Решение по делу № 2а-78/2022 от 01.04.2022

дело № 2а-78/2022

УИД 02RS0010-01-2022-000263-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Чоя 18 апреля 2022 года

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Романовой В.Н.,

при секретаре Казаниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Чойского района к администрации муниципального образования «Каракокшинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры по государственной регистрации права собственности недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Чойского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Каракокшинское сельское поселение» (далее также – администрация МО «Каракокшинское сельское поселение») о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры по государственной регистрации права собственности недвижимого имущества. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чойского района на основании поручения прокуратуры Республики Алтай проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере содержания муниципального имущества в деятельности администрации МО «Каракокшинское сельское поселение». В ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства Российской Федерации о муниципальной собственности в деятельности администрации МО «Каракокшинское сельское поселение» установлено, что в реестр муниципального имущества МО «Каракокшинское сельское поселение», опубликованном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте администрации МО «Каракокшинское сельское поселение» (каракокша.рф), включено здание дома культуры, расположенное по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с.Каракокша, ул. Тартыкова, д. 32. В нарушение абз. 1 п. 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 года № 424 сведения на указанный объект недвижимости в реестре муниципального имущества МО «Каракокшинское сельское поселение» о кадастровом номере и кадастровой стоимости отсутствуют. 18.02.2021 года прокуратурой района в адрес главы МО «Каракокшинское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о муниципальной собственности, в котором констатировались нарушения в части регистрации прав собственности на объект недвижимости, однако до настоящего времени требования прокурора в части регистрации права на недвижимое имущество - здание дома культуры, расположенное по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с. Каракокша, ул. Тартыкова, д. 32, а также внесения сведений на указанный объект недвижимости в реестр муниципального имущества МО «Каракокшинское сельское поселение» о кадастровом номере и кадастровой стоимости не исполнены. Нарушение изложенных требований закона свидетельствует о ненадлежащем учете муниципального имущества, составляющем экономическую основу местного самоуправления, чем нарушаются интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Чойского района Кыдырбаева А.Д. требования, изложенные в административном иске, поддержала.

Представитель сельской администрации МО «Каракокшинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил заявление о признании административного иска.

Выслушав помощника прокурора района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.п. 3 ч. 1 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта, Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ следует, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.

Ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В п. 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 года № 424, указано, что реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Чойского района на основании поручения прокуратуры Республики Алтай проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере содержания муниципального имущества в деятельности администрации МО «Каракокшинское сельское поселение».

В ходе проверки установлено, что в реестр муниципального имущества МО «Каракокшинское сельское поселение», опубликованном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте администрации МО «Каракокшинское сельское поселение» (каракокша.рф) включено здание дома культуры, расположенное по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с.Каракокша, ул. Тартыкова, д. 32, однако сведения на указанный объект недвижимости в реестре муниципального имущества МО «Каракокшинское сельское поселение» о кадастровом номере и кадастровой стоимости отсутствуют.

18.02.2021 года прокуратурой района в адрес главы МО «Каракокшинское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о муниципальной собственности, которое до настоящего времени не рассмотрено и не исполнено.

Учитывая, что нарушение изложенных требований закона свидетельствует о ненадлежащем учете муниципального имущества, составляющем экономическую основу местного самоуправления, чем нарушаются интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, прокурор правомерно обратился в суд с настоящим административным иском к администрации МО «Каракокшинское сельское поселение».

На основании ст. 187 КАС РФ с учетом мнения сторон, обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда, указанный в административном иске, - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, который является разумным.

Руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление и.о. прокурора Чойского района к администрации муниципального образования «Каракокшинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры по государственной регистрации права собственности недвижимого имущества удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каракокшинское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности и включению в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Каракокшинское сельское поселение» сведений о кадастровом номере, кадастровой стоимости недвижимого имущества - здания дома культуры, расположенного по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с. Каракокша, ул. Тартыкова, д. 32.

На администрацию муниципального образования «Каракокшинское сельское поселение» (ОГРН 1020400608469, ИНН 0409000338) возложить обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с предоставлением установленных действующим законодательством документов для регистрации права собственности здания дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, а также включить в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Каракокшинское сельское поселение» сведения о кадастровом номере и кадастровой стоимости недвижимого имущества - здания дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чойский районный суд Республики Алтай.

Судья В.Н. Романова

Мотивированное решение суда изготовлено 20 апреля 2022 года.

Судья В.Н. Романова

2а-78/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Чойского района
Ответчики
Сельская администрация Каракокшинского сельского поселения
Суд
Чойский районный суд Республики Алтай
Судья
Романова Валентина Николаевна
Дело на странице суда
choisky.ralt.sudrf.ru
01.04.2022Регистрация административного искового заявления
01.04.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее