№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дубовка 16 октября 2024 г.
Дубовский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Репина А.Я.,
при секретаре судебного заседания Ожогиной Н.Ю.,
с участием: представителя истца Антонцева В.В. - адвоката Никольской Е.Н.,
представителя ответчика Главного управления МЧС России по Волгоградской области Саргсян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонцева Владимира Валерьевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области о признании условий труда опасными, признании недействительными результатов специальной оценки условий труда, взыскании выплат компенсационного характера и компенсации морального вреда,
установил:
истец Антонцев В.В. обратился в суд с настоящим иском к ответчику Главному управлению МЧС России по <адрес>. При подаче искового заявления в обоснование исковых требований указано, что Антонцев В.В. в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности пожарного 2 класса полный рабочий день в ФГКУ <данные изъяты>», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец был принят в порядке перевода в должности - пожарный 2 класса в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ Антонцев В.В. по настоящее время занимает должность пожарного 2 класса <данные изъяты>
В ДД.ММ.ГГГГ г. истцу для ознакомления под роспись было предоставлено письмо ГУ МЧС России по <адрес>, направленное ДД.ММ.ГГГГ руководителям структурных подразделений Главного управления МЧС России по <адрес>, согласно которого сообщалось, что в ДД.ММ.ГГГГ г. сторонней организацией <данные изъяты>» была проведена специальная оценка условий труда (далее – СОУТ), соответствующие мероприятия были самостоятельно организованы отрядом федеральной противопожарной службы, так как на обозначенный период отряды являлись юридическими лицами и не входили в штатное расписание главного управления МЧС России по <адрес>.
Кроме того сообщалось, что была проведена внеплановая СОУТ по итогам которой было выявлено, что СОУТ, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ не были идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы на 74 рабочих местах, что привело к отказу в назначении льготной пенсии, поскольку период ДД.ММ.ГГГГ рабочие места в результате проведённой СОУТ оценены по 2 классу – допустимому, а также в данном письме предложена возможность решения данной проблемы в судебном порядке при обращении в суд каждого работника индивидуально.
После ознакомления с указанным информационным письмом, истец обратился к работодателю, которым ДД.ММ.ГГГГ ему была выдана справка, подтверждающая общий трудовой стаж в Государственной противопожарной службе МЧС России, согласно трудовой книжке <данные изъяты>, а также справка уточняющая льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Согласно указанной справки, Антонцеву В.В. сообщалось, что в соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы Антонцева В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ данная работа предусмотрена: №) в соответствии с пунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
То есть, согласно справки уточняющей льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитывается.
Кроме того, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также отсутствует стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Истец просил суд признать условия труда на рабочем месте Антонцева Владимира Валерьевича опасными, подлежащими зачёту в специальный стаж в следующие периоды работы: <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительными результаты Отчёта о проведении специальной оценки условий труда в <данные изъяты>, утвержденного председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> обязанность внести в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица Антонцева Владимира Валерьевича код особых условий труда в период его работы в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Возложить на Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> обязанность предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> документы по ведению индивидуального (персонифицированного) учёта и справку работодателя, уточняющую характер и условия работы, в отношении Антонцева Владимира Валерьевича в период его работы в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Признать не подлежащим применению п. 1.7. дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Главным управлением МЧС России по <адрес> и Антонцевым В.В. в редакции: «4.1.2 «Компенсационные выплаты»: 4.1.2.2. Работникам могут производится иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательные и нормативными правовыми актами. 4.1.2.3. Порядок, условия и размеры выплат компенсационного характера определяются Работодателем за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда в соответствующем году».
Признать не подлежащим применению дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённое между <данные изъяты> и Антонцевым В.В. в редакции: «5.1.1. Условия труда Работника на рабочем месте по результатам проведения специальной оценки условий труда признаны допустимыми (класс 2). Выполняемая Работником по настоящему договору работа не относится к тяжелым, с вредными и (или) опасными условиями труда. Рабочее место соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».
Признать за Антонцевым Владимиром Валерьевичем право на получение выплат компенсационного характера за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда за период его работы: в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> произвести начисление задолженности по заработной плате, состоящей из невыплаченной выплаты компенсационного характера за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда за период работы Антонцева Владимира Валерьевича с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда <данные изъяты>, иными локальными нормативными актами работодателя.
Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в пользу Антонцева Владимира Валерьевича задолженность по заработной плате, состоящей из неначисленной и невыплаченной выплаты компенсационного характера за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда за период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в пользу Антонцева Владимира Валерьевича компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы, состоящей из неначисленной и невыплаченной выплаты компенсационного характера за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда за период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начиная со дня, следующего за днем, когда в соответствии с коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда <данные изъяты>, иными локальными нормативными актами работодателя эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в пользу истца в счёт компенсации морального вреда 100 000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено <данные изъяты> (т. 1 л.д. 56).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено <данные изъяты>» (т. 1 л.д. 87).
В судебное заседание истец Антонцев В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, обеспечил участие своего представителя. В деле имеется заявление истца с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц <данные изъяты> надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, при этом несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В ст.6.1 ГПК РФ установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.
Учитывая, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, право каждого на своевременное рассмотрение дела, суд полагает возможным рассмотрение возникшего спора в отсутствие не явившихся лиц, что предусматривается ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Антонцева В.В. – адвокат Никольская Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении (т.1 л.д. 4-10), заявлении об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (т. 2 л.д. 104-114).
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Волгоградской области Саргсян К.А. просила суд в удовлетворении исковых требований Антонцева В.В. отказать по основаниям, приведённым в возражении на исковое заявление (т. 1 л.д. 29-33).
Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что Антонцев В.В. в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности пожарного 2 класса полный рабочий день в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец принят в порядке перевода в должности пожарный 2 класса в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ Антонцев В.В. по настоящее время занимает должность пожарного 2 класса <данные изъяты>.
Из материалов дела видно, что в ДД.ММ.ГГГГ г. истцу для ознакомления под роспись было предоставлено письмо ГУ МЧС России по <адрес>, направленное ДД.ММ.ГГГГ руководителям структурных подразделений Главного управления МЧС России по <адрес>, согласно которому сообщалось, что в ДД.ММ.ГГГГ г. сторонней организацией <данные изъяты>» была проведена специальная оценка условий труда (далее – СОУТ), соответствующие мероприятия были самостоятельно организованы отрядом федеральной противопожарной службы, так как на обозначенный период отряды являлись юридическими лицами и не входили в штатное расписание главного управления МЧС России по Волгоградской области.
Кроме того сообщалось, что была проведена внеплановая СОУТ по итогам которой было выявлено, что СОУТ, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ не были идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы на 74 рабочих местах, что привело к отказу в назначении льготной пенсии, поскольку период с 2018 по 2022, рабочие места в результате проведнной СОУТ оценены по 2 классу – допустимому, а также в данном письме предложена возможность решения данной проблемы в судебном порядке при обращении в суд каждого работника индивидуально.
После ознакомления с указанным информационным письмом, истец обратился к работодателю, которым ДД.ММ.ГГГГ ему была выдана справка, подтверждающая общий трудовой стаж в Государственной противопожарной службе МЧС России, согласно трудовой книжке <данные изъяты>, а также справка уточняющая льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Согласно указанной справки, Антонцеву В.В. сообщалось, что в соответствии с ч.6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы Антонцева В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ данная работа предусмотрена: № (код) в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
То есть, согласно справки уточняющей льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитывается.
Кроме того, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также отсутствует стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указанными действиями ответчика нарушены права истца, предусмотренные п. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 8, 57, 92 Трудового кодекса РФ, а также ухудшает его права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от от 24.01.2014 № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 9 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец продолжал работать в должности пожарного 2 класса полный рабочий день в <данные изъяты>», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был принят в порядке перевода в должности пожарный 2 класса в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ Антонцев В.В. по настоящее время занимает должность пожарного 2 класса <данные изъяты>
Его должностные обязанности в этот период времени не менялись. Он участвовал в спасении людей, проводил разведку во время тушения пожаров, осуществлял эвакуацию материальных ценностей в непригодной для дыхания среде, осуществлял подготовку и применение противопожарной техники, пожарного оборудования, аварийно-спасательного и пожарного инструмента, средств связи и снаряжения для выполнения работ при тушении пожаров, осуществлял ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий в непригодном для дыхания среде, выполнял упражнения и нормативы практического обучения личного состава газодымозащитной службы; выполнял оперативные задачи в непригодном для дыхания среде, совершенствовал свою подготовку по тушению пожаров и проведению пожарно-спасательных работ; повышал свои знания относительно защитных дыхательных аппаратов и изолировочных регенеративных респираторов, правил их обслуживания и проверки, требований безопасности при работе в них, порядке работы звена и отделений газодымозащитной службы при проведении разведки, спасении людей, тушении пожаров и ликвидации последствий аварий; проводил профилактический осмотр, наладку, мелкий ремонт средств защиты и другого снаряжения; оказывал доврачебную помощь пострадавшим на пожаре, выполнял обязанности постового на посту безопасности, то есть нёс свою службу в соответствии с утвержденным Боевым Уставом.
Данные обстоятельства подтверждаются книгой службы пожарной части содержащей записи о выездах на пожары, аварии, чрезвычайные ситуации, (т. 2 л.д. 1-55), журналом связи пожарной части (т. 1 л.д. 178-213), показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО6, ставить под сомнение правдивость которых у суда нет оснований.
Согласно выписки индивидуального (персонифицированного) учёта, Антонцев В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, индивидуальные сведения, представленные страхователем федеральным государственным казенным учреждением «<данные изъяты> в отношении истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без указания кода особых условий труда.
Сведения на Антонцева В.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии трудовой деятельности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение (без указания кода особых условий труда) представлены работодателем на основании специальной оценки условий труда, согласно которой класс опасности труда не предоставляет право на досрочную страховую пенсию по старости.
По делу была проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки труда.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда № С-03/24 от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 75-81), качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте пожарного <данные изъяты> (индивидуальный номер рабочего места №) не соответствует требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Выявление на исследуемом рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществлено экспертом не в полном объеме, с нарушением требований ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и раздела II Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014г. № 33н; экспертом не определён перечень вредных производственных факторов, воздействующих на работника при выполнении работ по тушению пожаров, спасению людей, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, эвакуации материальных ценностей, вскрытию и разборке конструкций с использованием специальных агрегатов и механизмов. К таким факторам можно отнести: интенсивность и экспозиционную дозу теплового облучения, концентрацию вредных химических веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия.
Вместе с тем, согласно ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», комиссии по проведению специальной оценки условий труда предоставлено право принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью Отчёта (ч. 10 ст. 12). Однако данные сведения в Отчёте не содержатся. Таким образом, выявление на исследуемом рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществлено экспертом не в полном объёме.
Данное заключение принимается судом, поскольку соответствует в полной мере требованиям ст. 55, 59-60 ГПК РФ, содержит подробное описание объекта исследования, а также сделанные в результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Оснований не доверять выводам эксперта в указанном заключении судом не усматривается, при том, что эксперт имеет высшее образование в соответствующей отрасли, продолжительный стаж работы, заинтересованности последнего в исходе дела не установлено, доказательств, указывающих на недостоверность проведённой экспертизы, либо ставящих под сомнение её выводы, не представлено.
Следовательно оценка специальных условий труда, проведенная ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, нарушила права истца, проведена не в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и раздела II Методики проведения специальной оценки условий труда, утверждённой приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
Изложенное позволяет суду признать недействительными результаты оценки условий труда в федеральном государственном казенном учреждении «<данные изъяты> и признать незаконным Отчёт о проведении специальной оценки условий труда в <данные изъяты>», утверждённый ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ г. работодателем была внепланово проведена специальная оценка условий труда, в результате которой вновь установлен IV класс условий труда, при том, что каких-либо существенных изменений в условиях труда истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по июль 2022 не имелось.
Должностные обязанности Антонцева В.В. при этом не изменились, что подтверждается заключённым между сторонами дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 1.2. которого, стороны излагают пункт 4.1.2.1 трудового договора в следующей редакции: «4.1.2.1. Работникам, занятым на работах с опасными условиями труда, оклады (тарифные ставки) повышаются на 24 процента, в соответствии с приказам Работодателя.». Кроме того, согласно пункта 1.5. дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, стороны излагают пункт 6.2. трудового договора в следующей редакции: «6.2. По результатам специальной оценки условий труда, условия труда на рабочем месте Работника по степени вредности и (или) опасности являются опасными (класс 4), согласно отчету о проведенной специальной оценке условий труда от ДД.ММ.ГГГГ.».
В связи с чем, в специальный стаж истца в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ должны быть засчитаны следующие периоды работы: в <данные изъяты> пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в <данные изъяты> пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего <данные изъяты>.
Кроме того, приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, действующим до 13 декабря 2019 г., утверждены Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (далее – Условия).
Согласно п. 1. Условий, настоящие условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России определяют условия, размеры и правила осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (далее - работники), устанавливаемые коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Условий, работникам учреждений МЧС России (далее - учреждений) устанавливаются выплаты компенсационного характера занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Согласно пп. 4.2.5. Условий, к выплатам компенсационного характера, устанавливаемым на постоянной основе относятся выплаты за работу в тяжёлых и вредных условиях труда - 12 процентов оклада; за работу в особо тяжёлых и особо вредных условиях труда - 24 процента оклада.
Так, согласно п. 218 Перечня работ с тяжёлыми и вредными, особо тяжёлыми и особо вредными условиями труда, являющегося приложением к пп. 4.2.5 п. 4 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера работникам учреждений МЧС России, к работам с тяжелыми и вредными условиями труда в частности относится: тушение пожаров в изолирующих аппаратах.
Приказом МЧС России от 14.12.2019 № 747 утверждены Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее – Условия).
Согласно пп. «г» п. 2 Условий, работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера за работу с тяжёлыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
В силу п 5 Условий, выплаты компенсационного характера, их размеры и условия устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Согласно п. 6 Условий, выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам (тарифным ставкам) (далее соответственно - оклады, тарифные ставки) без учёта их увеличения в виде доплат, надбавок, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 64 Условий, выплаты компенсационного характера работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 ТК РФ.
Руководители проводят специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальной оценке условий труда. Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, то указанная выплата не производится.
В соответствии с п. 65 Условий, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оклады (тарифные ставки) повышаются в соответствии с приказами руководителей: г) на работах с опасными условиями труда, - на 24 процента.
Однако, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплаты компенсационного характера за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, Антонцеву В.В. не производились ввиду признания СОУТ, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ условий его труда – допустимыми, что привело к нарушению его трудовых прав, предусмотренных ст. 146 ТК РФ.
Так, между ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Антонцевым В.В. был заключён трудовой договор № (далее по тексту – трудовой договор) (т. 1 л.д. 146-148).
Пунктом 4.1. трудового договора, работнику устанавливается заработная плата, состоящая из: должностного оклада (оклад), ставки заработной платы; компенсационных выплат и стимулирующих выплат, выплата которых производится в порядке, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также приложениями 2 и 3 к приказу МЧС России от 28.08.2008 № 508 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583».
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Антонцевым В.В. было заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору № (т. 1 л.д. 155), согласно условиям которого выплаты компенсационного и стимулирующего характера производятся в порядке, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также приложениями 2 и 3 к приказу МЧС России от 22.09.2009 № 545 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны».
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Антонцевым В.В. было заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору № (т. 1 л.д. 165), согласно условиям которого раздел 5.1. трудового договора был изложен в следующей редакции: «5.1.1. Условия труда Работника на рабочем месте по результатам проведения специальной оценки условий труда признаны допустимыми (класс 2). Выполняемая Работником по настоящему договору работа не относится к тяжёлым, с вредными и (или) опасными условиями труда. Рабочее место соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ №-к, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № был расторгнут в порядке перевода работника к другому работодателю – в ГУ МЧС России по Волгоградской области по просьбе работника.
ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением МЧС России по Волгоградской области и Антонцевым В.В. заключён трудовой договор № (далее по тексту – трудовой договор) (т. 1 л.д. 134-139).
Согласно п. 3.2.4. трудового договора, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки.
Согласно п. 4.1.2. трудового договора, за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, Работнику устанавливается заработная плата в размере: компенсационных выплат (доплата, надбавка, другие виды выплат), выплата которых производится в порядке установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, а также приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России».
Согласно п. 4.3. трудового договора, выплата заработной платы Работнику производится в сроки и в порядке, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами Работодателя.
В соответствии с п. 10.2. трудового договора, в части не предусмотренной настоящим трудовым договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением МЧС России по <адрес> и Антонцевым В.В. заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 142-143), согласно п. 1.7 которого п. 4.1.2 трудового договора был изложен в следующей редакции: «4.1.2 «Компенсационные выплаты»: 4.1.2.2. Работникам могут производится иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательные и нормативными правовыми актами. 4.1.2.3. Порядок, условия и размеры выплат компенсационного характера определяются Работодателем за счёт и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда в соответствующем году».
Материалы гражданского дела содержат коллективный договор между работниками, федеральными государственными гражданским служащими Главного управления МЧС России по Волгоградской области и Главным управлением МЧС России по Волгоградской области, принятый протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 79-119).
В соответствии с п. 4.6.2. коллективного договора, заработная плата работников включает в себя: основную, постоянную часть; часть, зависящую от результатов труда работника; компенсационные выплаты, начисляемые отдельным категориям граждан.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ коллективного договора, условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам Главного управления установлены в приложении № к настоящему коллективному договору.
Согласно абз. 3 п. 1 приложения № к коллективному договору, работникам Главного управления устанавливаются выплаты компенсационного характера: за работу с тяжёлыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённое между <данные изъяты> и Антонцевым В.В. (т. 1 л.д. 165), в редакции: «5.1.1. Условия труда Работника на рабочем месте по результатам проведения специальной оценки условий труда признаны допустимыми (класс 2). Выполняемая Работником по настоящему договору работа не относится к тяжёлым, с вредными и (или) опасными условиями труда. Рабочее место соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда», не соответствует положениям ст. 9, 135 ТК РФ, поскольку содержит условие, ограничивающие право и снижающее уровень гарантий работнику по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, устанавливает прямой запрет для получения выплат компенсационного характера за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, основываясь на результатах Отчёта о проведении специальной оценки условий труда в <данные изъяты>», утвержденном председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, которая проведена с нарушением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и раздела II Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н.
В связи с изложенным, и в соответствии с п. 2 ст. 9 ТК РФ, дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённое между <данные изъяты> и Антонцевым В.В. (т. 1 л.д. 165), в редакции: «5.1.1. Условия труда Работника на рабочем месте по результатам проведения специальной оценки условий труда признаны допустимыми (класс 2). Выполняемая Работником по настоящему договору работа не относится к тяжелым, с вредными и (или) опасными условиями труда. Рабочее место соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда», необходимо признать не подлежащим применению.
Кроме того, также необходимо признать не подлежащим применению пункт 1.7. дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 142-143), заключённому между Главным управлением МЧС России по Волгоградской области и Антонцевым В.В. в редакции: «4.1.2 «Компенсационные выплаты»: 4.1.2.2. Работникам могут производится иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательные и нормативными правовыми актами. 4.1.2.3. Порядок, условия и размеры выплат компенсационного характера определяются Работодателем за счёт и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда в соответствующем году», поскольку осуществление, гарантированных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат ставит в зависимость от волеизъявления Работодателя и в пределах лимитов бюджетных обязательств, что противоречит трудовому законодательству, действующему в период заключения указанного дополнительного соглашения, а также приказу МЧС России от 14.12.2019 № 747, которым утверждены Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России.
На момент спорных правоотношений, действовала ст. 236 ТК РФ в следующей редакции: при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ч.1); размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором; обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ч.2).
Между тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО7», признана ч.1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей судебным толкованием, в том числе в деле заявителя, данная норма не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта и трудового договора - не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение, с исчислением размера таких процентов (денежной компенсации) из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении.
Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения изменений в правовое регулирование предусмотренные ч.1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
В разъяснениях, данных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» № 2 от 17.03.2004 г., указано, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ, с учётом характера причиненных работнику нравственных страданий исходя из принципа разумности и справедливости, длительности нарушения трудовых прав, суд считает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, отказав во взыскании остальной части заявленной суммы компенсации морального вреда в размере 90 000 рублей.
Указанные выше законоположения направлены на защиту Антонцева В.В. как работника, так как реализация его прав не может быть поставлена в зависимость от недобросовестных оценщиков и работодателей, составивших и согласовавших результаты специальной оценки условий труда ДД.ММ.ГГГГ, отчёт от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении специальной оценки условий труда» без осуществления выхода в места возгорания, то есть без указания условий труда пожарного в местах его непосредственной трудовой деятельности, установленной Боевым Уставом.
Суд отклоняет доводы представителя ответчика ГУ МЧС России по Волгоградской области о пропуске срока исковой давности для обращения в суд.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
На момент обращения истца в суд за защитой нарушенного права трудовые отношения с ГУ МЧС России по Волгоградской области не прекращены, нарушение его прав результатами специальной оценки условий труда носит длящийся характер, обязанность работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда в полном соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» сохраняется в течение всего срока действия результатов специальной оценки условий труда, в отношении работника, выполняющего работы по трудовому договору в соответствующих условиях труда, а следовательно срок исковой давности установленный как ст. 392 ТК РФ, и п.1 ст. 196 ГК РФ, истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Антонцева Владимира Валерьевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, удовлетворить частично.
Признать условия труда на рабочем месте Антонцева Владимира Валерьевича опасными, подлежащими зачёту в специальный стаж следующие периоды работы:
<данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
<данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
<данные изъяты> в должности пожарного 2 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительными результаты Отчёта о проведении специальной оценки условий труда в <данные изъяты>», утвержденного председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области обязанность внести в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица Антонцева Владимира Валерьевича код особых условий труда в период его работы в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Возложить на Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> обязанность предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> документы по ведению индивидуального (персонифицированного) учёта и справку работодателя, уточняющую характер и условия работы, в отношении Антонцева Владимира Валерьевича в период его работы в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> в должности пожарного 2 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
Признать не подлежащим применению п. 1.7. дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Главным управлением МЧС России по Волгоградской области и Антонцевым В.В. в редакции: «4.1.2 «Компенсационные выплаты»: 4.1.2.2. Работникам могут производится иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательные и нормативными правовыми актами. 4.1.2.3. Порядок, условия и размеры выплат компенсационного характера определяются Работодателем за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда в соответствующем году».
Признать не подлежащим применению дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённое между <данные изъяты> и Антонцевым В.В. в редакции: «5.1.1. Условия труда Работника на рабочем месте по результатам проведения специальной оценки условий труда признаны допустимыми (класс 2). Выполняемая Работником по настоящему договору работа не относится к тяжелым, с вредными и (или) опасными условиями труда. Рабочее место соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».
Признать за Антонцевым Владимиром Валерьевичем право на получение выплат компенсационного характера за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда за период его работы:
<данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
<данные изъяты> в должности пожарного 2 класса: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
<данные изъяты> в должности пожарного 2 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> произвести начисление задолженности по заработной плате, состоящей из невыплаченной выплаты компенсационного характера за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда за период работы Антонцева Владимира Валерьевича с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда <данные изъяты>, иными локальными нормативными актами работодателя, с последующей выплатой Антонцеву Владимиру Валерьевичу.
Обязать Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> произвести начисление Антонцеву Владимиру Валерьевичу компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы, состоящей из неначисленной и невыплаченной выплаты компенсационного характера за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда за период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начиная со дня, следующего за днем, когда в соответствии с коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда <данные изъяты>, иными локальными нормативными актами работодателя эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно, с последующей выплатой Антонцеву Владимиру Валерьевичу.
Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в пользу Антонцева Владимира Валерьевича в счёт компенсации морального вреда 10 000 (десять тысяч) рублей, отказав во взыскании остальной части заявленной компенсации морального вреда в размере 90 000 (девяносто тысяч) рублей.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.
Мотивированное решение составлено 22 октября 2024 г.
Судья А.Я. Репин