12.2016 не могут быть включены в специальный стаж, поскольку являются формой обучения, ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» включение таких периодов в специальный стаж не предусмотрено, таким образом стаж Юзва С.А. на дату обращения по подсчету ответчика составил 13 лет 10 месяцев 18 дней, при требуемом – 25 лет. По мнению истца, спорные периоды не обосновано были исключены из подсчета специального стажа. Документы, подтверждающие факт работы учителем в средней школе № 61 г. Львов Украина были получены после 19.05.2020. Это акт проверки документов №257/1с от 2 декабря 2020 года Главного управления Пенсионного фонда Украины в Львовской области про льготный стаж работы для назначения пенсии согласно Закона Украины «О общеобязательном государственном пенсионном страховании», а также заверенные надлежащим образом копии карточек-справок о заработной плате истца, работавшей с 30.08.1991 по 19.08.1992 в должности учителя истории СШ № 61 г. Львова. Основанием для отказа во включении спорного периода работы с 01.01.2002 по 23.08.2013 в должности учителя истории в Новогуйвинской средней школе Украины в специальный стаж явилось непоступление в трехмесячный срок справок из компетентного органа ПФ Украины. Однако ответ на запрос был получен позднее вынесения решения о назначении пенсии. Это акт от 15.06.2020 года №2485 Главного управления Пенсионного фонда Украины в Житомирской области про результатам проверки обоснованности и достоверности данных обозначенных в справках «О заработной плате для начисления пенсии» и справки о факте работы, которые выданы Отделом образования, национально-патриотического воспитания молодежи и спорта Житомирской районной государственной администрации Житомирской области. В акте зафиксированы факт и сроки работы истца в Новогуйвинской средней школе, должность учителя истории, подтверждено, что на все выплаты уплачивались страховые взносы. Невключение периодов прохождения курсов повышения квалификации истец также считает необоснованными, поскольку характер педагогической деятельности на полную педагогическую ставку подтверждается кроме прочего справкой №102 от 01.07.2019, выданной Новогуйвинской гимназией Житомирского районного совета. Необоснованно исключенный из подсчета специальный стаж составляет 21 год 7 месяцев 3 недели 1 день, то есть специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при включении спорного периода составит более 25 лет. Невозможность разрешить спор в досудебном порядке послужила основанием для обращения в суд с данным иском.
Истец в судебном заседании на заявленных требования, с учетом уточнения, настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, по доводам изложенным в возражениях, их удовлетворении просил отказать.
Выслушав истца, представителя ответчик, исследовав, письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых, назначается трудовая пенсия, утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определяются обстоятельства назначения досрочной трудовой пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительство территорию Российской Федерации из государств - участников СНГ, в том числе из Украины, осуществляется в соответствии с Соглашением гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае на Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж работы в тяжелых условиях), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Как отметил Верховный Суд Российской Федерации в Определении по делу N 81-КГ18-18 от 24 сентября 2018 года, к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Судом установлено, что 21.02.2020 истец обратилась в Управление по Одинцовскому городскому округу, Рузскому городскому округу, ЗАТО городского округа Краснознаменск, ЗАТО пос. Власиха Московской области ГУ-ГУПФР РФ №2 по г. Москва и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013.
Решением Управления № 365152/20 от 19.05.2020 истцу в назначении досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего такое право. При повторном обращении 20.08.2020, решением управления № 200000181436/1375717/20 от 05.11.2020 истцу также отказано в назначении досрочной пенсии.
Решением Управления № 365152/20 от 19.05.2020 ответчиком из подсчета специального стажа период работы в должности учителя истории с 30.08.1991 по 19.08.1992 в средней школе № 61 г. Львов Украина, поскольку отсутствует документальное подтверждение достоверности сведений о работе.
Судом установлено, что документы, подтверждающие факт работы учителем в средней школе № 61 г. Львов Украина были получены после 19.05.2020, а именно акт проверки документов №257/1с от 2 декабря 2020 года Главного управления Пенсионного фонда Украины в Львовской области про льготный стаж работы для назначения пенсии согласно Закона Украины «О общеобязательном государственном пенсионном страховании», а также заверенные надлежащим образом копии карточек-справок о заработной плате истца, работавшей с 30.08.1991 по 19.08.1992 в должности учителя истории СШ № 61 г. Львова.
Ответчиком решением № 200000181436/1375717/20 от 05.11.2020 из подсчета специального стажа исключен период работы с 01.01.2002 по 23.08.2013 в должности учителя истории в Новогуйвинской средней школе Украины, поскольку отсутствует документальное подтверждение уплаты страховых взносов в ПФ Украины, ответ на запрос ГУ ПФ Украины по подтверждению уплаты взносов не получен.
Также исключены из подсчета специального стажа курсы повышения квалификации 29.01.2015, 05.02.2015, 05.03.2015, 12.03.2015, 14.10.2016, 21.10.2016, 11.11.2016, 18.11.2016, 25.11.2016, 2.12.2016, 16.12.2016, так как на основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 с применение п. 5 Правил от 11.07.2002 в специальный стаж включаются периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно трудовой книжке ФИО1 работала в должности учителя истории в Новогуйвинской средней школе Украины с 01.01.2002 по 23.08.2013.
Ответ на запрос ответчика об уплате страховых взносов не был получен, однако истцом представлен ряд документов, из анализа которых можно сделать вывод о том, что исключение указанного периода из специального стажа является необоснованным.
В соответствии с Актом от 15.06.2020 № 2485 Главного управления Пенсионного фонда Украины в Житомирской области про результаты проверки обоснованности и достоверности данных обозначенных в справках «О заработной плате для начисления пенсии» и справки о факте работы, которые выданы Отделом образования, национально-патриотического воспитания молодежи и спорта Житомирской районной государственной администрации Житомирской области, зафиксированы факт и сроки работы истца в Новогуйвинской средней школе, должность учителя истории, подтверждено, что на все выплаты уплачивались страховые взносы.
Кроме того, истцом представлены и имеются в материалах дела сведения о начислениях заработной платы.
Справка Ю-24 от 05.07.2019, выданная Отделом образования, национально-патриотического воспитания молодежи и спорта Житомирской районной государственной администрации Житомирской области, где подтверждается факт работы в Новогуйвинской средней школе (Украина) с 19.08.1992 по 23.08.2013 в должности учителя истории, а также факт того, что в отпуске без сохранения заработной платы истец больше одного месяца не находилась. Справкой Ю-24 о начислении и выплате заработной платы для начисления пенсии от 06.08.2019 также подтверждается факт работы истца в Новогуйвинской средней школе (Украина) в спорный период и уплату страховых взносов.
Согласно п.5 ч. II Распоряжения Распоряжению Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99p (ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Россий- скую Федерацию из государств республик бывшего СССР» периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального за- кона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Истцом представлены справки ОК-5, которые содержат индивидуальные сведения о застрахованном лице из Реестра застрахованных лиц Государственного реестра обязательного государственного социального страхования, выданные Главным управлением Пенсионного фонда Украины в Житомирской области. Уплата страховых взносов подтверждена справкой компетентного органа Украины - Пенсионным фондом Украины.
Исключая, из подсчета специального стажа, периоды курсов повышения квалификации 29.01.2015, 05.02.2015, 05.03.2015, 12.03.2015, 14.10.2016, 21.10.2016, 11.11.2016, 18.11.2016, 25.11.2016, 02.12.2016, 16.12.2016, ответчик ссылается на отсутствие работы истца полный рабочий день.
Однако, характер педагогической деятельности на полную педагогическую ставку подтверждается также справкой № 102 от 01.07.2019 года, выданной Новогуйвинской гимназией Житомирского районного совета.
Кроме того, факт работы истца в Новогуйвинской средней школе (с 01.09.2004 в Новогуйвинской гимназии) (Украина) с 19.08.1992 по 23.08.2013 (в том числе в спорный период с 01.01.2002 по 23.08.2013) в должности учителя истории подтверждается записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника (ст. 66 Трудового кодекса РФ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 марта 2021 г. № 322 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665» при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Поскольку в дни курсов повышения квалификации истец осуществляла свою работу в должности учителя истории полный рабочий день, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, для назначения досрочно трудовой пенсии по старости.
Как указано выше, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При включении спорного периода в специальный стаж истицы, педагогический стаж составит более 25 лет, что дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В п. 5 Постановления "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Рассматривая обжалуемые решения ГУ - УПФ РФ №2 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд приходит к выводу, что их нельзя признать обоснованными.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на нее.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» сроки назначения страховых пенсий по старости по пп. 19-21 ч. ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ увеличены. Так, в случае возникновения права на страховую пенсию в 2020 году сроки назначения увеличиваются на 18 месяцев со дня возникновения права.
Таким образом, учитывая, что истец обратилась с заявлением о назначении пенсии 21 февраля 2020 г., срок для назначения пенсии подлежит увеличению на 18 месяцев, то есть с 21 августа 2021 г.
Исковые требования о назначении пенсии с 21 февраля 2020г. подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Государственная пошлина в размере 300 руб., оплаченная истцом при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №2 по г.Москве и Московской области № 365152/20 от 19.05.2020, решение Государственного учреждения Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №2 по г.Москве и Московской области № 200000181436/1375717/20 от 5.11.2020 об отказе в назначении пенсии незаконными.
Обязать Государственного учреждения Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы ФИО4 в средней школе № 61 г. Львов Украина в должности учителя истории с 30.08.1991 по 19.08.1992; в Новогуйвинской средней школе Украины в должности учителя истории с 01.01.2002 по 23.08.2013; период курсов повышения квалификации 29.01.2015, 5.02.2015, 5.03.2015, 12.03.2015, 14.10.2016, 21.10.2016, 11.11.2016, 18.11.2016, 25.11.2016, 2.12.2016, 16.12.2016.
Обязать Государственного учреждения Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №2 по г.Москве и Московской области назначить ФИО1 пенсию по старости досрочно с 21 августа 2022 года.
Взыскать с Государственного учреждения Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №2 по г.Москве и Московской области в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о назначении пенсии по старости с 21.02.2020 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья