Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
24 декабря 2014 года <адрес>
Веденский районный суд Чеченской Республики в составе председательствующего судьи Эльбуздукаева А.Р., при секретаре ФИО7, с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по ЧР о возмещении морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истицы ФИО4, в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по ЧР о возмещении морального вреда, обосновывая свои требования следующим.
ДД.ММ.ГГГГ, около 12 часов 30 минут, группой неустановленных сотрудников силовых ведомств РФ в масках, вооруженных различным автоматическим оружием, прибывшей на а/м «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» из <адрес> в <адрес> РИ без предъявления каких либо документов и объяснений причин был задержан и вывезен в неизвестном направлении, находившийся там в качестве беженца со своей семьёй брат истицы ФИО3-1965г.р., о судьбе которого, по сей день ничего не известно.
По данному факту 22.10.2002г. прокуратурой <адрес> РИ было возбуждено уголовное дело за № в рамках которого постановлением зам.прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истица признана потерпевшей.
В настоящее время производство предварительного расследования по указанному уголовному делу, приостановленное 22.01.2003г. по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.208 УК РФ, - т.е. в связи с не установлением лиц, подлежащих привлечению в качестве подозреваемых – находится на той же стадии.
Однако, несмотря на это, причастность сотрудников силовых ведомств к похищению ФИО3, не вызывает ни каких сомнений. В пользу этого свидетельствуют такие факты как – задержание ФИО3 на территории абсолютно подконтрольной властям территории; беспрепятственное передвижение преступников по дорогам общего пользования, на которых, в рассматриваемый период времени, в пределах видимости друг от друга располагались блок посты Федеральных сил.
Похищение и вполне вероятное вслед за этим убийство брата, а также пренебрежение и безразличие со стороны лиц обязанных осуществлять уголовное преследование – не эффективное расследование уголовного дела – по закону, причиняет истице душевную боль. Не менее тяжело ей переживать и то, что из множества совершенных представителями федеральных сил преступлений на территории ЧР и близ лежащих регионов в отношении представителей Чеченского народа, к уголовной ответственности привлечены лишь единицы, а многие, как и в настоящем случае, так и остались безнаказанными. Отсутствие эффективного расследования по уголовному делу до сих пор не дает зажить душевным ранам истицы.
Тяжелее всего истице осознавать то, что данное преступление было совершено собственными представителями силовых ведомств, в своем государстве, сделав при этом мирное население Чеченской Республики заложниками безвластия и произвола, тяжкими последствиями которого стали гонения по национальному признаку, а также не эффективное расследование преступлений совершенных представителями силовых ведомств.
Из выше изложенного следует, что истица, в связи с похищением и вполне вероятным в последующем причинением смерти близкому родственнику вынуждена изо дня в день переносить неописуемые по тяжести нравственные страдания.
Обстоятельства, при которых было совершено вышеуказанное преступление, и время, истекшее после совершения преступления, дают ей, истице все основания полагать, что жизнь ее брата была под реальной неминуемой угрозой смерти с момента его похищения, поскольку он был увезен в условиях вооруженного конфликта на территории ЧР, в ходе которого, грубо и массово нарушались основополагающие права мирных жителей республики.
Боль, тревога, нравственные и душевные страдания ее усиливаются еще и \ тем, что ее брат был мирным жителем республики, не состоял ни в каких организациях и в вооруженных формированиях, не являлся лицом, подозреваемым в совершении какого–либо преступления. Душевная боль и нравственные страдания истицы также обострены еще и из-за того, что ее брат стал жертвой незаконных действий представителей власти, призванных защищать права и законные интересы граждан.
Полное безразличие к данному преступлению следственных органов, которые длительное время не могут довести до конца расследование по данному уголовному делу, причиняют ей и остальным членам их семьи нравственные и физические страдания, которые и по сей день настолько остры, как и в первые дни похищения брата, что в свою очередь самым невосполнимым образом сказывается на здоровье каждого из них.
Причиненные страдания и непоправимый урон ее психоэмоциональному состоянию здоровья, т.е. моральный вред не может быть компенсирован ни чем.
Таким образом, истице указанным преступлением причинены нравственные страдания и непоправимый урон её психоэмоциональному состоянию, т.е. моральный вред который она <данные изъяты> в <данные изъяты>.
В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности ФИО4 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просили суд взыскать с ответчика в пользу истицы денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Представитель ответчика ФИО8, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Направил в суд заявление о рассмотрении дела по существу в отсутствие их представителя и возражение на иск, в котором просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, так как в материалах дела нет доказательств причастности к данному преступлению представителей какого-либо подразделения МО РФ или МВД РФ, либо каких бы то ни было других государственных силовых структур. Вина государства не установлена.
Выслушав объяснения сторон по делу, изучив и исследовав представленные материалы дела, а также заключение помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО5, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению по основаниям того, что по представленным суду процессуальным документам сделать вывод о причастности силовых ведомств к исчезновению ФИО3 не представляется возможным, следственными органами вина конкретного причинителя вреда не установлена, отсутствует полный состав правонарушения, являющегося основанием для взыскания морального вреда, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Конституция РФ, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы на основе принципа равенства. Гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом, допуская ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере в какой это необходимо в условиях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.ст.2, 17-19, ч.3 ст.55 Конституции РФ).
Жизнь и здоровье человека неотчуждаемы и не передаваемы иным способом и являются нематериальными благами, которые защищаются в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и другими законами, в случаях и в порядке ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах в каких использование способов защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ) вытекает из существа нарушения (ст.50 ГК РФ).
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на жизнь.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблении властью охраняется законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.20, 52 Конституции РФ).
Согласно ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Право на возмещение ущерба, причиненного государством, включено в перечень прав и свобод, которые в силу ст.56 Конституции РФ не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения.
Опрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 Б.А. показал суду, что он является свидетелем того как 17.04.2002г., около половины часа дня, ближе к времени полуденного намаза, из <адрес> РИ, расположенного прямо напротив здания МВД РИ, ворвавшимися в <адрес>-мя военнослужащими в камуфлированной форме и в масках был задержан и увезен на а/м «<данные изъяты>» в неизвестном, по сей день, направлении, закутав голову футболкой, его родной дядя ФИО6 С.М., который в это время находился в ванной комнате в одной спортивной одежде, босиком. Один из них вернулся и забрал с крыльца для него шлепанцы. С тех пор какими либо сведениями о его дальнейшей судьбе они его родственники не владеют.
Судом установлено, что истица ФИО2 является родной сестрой похищенного силовиками ФИО3, по факту его похищения прокуратурой <адрес> РИ ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело, которое в данное время, приостановлено в связи с не установлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. По данному уголовному делу истица признанна потерпевшей (л.д.9-11).
Европейский Суд по правам человека, исходя из целого ряда дел касающихся фактов исчезновения (похищения) людей в Чечне и в других регионах РФ, которые были им ранее рассмотрены (Имакаева, Лулуев, ФИО11, Дунаев, Атабаева и др. против России), принимая во внимание свою прецедентную практику по таким делам вполне справедливо заключил, что если «в условиях вооруженного конфликта в ЧР, кого-то задерживают неустановленные военнослужащие, а затем факт задержания властями не признается, то это можно рассматривать как угрожающую жизни ситуацию». Отсутствие ФИО3, а также каких-либо сведений о нем в течение 12 лет подкрепляет это предположение.
По делу М. Атабаевой в связи с похищением её родственика, Постановлением Европейского суда от 12.06.2001г., Россиия признана обязанной нести прямую ответственность за действия своих агентов ДД.ММ.ГГГГ в н.<адрес> ЧР, т.е. за нарушения норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в частности ст.2 (право на жизнь), ст.5 (право на свободу и личную неприкосновенность), ст.13 (право на эффективное средство правовой защиты).
Указанным решением Европейского Суда семье заявительницы Атабаевой присуждена компенсация морального вреда в размере 35 000 Евро или <данные изъяты>.
ФИО1 как участник Конвенции признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской ФИО1 прав этих договорных актов.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007г. №-П суды при осуществлении правосудия обязаны непосредственно применять Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней в их истолковании Европейским судом.
В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст.ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненный гражданину или юридическому лицу в результате не законных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской ФИО1, соответствующим субъектом Российской ФИО1 или муниципальным образованием. Причем от имени казны этих субъектов выступают соответствующие финансовые органы (ст.1071 ГК РФ). Возмещение вреда в данном случае должно производиться за счет казны финансовых органов Российской Федерации.
В соответствии ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 и 151 ГК РФ.
Согласно ст.151 ГК РФ – если гражданину причинен моральный вред (физические и/или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащее гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства, учитывая степень физических и нравственных страданий связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда случаях, когда вина является основанием возмещение вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий <данные изъяты> судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Таким образом, суд, учитывая установленные факты задержания ФИО3 и дальнейшего его похищения, признание истицы потерпевшей по делу, факты нарушения конституционных прав как самого ФИО11 так и потерпевшей истицы по делу: на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на эффективное средство правовой защиты, неисполнение обязанности по проведению эффективного расследования обстоятельств исчезновения ФИО3, считает, что этими виновными действиями (бездействием) истице причинен моральный вред, который должен быть возмещен, ибо вина является основанием возмещения вреда.
Истица является сестрой похищенного и потерпевшей по уголовному делу, которой преступлением причинен моральный вред, т.е. причинены нравственные страдания и непоправимый урон её психоэмоциональному состоянию.
Душевная боль ее обострена еще и тем, что ее брат был мирным человеком и ни в чем не повинен, а также и из-за того, что семья ее стала невинной жертвой незаконных действий представителей власти, которые обязаны были соблюдать Конституцию и другие законы, принцип презумпции невиновности в отношении невинных людей.
Европейский Суд в своих постановлениях отмечает, что моральный вред представляет собой субъективную оценку заявителем страданий, которые он претерпел из-за нарушения его прав, и по своей природе не подлежит доказыванию.
В связи, с чем суд считает возражения представителя ответчика и заключение помощника прокурора по делу, призванного защищать законные интересы потерпевших, не объективными и не основанными на законе.
В результате всех этих обстоятельств истица испытала и испытывает нравственные страдания, которые не могут быть компенсированы простым признанием нарушения ее прав и прав брата.
Неоправданное задержание ФИО3 представителями федеральных сил и длительное – свыше 12 лет отсутствие сведений о нем следует рассматривать как обстоятельства угрожающие жизни ее брату. В связи, с чем истице, признанной потерпевшей по уголовному делу при изложенных выше обстоятельствах, причинены глубокие нравственные страдания.
Факт задержания ФИО3. представителями федеральных сил РФ в констекте конфликта в Чеченской Республике без последующего процессуального признания данного факта свидетельствует о незаконности действий государственных органов, следовательно, и влечет ответственность государства.
Указанная позиция высказана Европейским Судом по правам человека при рассмотрении дела (М, ФИО14 против России) по факту похищения её родственника ФИО9, юрисдикция которого признается и Российской ФИО1.
Боль и страдания истицы ничем не измерить, не посчитать, в связи, с чем суд считает справедливым, разумным и возможным присудить истице <данные изъяты> в качестве компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, ст.ст.20, 52-53 Конституции РФ и ст.ст.16, 59, 151, 1064, 1069, 1099, 1101 ГК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по ЧР о возмещении морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Р.Эльбуздукаев