Дело № 2-60\2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2018 года г.Пошехонье Ярославской области
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Роговой Б.А.,
с участием прокурора Туршиной С.В.,
истицы Бахваловой Е.Н.,
представителя ответчика – Администрации Пошехонского муниципального района – Комаровой С.Ю., действующей на основании доверенности,
при секретаре Мелиховой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах Бахваловой Елены Николаевны и Бахваловой Елены Николаевны к Администрации Пошехонского муниципального района и Управлению социальной защиты населения и труда Администрации Пошехонского муниципального района об отмене протокола заседания межведомственной комиссии по оказанию социальной помощи на основе социального контракта при Администрации Пошехонского муниципального района и требовании вынести решение об удовлетворении заявления истицы о предоставлении ей материальной помощи в испрашиваемой сумме,
у с т а н о в и л :
Прокурор Пошехонского района обратился в суд в интересах Бахваловой Е.Н. с иском (уточненным) к Администрации Пошехонского муниципального района отменить протокол заседания межведомственной комиссии по оказанию социальной помощи на основе социального контракта при Администрации Пошехонского муниципального района № 3 от 21.02.2018 г. и обязать межведомственную комиссию по оказанию социальной помощи на основе социального контракта при Администрации Пошехонского муниципального района вынести по заявлению Бахваловой Е.Н. обоснованное решение.
В процессе рассмотрения иска Бахвалова Е.Н. предъявила к Управлению социальной защиты населения и труда Администрации Пошехонского муниципального района исковые требования отменить указанный выше протокол межведомственной комиссии и обязать комиссию вынести по заявлению Бахваловой Е.Н. законное и обоснованное решение, которым прошение о предоставлении социальной помощи на приобретение швейной машины Janome 450MG стоимостью 13 364 руб. и расходных материалов на сумму 7300 руб. удовлетворить полностью.
Оба истца ссылались на следующее. 30 января 2018 года Бахвалова обратилась в Управление социальной защиты населения и труда Администрации Пошехонского муниципального района (далее – УСЗНиТ) с заявлением об оказании социальной помощи на основе социального контракта, предоставив необходимый пакет документов. Семья Бахваловой Е.Н. состоит из трех человек: её самой, супруга и дочери, ДД.ММ.ГГГГ. Кроме документов, подтверждающих состав семьи и доходы членов семьи, ею представлен План по реализации работы домашней мастерской по пошиву и ремонту одежды, с помощью которого она планировала выйти из сложной жизненной ситуации путем приобретения швейной машинки стоимостью 17 800 руб. с целью пошива одежды и постельного белья. В ходе рассмотрения её заявления по данным ей устным рекомендациям она нашла приемлемый для неё и менее дорогой вариант приобретения швейной машинки за 11 832 руб., отразив указанную стоимость в дополнительно представленной смете и дополнив расчетом стоимости необходимых расходных материалов (ткани, ниток, фурнитуры и т.д. на сумму 7300 руб.). Протоколом межведомственной комиссии № 3 от 21.02.018 г. утверждены результаты рассмотрения обращения Бахваловой и принято решение об оказании ей помощи в сумме 5000 рублей, от которой Бахвалова отказалась по тем основаниям, что предложенная помощь не поможет выйти семье из трудной жизненной ситуации. Истцы полагаю, что данное решение не соответствует требованиям Закона Ярославской области № 65-з от 19 декабря 2008 года «Социальный кодекс Ярославской области», согласно статьям 42, 95, 96, 100 которого социальная помощь в виде социального контракта должна способствовать достижению целей обеспечения выхода гражданина из трудной жизненной ситуации.
В судебном заседании прокурор Туршина С.В. поддержала исковые требования об отмене протокола межведомственной комиссии 3 № от 21.02.2018 г. и требования, заявленные Бахваловой Е.Н. - обязать комиссию вынести по заявлению Бахваловой Е.Н. законное и обоснованное решение, которым прошение о предоставлении социальной помощи на приобретение швейной машины Janome 450MG стоимостью 13 364 руб. и расходных материалов на сумму 7300 руб. удовлетворить полностью. Указала, что межведомственная комиссия должна рассмотреть поданные заявления об оказании социальной помощи в виде социального контракта, однако, из протокола заседания комиссии не следует, что заявление Бахваловой было рассмотрено, так как там только указано, что слушали Смирнову Е.А. (начальника Управления социальной защиты населения и труда) и сразу решили, а что рассматривали и как пришли к решению – в протоколе не указано, в связи с чем сделать вывод о том, почему комиссия пришла к выводу о предоставлении материальной помощи именно в таком размере невозможно, с учетом данных недостатков протокола его нельзя признать законным и обоснованным.
Бахвалова Е.Н. поддержала заявленные ею исковые требования, уточнив, что она предъявляет их не Управлению социальной защиты населения и труда Администрации Пошехонского муниципального района, а Администрации Пошехонского муниципального района.
Бахвалова Е.Н. в судебном заседании подробно пояснила, по каким критериям ею была избрана именно та модель швейной машинки, которую она желала приобрести с помощью социального контракта, чем она отличается от более дешевых моделей, какую работу она намерена выполнять при помощи этой машинки, представила фотографии образцов выполненных ею работ в виде одежды для себя и членов своей семьи. Пояснила, что намеревалась не только обшивать себя и членов своей семьи, что выходило бы гораздо дешевле, чем покупка новой одежды, но и по возможности шить изделия на заказ на продажу. Полагает, что решение комиссии о выделении ей столь небольшой суммы связано с предвзятым к ней отношением, так как она фактически проживает не в г. Пошехонье, где зарегистрирована по месту жительства, а в Ярославле.
Представитель ответчика Комарова С.Ю. иск не признала, пояснив, что в соответствии с Социальным кодексом Ярославской области район получает субсидии из областного бюджета на оказание помощи малоимущим, в том числе посредством заключения социального контракта с целью помочь лицам, нуждающимся в материальной помощи, выйти из затруднительного положения. Заявитель обращается в Управление социальной защиты, представляет свои предложения, каким образом он намерен выйти из трудной жизненной ситуации, документы, подтверждающие материальное положение семьи. Пакет документов поступает на рассмотрение межведомственной комиссии, созданной при администрации района, согласно Порядку оказания социальной помощи, утвержденному приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 г. № 2, размер помощи не должен превышать пятикратной величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в Ярославской области на квартал, предшествующий дате рассмотрения заявления, на семью или одиноко проживающего гражданина. Определение размера оказываемой помощи в виде социального контракта является прерогативой указанной межведомственной комиссии. Так как с подобными заявлениями обращается довольно большое количество лиц, комиссия старается распределить выделяемую субсидию таким образом, чтобы помочь максимально большему числу нуждающихся. Форма протокола законодательно не утверждена, за все время работы данной комиссии результаты работы неоднократно проверялись, в том числе представителями Департамента, и ни разу никаких замечаний к форме протокола заседания комиссии не было предъявлено, в связи с чем полагает указанные прокурором основания несостоятельными.
Выслушав участников дела, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ) государственной социальной помощью является предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Статьей 5 Закона № 178-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно статье 7 Закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона № 178-ФЗ (абз.2) порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 57 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» предусмотрен порядок предоставления мер социальной поддержки, согласно которому меры социальной поддержки предоставляются по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий назначение социальной поддержки, по месту его жительства, если иное не установлено настоящим Кодексом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (ч.1). По результатам рассмотрения заявления гражданина орган, осуществляющий назначение социальной поддержки, вправе принять решение о предоставлении гражданину социальной поддержки либо об отказе в ее предоставлении (часть 2).
Согласно части 3 указанной статьи решение об отказе в предоставлении социальной поддержки выносится в случае:
1) представления заявителем недостоверной или ложной информации либо непредставления им необходимых документов, предусмотренных социальным законодательством;
2) невыполнения заявителем условий предоставления социальной поддержки либо несоответствия требованиям, установленным социальным законодательством;
3) пропуска сроков, установленных социальным законодательством для обращения за предоставлением социальной поддержки.
Согласно части 2 статьи 95 Социального кодекса Ярославской области при выборе вида и размера оказываемой гражданину социальной помощи право на получение социальной помощи в приоритетном порядке имеют:
1) одинокие нетрудоспособные граждане и семьи, состоящие из нетрудоспособных лиц, в том числе детей (за исключением граждан и семей, находящихся в социально опасном положении);
2) многодетные и неполные семьи (за исключением семей, находящихся в социально опасном положении);
3) реабилитированные лица;
4) имеющие работу малоимущие граждане и иные граждане трудоспособного возраста, активно ищущие выход из трудной жизненной ситуации, в которой они оказались.
Частью 1 статьи 96 Социального кодекса Ярославской области предусмотрено, что социальная помощь оказывается в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели, способами, обеспечивающими наиболее эффективное и рациональное расходование бюджетных средств. В части 3 данной статьи указано, что назначение гражданину социальной помощи должно способствовать достижению следующих целей:
1) поддержание уровня жизни малоимущих граждан;
2) обеспечение выхода гражданина из трудной жизненной ситуации.
Согласно части 4 статьи 100 Социального кодекса Ярославской области порядок назначения социальной помощи, а также критерии определения ее размера устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30 января 2009 года № 2 утвержден Порядок оказания социальной помощи.
Пунктом 1.7 данного Порядка предусмотрено, что для решения вопроса об оказании социальной помощи органы социальной защиты населения направляют заявление и документы заявителя в комиссию по оказанию социальной помощи. Комиссии по оказанию социальной помощи (далее - комиссии) формируются на постоянной основе в городских округах и муниципальных районах области. Комиссии рассматривают заявления и документы заявителей и принимают решения: об оказании социальной помощи заявителю или его семье либо об отказе в ее оказании; о виде и размере социальной помощи; о продлении срока оказания социальной помощи на основании социального контракта.
Согласно пункту 2.2. данного Порядка социальная помощь малоимущим гражданам оказывается на основании социального контракта не чаще одного раза в три календарных года, при этом единовременная денежная выплата не может быть более 5 величин прожиточного минимума, установленного на душу населения в Ярославской области на квартал, предшествующий дате рассмотрения заявления, на семью (одиноко проживающего гражданина).
В соответствии с пунктом 1.7. Порядка в Пошехонском муниципальном районе постановлением Администрации Пошехонского муниципального района № 885 от 07 декабря 2016 года (с изменениями, внесенными постановлением от 597 от 27.07.2017 г.) утверждено Положение о межведомственной комиссии по оказанию социальной помощи на основании социального контракта и создана межведомственная комиссия. Согласно пунктам 11 и 12 Положения решение межведомственной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами межведомственной комиссии, в решении указываются виды оказываемой социальной помощи, её размер либо причина отказа в оказании социальной помощи на основе социального контракта.
30 января 2018 года Бахвалова обратилась с заявлением об оказании ей и её семье социальной помощи на основе социального контракта. К заявлению приобщены сведения о доходах членов семьи (с учетом заработной платы супруга, выплачиваемых им алиментов, пособий на ребенка, среднемесячный доход на семью из трех человек составляет 21 301 руб.), план по реализации работы домашней мастерской по пошиву и ремонту одежды, в котором указано, что для развития бизнеса у заявителя есть все, кроме швейной машинки и обоснован выбор модели швейной машинки марки Elna 2600 по цене 17 800 руб.
Как следует из пояснений Бахваловой Е.Н. и показаний свидетеля ФИО11. (должностное лицо Управления соцзащиты населения Пошехонского муниципального района, принимающее заявления и документы) после первого заседания комиссии её члены пришли к выводу о том, что истица запрашивает слишком большую сумму для приобретения швейной машинки и ей предложено найти менее дорогой вариант.
К следующему заседанию комиссии Бахваловой Е.Н. уточнена цена швейной машинки – 11 832 руб. и подготовлена смета, из которой следует, что для приобретения тканей, фурнитуры и других расходных материалов ей необходима сумма 7300 руб.
21 февраля 2018 года состоялось заседание межведомственной комиссии, из протокола следует, что комиссия приняла решение об оказании Бахваловой Е.Н. социальной помощи на основе социального контракта на покупку швейной машинки в сумме 5000 рублей, от подписания контракта Бахвалова отказалась, указав в нем следующее «С предложенной мне в качестве помощи суммой в 5000 рублей на покупку швейной машинки я не согласна. По представленным документам стоимость машины, которую я просила помочь приобрести – 11800 рублей. Заключать контракт отказываюсь в связи с нежеланием администрации помочь моей семье выйти из сложной жизненной ситуации в связи с предвзятым отношением ко мне».
Рассматривая доводы прокурора и истицы суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Ссылки прокурора на то, что в протоколе заседания комиссии отсутствует указание на рассмотрение заявлений не могут служить основанием для признания данного протокола незаконным. К утвержденному Департаментом соцзащиты населения Ярославской области Порядку оказания социальной помощи в качестве приложений 1-5 утверждены формы Социального контракта, Отчета о проведении мониторинга оказания социальной помощи на основании социального контракта, Перечень товаров (работ, услуг), связанных с выполнением мероприятий социального контракта, оплата которых производится органом социальной защиты населения, Заявления об оплате товаров (работ, услуг) на выполнение мероприятий социального контракта, Справки об оказания социальной помощи.
Никаких обязательных требований к форме протокола заседания комиссии не имеется и оснований для вывода о том, что отсутствие записи в протоколе слов что комиссия «рассмотрела заявление» может явиться основанием для признания данного протокола незаконным, не имеется. Из показаний свидетелей, членов комиссии, следует, что заявление Бахваловой Е.Н. было тщательно рассмотрено.
Пунктом 2.2. Порядка оказания социальной помощи предусмотрено, что социальная помощь малоимущим гражданам оказывается на основании социального контракта не чаще одного раза в три календарных года, при этом единовременная денежная выплата не может быть более 5 величин прожиточного минимума, установленного на душу населения в Ярославской области на квартал, предшествующий дате рассмотрения заявления, на семью (одиноко проживающего гражданина), т.е. данной нормой установлен верхний предел размера государственной социальной помощи, исходя из которого уполномоченные органы вправе определять размер денежной помощи.
Что касается обоснованности предоставленной суммы социальной помощи в размере 5 000 рублей, то, как следует из показаний свидетелей Смирновой Е.А. (начальника УСЗНиТ ) и Поповой Н.А. (председателя межведомственной комиссии), они исходили из того, что в продаже имеется множество различных моделей швейных машинок, разброс цен на которые составляет от 2,5 тыс. рублей, до 200 тыс. рублей., представив в обоснование своих доводов скрин-шоты с сайтов Интернета о предложениях по продаже швейных машинок в г. Рыбинске; что указанная заявительницей модель швейной машинки относится к полупрофессиональным, а между тем заявительница не имеет специального образования (швея, портной, закройщица и т.п.); из её плана следует, что она намерена осуществлять продажу изделий и, соответственно, заниматься предпринимательством, однако, не указала, намерена ли она зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, в то же время оказание социальной помощи на основе социального контракта не предполагает, что лица, получившие такую помощь, будут нарушать действующее законодательство.
С учетом изложенных норм, определяющих, что установление размера оказываемой материальной помощи является прерогативой межведомственной комиссии и законодательно ограничен только максимальный её размер, а также пояснений членов межведомственной комиссии, применительно к рассматриваемой ситуации, установление размера денежной выплаты в качестве социальной помощи, определенный Бахваловой Е.Н. в сумме 5 000 рублей, при среднемесячном доходе на семью из трех человек в размере 21 301 руб., является правомерным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения иска о несогласии с размером оказанной государственной социальной помощи судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, с у д
р е ш и л :
В удовлетворении иска прокурору Пошехонского района Ярославской области и Бахваловой Елене Николаевне отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Пошехонский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 09 июня 2018 года.