Дело № 2-59/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 21 мая 2019 года
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ткачевой О.С., с участием помощника прокурора Адмиралтейского района Цугульского А.О., с участием представителей ответчика СПБ ГБУК «Музей Разночинный Петербург» по доверенности – Иванцовой Т.П., Крупеник О.Н., с участием представителя третьего лица Комитета по культуре Санкт-Петербурга по доверенности Кисиль Е.А.,
при секретаре Деркач Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к СПБ ГБУК «Музей Разночинный Петербург» об устранении нарушений требований противопожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Адмиралтейского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к СПБ ГБУК «Музей Разночинный Петербург» об устранении нарушений требований противопожарной безопасности. В обоснование заявленных требований ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Адмиралтейского района Санкт-Петербурга проведена проверка поступившей информации от ОНД Адмиралтейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по вопросу длительного и неоднократного неисполнения СПб ГБУК «Музей «Разночинный Петербург» (далее - Музей) предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности в здании расположенном по адресу: Санкт- Петербург, пер. Большой Казачий, д. 7, лит. А, пом. 5Н. По факту выявленных нарушений, в адрес Музея 24.07.2016 выдано предписание № 2-8-423/1/1, которое исполнено не было, после повторной проверки в адрес учреждения выдано предписание от 28.07.2018 № 2-8-271/1/1 которое также проигнорировано, что установлено предписанием № 2-8-488/1/1 от 21.12.2017. В соответствии с предписанием № 2-8-488/1/1 выданным 21.12.2017, Музею необходимо устранить следующее нарушение требований правил пожарной безопасности:
- Помещение общественного назначения (помещения музея, находящиеся в цокольном и третьем этаже многоквартирного жилого дома, пом. ЗН и 5Н) имеют входы и эвакуационные выходы, не изолированные от жилой части здания, (Федеральный закон от 22 июля 2008 № 123-ФЗ п. 1 ч. 2 ст. 1, и. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 89; СП 1.13130.2009 п. 5.4.17).
Таким образом, со стороны ответчика имеет место длительное и неоднократное неисполнение предписаний ОНД Адмиралтейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, что выражается в длительном несоблюдении требований пожарной безопасности. Т.О. истец просит обязать устранить нарушения закона и правил пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пер. Большой Казачий, д.7, лит.А, пом. 5Н, в течение 60 дней с момента вступления в силу решения суда, а именно: устранить входы и эвакуационные выходы, не изолированные от жилой части здания в помещение общественного назначения (помещения музея, находящееся в цокольном и третьем этаже многоквартирного жилого дома, пом. 3Н и 5 Н).
Определением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2018 года производство по данному делу приостановлено до разрешения рассмотрения гражданского дела № 2а-1347/2018.
06 мая 2019 года в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга поступило решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга.
Определением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 мая 2019 года производство по данному гражданскому делу возобновлено.
В судебном заседании участвовал помощник прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Цугульский О.А., который в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика, по доверенности Иванцова Т.П. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования не признала, ранее по существу заявленных требований предоставила возражения в письменном виде.
Представитель ответчика, по доверенности Крупеник О.Н. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал, в судебном заседании пояснил, что процессы, связанные с удовлетворением требований МЧС затянулись, но работы проводились, в том числе в части того, что на межведомственной комиссии, где присутствовали сотрудники МЧС, было принято решение посчитать пожарные риски, которые были бы альтернативны эвакуационному выходу. Они были просчитаны. На основании расчета пожарных рисков был создан документ «Независимая оценка риска», который прописывал перечень мероприятий, которые необходимо реализовать для того, чтобы избежать прорубки эвакуационного выхода. В документе независимой оценки пожарных рисков прописаны мероприятия, которые реализовать со стороны музея физически невозможно, либо это приобретает длительный характер, поскольку выделение третьего этажа в отдельный пожарно-прочный модуль невозможно без демонтажа третьего этажа здания.
Представитель третьего лица Комитета по культуре Санкт-Петербурга по доверенности Кисиль Е.А., в судебное заседание явилась. Решение оставила на усмотрение суда, пояснила, что длительное время учреждение предпринимаются все возможные меры по выполнению действий, предусмотренных действующим законодательством, в том числе с учетом характера самого здания, в котором музей. Статус у него как у объекта культурного наследия. Возможность изменения исключительно музеем каких-то конструктивных особенностей, включая входы и выходы, невозможно в силу особого статуса объекта. Из решения Куйбышевского районного суда по делу 2а-1347/18 следует, что из пояснений сторон фактически музей исполняет предписания, обращается в компетентные органы, ИОГВ, чтобы ему были выданы документы, которые узаконят все действия по приведению этого объекта в соответствии с требованиями пожарной безопасности и тем самым будут выполнены требования прокурора. Предписание прокурора на данный момент остается неисполненным.
Третье лицо КГИОП, извещенное надлежащим образом в судебное заседание не явилось, предоставили по существу заявленных требований отзыв. В письменном отзыве отражена позиция о том, чтобы все работы выполнялись с соблюдением требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных КГИОП, а также проектной документации на проведение указанных работ, согласованной КГИОП (л.д. 178-180).
Третье лицо ОНД Адмиралтейского района, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, ранее в судебном заседании заявленные исковые требования поддерживали. Пояснили, что до сегодняшнего дня ответчик не устраняет необходимые нарушения, которые указаны в предписании.
Суд, выслушав объяснения прокурора, пояснения ответчика исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Прокуратурой Адмиралтейского района Санкт-Петербурга проведена проверка поступившей информации от ОНД Адмиралтейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по вопросу длительного и неоднократного неисполнения СПб ГБУК «Музей «Разночинный Петербург» (далее - Музей) предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности в здании расположенном по адресу: Санкт- Петербург, пер. Большой Казачий, д. 7, лит. А, пом. 5Н. По факту выявленных нарушений, в адрес Музея 24.07.2016 выдано предписание № 2-8-423/1/1, которое исполнено не было, после повторной проверки в адрес учреждения выдано предписание от 28.07.2018 № 2-8-271/1/1 которое также проигнорировано, что установлено предписанием № 2-8-488/1/1 от 21.12.2017.
В соответствии с предписанием № 2-8-488/1/1 выданным 21.12.2017, Музею необходимо устранить следующее нарушение требований правил пожарной безопасности:
- Помещение общественного назначения (помещения музея, находящиеся в цокольном и третьем этаже многоквартирного жилого дома, пом. ЗН и 5Н) имеют входы и эвакуационные выходы, не изолированные от жилой части здания, (Федеральный закон от 22 июля 2008 № 123-ФЗ п. 1 ч. 2 ст. 1, и. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 89; СП 1.13130.2009 п. 5.4.17).
Таким образом, со стороны ответчика имеет место длительное и неоднократное неисполнение предписаний ОНД Адмиралтейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, что выражается в длительном несоблюдении требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N2 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон №69-ФЗ) предусмотрено соблюдение организациями требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, напрямую влияют на безопасность людей, находящихся в здании, а также возможность
успешного тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны.
Кроме того, несоблюдение вышеуказанных требований влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности здания и в случае совершения в его помещениях преступления террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
В соответствии со ст. 24 Закона № 69-ФЗ граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба^ причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу. Граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Неисполнение указанных требований действующего законодательства нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих в указанном доме, негативно влияет на безопасность людей, а также возможность успешного тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны.
Распоряжением начальника ОНДПР Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по СПб от 05 декабря 2017 года № 2-8-4887 указано провести внеплановую выездную проверку соблюдения требований пожарной безопасности объекта- помещения, встроенного в жилой дом, расположенного по адресу Санкт-Петербург, Б.Казачий пер., д.7, лит. А, пом. 5Н,3Н.
По результатам проверки был выдан № 2-8-488 от 21.12.2017 года, а также предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 2-8-488/1/1 от 21 декабря 2017 года.
На основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом администрации Санкт-Петербурга от 08 января 2001 года №23-р помещение общей площадью 73,4 кв.м. (1-Н) по адресу. Санкт-Петербург, Большой Казачий пер., д. 9, лит А, кадастровый номер 78:1618:0:18:2, часть помещения кадастровый номер 78:1621:0:14:3 (3-11 (ч.п, 1,2,3, 4,5, 7,8,9, 10, 11, 12, 13, 14, 15) общей площадью 129,8 кв.м, и помещение общей площадью 58,3 кв.м. (5-н) кадастровый номер 78:1621:0:14:1 по адресу: г. Санкт-Петербург, Большой Казачий пер., д. 7, лит А, передано в безвозмездное пользование СПб ГБУК «Мемориальный музей «Разночинный Петербург».
18 января 2002 года между Комитетом по управлению городским имуществом администрации Санкт-Петербурга и СПб ГБУК «Мемориальный музей «Разночинный Петербург» заключен договор безвозмездного пользования, в соответствии с которым в безвозмездное пользование СПб ГБУК «Мемориальный музей «Разночинный Петербург» передано нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, Большой Казачий пер., д. 7, лит А, в помещении 3- Н площадью 141,9 кв.м., цокольный этаж (полуподвал), кадастровый номер 78:1621:0:14:3 часть помещения 3-н (ч.п.1-15) площадью 129,8 кв.м., помещение 5-Н площадью 58,3 кв.м., выше 2-го этажа, без лифта, кадастровый номер 78:1621:0:14:1.
21 сентября 2017 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы Адмиралтейского УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу на основании распоряжения начальника ОНД Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт- Петербургу от 05 декабря 2017 года № 2-8-488 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности объекта защиты - помещения музея, встроенные в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пер. Большой Казачий, д.7, лит.А, пом.5Н, ЗН, о чем составлен акт №2-8-488 от 21 декабря 2017 года.
По результатам проведенной проверки 21 декабря 2017 года инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт- Петербургу Елизаровым П.В. в адрес СПб ГБУК «Мемориальный музей «Разночинный Петербург» вынесено предписание №2-8-488/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором указано, что помещение общественного назначения (помещения музея, находящиеся в цокольном и третьем этаже многоквартирного жилого дома, пом.ЗН и 5Н) имеют выходы и эвакуационные выходы, не изолированные от жилой части здания, что не соответствует пункту 1 части 2 статьи 1, пункту 2 части 1 статьи 6, статье 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требование—пожарной—безопасности», пункту 5.4.17 Свода Правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Правоотношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Частью 1 статьи 38 названного Федерального закона предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством собственников имущества и лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской—Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Так, одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара согласно пункту 2 статьи 52 названного Федерального закона является устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Частью 1 статьи 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждое здание, или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Согласно статье 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Пунктом 5.4.17 Свода Правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» предусмотрено, что помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.
Срок, установленный должностными лицами ОНД Адмиралтейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу для устранения выявленных недостатков, является достаточным для их устранения, однако ответчик не предпринял должных мер для своевременного исполнения первичного предписания отдела надзорной деятельности, продолжая создавать своим бездействием угрозу возникновению пожара и безопасности людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года №272 утверждены Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска, которые устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при составлении декларации пожарной безопасности.
Статьей 6.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрены особенности организации осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Так, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяются основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливают общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно статье 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах ЗшцйтьГ, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке» хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального, закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а так же о предотвращении угрозы возникновения пожара.
Представленная копия заявления от 09.08.2018 года № 186 в адрес начальника Комитета по культуре Санкт-Петербурга не свидетельствует о выполнении деятельности юридического лица при наличии надлежащего разрешения.
Представленное заявление не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Позиция представителя ответчика о невозможности получения нормативов без осуществления определенной последовательности не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Поскольку материалами дела в действиях ответчика судом усмотрены нарушения, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, ввиду их законности и обоснованности.
На основании ст. 103 ГПК РФ, статьи 333.19 НК РФ, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к СПБ ГБУК «Музей Разночинный Петербург» об устранении нарушений требований противопожарной безопасности удовлетворить.
Обязать СПБ ГБУК «Музей Разночинный Петербург» (ИНН 7826106980), устранить нарушения закона и правил пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пер. Большой Казачий, д.7, лит.А, пом. 5Н, в течение 60 дней с момента вступления в силу решения суда, а именно: - устранить входы и эвакуационные выходы, не изолированные от жилой части здания в помещение общественного назначения (помещения музея, находящееся в цокольном и третьем этаже многоквартирного жилого дома, пом. 3Н и 5 Н)..
Взыскать с СПБ ГБУК «Музей Разночинный Петербург» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Ткачева О.С.
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2019 года