Решение по делу № 2-422/2024 от 19.07.2024

Дело №2-422/2024    

УИД: 21RS0004-01-2024-003263-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2024 года п.Вурнары Чувашской Республики

Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:

председательствующего судьи Филиппова О.А.,

при секретаре Петрове О.С.,

с участием:

заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- Дмитриевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики об обязании обеспечить стационарное электрическое освещение участка автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ обратилась в <данные изъяты> с иском к КУ Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики об обязании ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить стационарное электрическое освещение участка автомобильной дороги «<данные изъяты> проходящего по <данные изъяты> в пределах населенного пункта <адрес>, а также за его пределами на расстоянии от него не менее 100 м в соответствии с требованиями п.4.6.1.1 Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Исковое требование мотивировано тем, что прокуратурой Вурнарского района в рамках мониторинга информации, размещенной в сети «Интернет», установлены недостатки в организации дорожного движения на участке автомобильной дороги республиканского значения <данные изъяты> расположенном в пределах <данные изъяты> муниципального округа, в части обустройства стационарного электрического освещения автодороги в пределах населенного пункта. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года №15) утвержден паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В соответствии с положениями раздела 4.1 паспорта одной из задач национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является приведение в нормативное состояние/построение искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения- деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Согласно ст.3 Федерального закона №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: 1) приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; 2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; 3) соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; 4) программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно положениями ч.ч.1, 2 ст.21 Федерального закона №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Согласно п.5 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог относятся также объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог. В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч.ч.1, 2 ст.17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В п.13.1 ст.3 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» отражено, что мероприятия по эксплуатации автомобильных дорог должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы, в том числе путем своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги. В соответствии с п.13.7 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» горизонтальная освещенность при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года №270-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». В разделе 1 (область применения) ГОСТ Р 52766-2007 указано, что данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения. В разделе 4 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. Прокуратурой Вурнарского района в рамках мониторинга информации, размещенной в сети «Интернет», установлено, что вопреки требованиям п.4.6.1.1 Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» по <адрес> округа не обеспечивается стационарное электрическое освещение автомобильной дороги в темное время суток. Установлено, что автомобильная дорога, проходящая по <адрес> является участком автомобильной дороги республиканского значения <данные изъяты> Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения в Чувашской Республике, согласно которому автомобильная дороги «<данные изъяты> относится к дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения. Согласно уставу КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , основными целями Казенного учреждения являются обеспечение сохранности, развития, благоустройства и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики и закрепленных за Казенным учреждением на праве оперативного управления, повышение их пропускной способности, обеспечение бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам (п.2.2 устава). В соответствии с п.2.3 устава КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии предметом деятельности Казенного учреждения является, в том числе обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства; организация мероприятий по обеспечению круглогодичного бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения. Отсутствие стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги республиканского значения по <данные изъяты>, проходящего в пределах населенного пункта д.Хирпоси Вурнарского муниципального округа, влечет нарушение прав на безопасные условия движения как водителей транспортных средств, являющихся непосредственными пользователями автомобильной дорогой, так и пешеходов, передвигающихся по <адрес>, что затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц. В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по подсудности для рассмотрения передано в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии.

В судебном заседании заместитель прокурора Вурнарского района- Дмитриева Е.Н. исковое требование поддержала по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что сведений о том, каким образом на спорной автомобильной дороге должно быть организовано дорожное освещение, проект организации дорожного движение не содержит. Организация освещения должна соответствовать ГОСТу.

Представитель ответчика- Казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведения об уважительных причинах неявки не представил. В своем письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика просил в удовлетворении искового требования отказать, указав, что на основании п.1.4 и 1.5 раздела 1 устава КУ Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики его учредителем является Чувашская Республика. Функции и полномочия учредителя Казенного учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики. В соответствии с п.2.2 устава КУ Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики основными целями деятельности Казенного учреждения являются обеспечение сохранности, развития, благоустройства и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики и закрепленных за Казенным учреждением на праве оперативного управления. В соответствии с п.1.9 устава Казенное учреждение заключает государственные контракты и иные договоры, подлежащие исполнению за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, от имени Чувашской Республики в пределах доведенных Казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. На основании устава Министерство транспорта Чувашской Республики передает Казенному учреждению функции государственного заказчика по организации и проведению аукциона в электронной форме на размещение государственного заказа на выполнение работ (услуг) по строительству и реконструкции автомобильных дорог, по разработке проектно-сметной документации на возводимые объекты. Также, по классификации работ устройство линий электроосвещении относятся к видам работ по строительству. Выполнить в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу не представляется возможным в связи с тем, что Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2024 год» по разделу «Дорожное хозяйство» строительство стационарного наружного освещения и тротуаров на данных участках не предусмотрено. Ежегодно по мере выделения денежных средств проводятся работы по повышению уровня обустройства автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике. Кроме того, работам по повышению уровня обустройства автомобильных дорог в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предшествуют: 1) включение в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики работ по созданию проектной документации: ходатайство КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии в Министерство транспорта Чувашской Республики о включении объекта проектирования в постановление и выделении финансирования, рассмотрение данного ходатайства, внесение изменений в постановление; 2) подготовка аукционной документации: подготовка проекта контракта, подготовка технического задания; 3) проведение процедуры определения поставщика и подписание контракта; 4) выполнение работ по созданию проектной документации; 5) включение в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики работ по строительству; 6) подготовка аукционной документации на устройство стационарного электрического освещения и тротуаров: подготовка проекта контракта; подготовка технического задания; 7) проведение процедуры определения поставщика и подписание контракта; 8) выполнение работ по устройству стационарного электрического освещения и тротуаров носят сезонный характер. Только после получения положительного заключения госэкспертизы Казенное учреждение сможет приступить к осуществлению процедуры по заключению госконтракта на устройство стационарного электрического освещения и тротуаров, при условии выделения лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, в поданном исковом заявлении не учтены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми проведение мероприятий, указанных в предписании требует значительных временных затрат. Кроме того, сформировавшейся судебной практикой по делам с аналогичными требованиями, исковые требования удовлетворены судами с предоставлением КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии срока 1 год 6 месяцев для исполнения решения суда с момента его вступления в законную силу: решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Исковое требование также не соответствует Проекту организации дорожного движения (ПОДД), согласованному с УГИБДД по ЧР. Согласно требованиям прокурора необходимо организовать стационарное освещение на участке автомобильной дороги <данные изъяты> по <данные изъяты> в пределах населенного пункта <адрес>, а также за его пределами на расстоянии от него не менее 100 м. Однако участок автомобильной дороги по <адрес> не определен ни в просительной части искового заявления, ни в мотивировочной части искового заявления. При этом согласно ПОДД освещение не предусмотрено одновременно с правой и левой стороны автомобильной дороги <данные изъяты> что связано с отсутствием технической возможности. Таким образом, возникает необходимость внести изменения в ПОДД, следовательно, требования искового заявления в этой части не изменены. Кроме того, вынесенное решение суда должно являться законным, то есть соответствовать действующему ПОДД, а также исполнимым, то есть должно содержать конкретные мероприятия по выполнению и конкретные участки для исполнения.

Представитель третьего лица- Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведения об уважительных причинах неявки не представил.

Представитель третьего лица- Управления Госавтоинспекции МВД по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, сведения об уважительных причинах неявки суду не представил. В письменных отзывах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление представитель третьего лица- Управления Госавтоинспекции МВД по Чувашской Республике указал, что требования прокурора Вурнарского района являются обоснованными, в связи с чем поддерживает их в полном объеме. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указанный нормативно-правовой акт определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Федерального закона №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. В силу ч.2 ст.12 Федерального закона №196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона №196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденный постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Согласно п.п.6, 7, 12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность- деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог- исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление; содержание автомобильной дороги- комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Применительно к автодорожной деятельности, в силу положений Федерального закона №257-ФЗ обязанность обеспечить требования установленных технических регламентов и других нормативов возлагается на соответствующие дорожные органы, осуществляющие полномочия владения автомобильными дорогами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также иных титульных владельцев автомобильных дорог, включая дороги, находящиеся в частной собственности. Указанная обязанность рассматривается как составная часть бремени собственности. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 года №2438-р ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» включен в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Согласно п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Угроза охраняемым общественном отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий, в том числе совершения дорожно-транспортных происшествий, а в несвоевременном и ненадлежащем исполнении соответствующими лицами своих обязанностей в сфере осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьих лиц.

Изучив доводы заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики, суд считает необходимым удовлетворить исковое требование исходя из следующего.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике, согласно которому автомобильная дорога <данные изъяты> относится к дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в адрес руководителя КУ Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в том числе выразившихся в том, что согласно требованиям п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участке автомобильной дороги <данные изъяты> по <адрес> не обеспечено стационарное электрическое освещение, что существенно влияет на обеспечение безопасности дорожного движения в темное время суток.

Как следует из сообщения КУ Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 19 января 2024 года на представление, приняты меры для устранения нарушения законодательства, в частности, на сегодняшний день строительство освещения, пешеходных переходов и тротуаров вдоль автомобильных дорог общего пользования регионального значения является первоочередной задачей. Перечень работ на строительство освещения, пешеходных переходов и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения осуществляется в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Формирование перечня объектов для строительства стационарного освещения и пешеходных переходов в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» осуществляется Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики. Перечень работ на строительство освещения, пешеходных переходов и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на 2023-2025 годы уже сформирован, в связи с чем КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о выделении финансирования для разработки проектной документации и дальнейшего строительства объекта.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируют Федеральный закон от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения- деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п.п.1, 5, 6, 12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога- объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность- деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги- комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. К элементам обустройства автомобильных дорог также относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно п.13.1 ст.3 технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», принятого решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N 827 мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года №827 принят технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 014/2011) «Безопасность автомобильных дорог».

В соответствии с п.п.13.1, 13.7 технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 014/2011) «Безопасность автомобильных дорог» мероприятия по эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружениях на них должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы, в том числе путем своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги. Горизонтальная освещенность при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.

Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года №270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», введенный с 01 июля 2008 года.

Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 года №2438-р ГОСТ Р 52766-2007 включен в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

В разделе 1 ГОСТ Р 52766-2007 указано, что стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.

Согласно п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Как следует п.п.2.2, 2.3 Устава КУ Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики <данные изъяты> основной целью деятельности Казенного учреждения «Чувапшупрдор» Минтранса Чувашии является обеспечение сохранности, развития, благоустройства и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики и закрепленных за казенным учреждением «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии на праве оперативного управления, повышение их пропускной способности, обеспечение бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам, предметом деятельности Казенного учреждения также является: обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства; организация мероприятий по обеспечению круглогодичного бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, мониторинг транспортно-эксплуатационного состояния указанных автомобильных дорог.

Согласно справке помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к ней фотоснимков, прокуратурой Вурнарского района в рамках мониторинга информации, размещенной в сети «Интернет», установлено, что вопреки требованиям п.4.6.1.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» по <данные изъяты> в пределах населенного пункта- <данные изъяты> не обеспечивается стационарное электрическое освещение автомобильной дороги в темное время суток. Установлено, что автомобильная дорога, проходящая по <адрес> является участком автомобильной дороги республиканского значения <данные изъяты>

Согласно выписке из открытых данных «Яндекс Карты» в сети «Интернет», автомобильная дорога <данные изъяты> проходит по <адрес>

Согласно п.3 раздела 4.1 паспорта национального проекта «Национальный проект «Безопасные качественные дороги», утвержденного Министерством транспорта РФ, указанный национальный проект направлен также на приведение в нормативное состояние/построение искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения.

Отсутствие стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги <данные изъяты> по <адрес>, а также за его пределами на расстоянии от него не менее 100 м, влечет нарушение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах исковое требование заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики подлежит удовлетворению.

Суд считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений- 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что данный срок является достаточным для исполнения обязанности по обеспечению стационарного электрического освещения участка автомобильной дороги <данные изъяты>» по <адрес>, а также за его пределами на расстоянии от него не менее 100 м в соответствии с требованиями п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики к Казенному учреждению Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ОГРН <данные изъяты> ИНН <данные изъяты>) удовлетворить.

Обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить стационарное электрическое освещение участка автомобильной дороги <данные изъяты> по <адрес>, а также за его пределами на расстоянии от него не менее 100 м в соответствии с требованиями п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 сентября 2024 года.

Судья Вурнарского районного суда                    О.А. Филиппов

2-422/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Вурнарского района Чувашской Республики
Ответчики
КУ ЧР "Управление автомобильных дорог ЧР" Минтранса Чувашии
Другие
Управление Госавтоинспекции МВД по Чувашской Республике
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Суд
Вурнарский районный суд Чувашии
Дело на сайте суда
vurnarsky.chv.sudrf.ru
19.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.07.2024Передача материалов судье
20.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2024Судебное заседание
26.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее