Дело № 33а-3910/2020 (2 инстанция) Судья - докладчик Завьялов Д.А
Дело № 2а-256/2020 (1 инстанция) Судья Малиновская Г.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Завьялова Д.А.
судей Самылова Ю.В., Емельяновой О.И.
при секретаре Савельевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 5 ноября 2020 года административное дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия Камешковского района «ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» на решение Камешковского районного суда Владимирской области от 13 августа 2020 года, которым административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия Камешковского района «ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» о признании незаконным и отмене предписания государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 10 марта 2020 года № 310/01-02 оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Завьялова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное унитарное предприятие Камешковского района «ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» (далее также - МУП «ИнТех») обратилось в Камешковский районный суд Владимирской области с вышеназванным административным исковым заявлением к инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области (ранее - государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области).
Требования мотивированы тем, что 10 марта 2020 года по результатам проверки, проведённой главным специалистом-экспертом - государственным жилищным инспектором отдела государственного жилищного надзора государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области Ахмедовой Н.А. вынесено предписание № 310/01-02 на предмет исполнения МУП «ИнТех» предписания государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 27 января 2020 года № 104/01-02 по устранению выявленных нарушений в части предоставления коммунальной услуги по водоснабжению жителям многоквартирного дома ****. Данным предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 1 мая 2020 года предоставить коммунальную услугу по водоснабжению собственникам дома № 20 по улице Молодёжной в городе Камешково надлежащего качества. Административный истец считает, что указанная обязанность возложена на него незаконно, поскольку данный дом не является многоквартирным, а относится к категории домов блокированной застройки, осуществлять водоснабжение в которых он не обязан. По мнению МУП «ИнТех», указанные в акте проверки от 10 декабря 2019 года правовые доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, характеристикам дома.
В судебном заседании представитель административного истца МУП «ИнТех» по доверенности Басов К.В. поддержал административный иск по изложенным в нём основаниям, полагая, что собственники квартир в упомянутом доме должны самостоятельно осуществлять водоснабжение принадлежащих им помещений.
Представитель административного ответчика инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области по доверенности Кромова И.В., заинтересованное лицо Стрельцова Н.В., возражали против административного искового заявления, указывая на отсутствие нарушений при принятии оспариваемого предписания.
Заинтересованные лица Назаров А.В. и Воронин М.Ф. заявленные требования поддержали, согласившись с доводами административного истца.
Административный ответчик государственный жилищный инспектор отдела государственного жилищного надзора инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области Ахмедова Н.А., заинтересованные лица администрация Камешковского района Владимирской области, Назарова Л.И., Козидуб Г.В., извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представителей не направили.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе МУП «ИнТех», ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, приводя в обоснование фактически те же доводы, что и в суде первой инстанции.
МУП «ИнТех», инспекция государственного жилищного надзора Владимирской области, Назаров А.В., Воронин М.Ф., Стрельцова Н.В., Назарова Л.И., Козидуб Г.В., государственный жилищный инспектор отдела государственного жилищного надзора инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области Ахмедова Н.А., администрация Камешковского района Владимирской области, явка которых не является по закону обязательной и не признана судебной коллегией таковой, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие названных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на нее письменных возражений Стрельцовой Н.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Осуществление государственного жилищного надзора регулируется статьёй 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4).
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля определен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее также - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, выявление органом государственного жилищного надзора информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания (часть 21 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре».
В силу пункта 4 указанного Положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 23 января 2006 года № 21 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого предписания), государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственный жилищный надзор и лицензионный контроль на территории Владимирской области.
В целях осуществления государственного жилищного надзора инспекция в пределах установленных полномочий организует и проводит в установленном законом порядке плановые и внеплановые документарные и выездные проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицам, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Право государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований закреплено пунктом 3.2 вышеуказанного Положения.
Постановлением администрации Владимирской области от 25 мая 2018 года № 407 утверждён Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Владимирской области (далее также - Порядок).
Согласно пункту 5.1 Порядка предметом проверок, проводимых уполномоченным органом при осуществлении регионального государственного надзора, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами обязательных требований, установленных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта «а» пункта 5.3 Порядка основанием для проведения внеплановой проверки деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления является, в том числе приказ начальника (заместителя начальника) уполномоченного органа, принимаемый по согласованию с прокуратурой Владимирской области и на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Согласно пункту 5.4 Порядка должностным лицом, ответственным за принятие решений о проведении плановых, внеплановых проверок (далее - проверки), является начальник (заместитель начальника) уполномоченного органа, издавший приказ о проведении проверки.
По результатам проверки государственным жилищным инспектором составляется акт по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 5.5 Порядка).
В силу подпункта «а» пункта 5.6 Порядка в случае выявления нарушений государственный жилищный инспектор выдает предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Основания для проведения внеплановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, регионального оператора указаны в частях 4.2, 4.4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (пункт 6.3 Порядка).
Внеплановая проверка, проводимая по обращениям граждан и юридических лиц, проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о её проведении (пункт 6.4 Порядка).
Из материалов административного дела видно и установлено судом, что 21 ноября 2019 года собственник квартиры **** Стрельцова Н.В. обратилась к временно исполняющему обязанности заместителя Губернатора Владимирской области по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики Б с письменной жалобой на длительное невосстановление центрального водоснабжения многоквартирного дома ****.
Временно исполняющий обязанности заместителя Губернатора Владимирской области Б поручил директору департамента жилищно - коммунального хозяйства администрации области П и начальнику государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее также - ГЖИ) А организовать совместный выезд ГЖИ и ОМСУ на место и провести проверку.
Распоряжением заместителя начальника ГЖИ Н от 3 декабря 2019 года № 2570/01-02 внеплановая выездная проверка с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений жилищного законодательства, изложенных в обращении жителя квартиры **** по вопросу непредоставления коммунальной услуги по водоснабжению (отсутствует вода в указанной квартире) была назначена, уполномоченным на проведение проверки лицом определена главный специалист - эксперт - государственный жилищный инспектор отдела государственного жилищного надзора Ахмедова Н.А.
5 декабря 2019 ГЖИ проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «ИнТех». Установлено, что указанный жилой дом представляет собой одноэтажное здание, состоящее из 3 квартир, и является многоквартирным.
При обследовании данного дома, на земельном участке с южной стороны имеет место приямок, в котором расположен ввод трубы центрального водоснабжения, что соответствует схеме водоснабжения муниципального образования город Камешково, утверждённой МУП «ИнТех» и муниципальным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства» города Камешково. Однако, коммунальная услуга по водоснабжению жителей указанной квартиры не предоставляется.
10 декабря 2019 года ГЖИ был составлен акт проверки, МУП «ИнТех» выдано предписание № 1919/01-02 о предоставлении коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного дома **** надлежащего качества в срок до 20 января 2020 года.
В связи с неисполнением предписания от 10 декабря 2019 года МУП «ИнТех» 27 января 2020 года выдано новое предписание № 104/01-02 со сроком устранения нарушений до 20 февраля 2020 года.
В указанный срок предписание также не исполнено.
Распоряжением (приказом) от 4 марта 2020 года № 336/01-02 (с учётом произведённого исправления приказом (распоряжением) об исправлении опечатки от 16 марта 2020 года) заместителем начальника ГЖИ Н назначена внеплановая/выездная проверка с вышеуказанной целью, которая была проведена главным специалистом - экспертом - государственным жилищным инспектором отдела государственного жилищного надзора Ахмедовой Н.А. в период с 5 по 10 марта 2020 года, с составлением акта проверки, подтверждающего факт неисполнения МУП «ИнТех» предписания ГЖИ от 27 января 2020 года, с установлением очередного срока исполнения обязанности по восстановлению центрального водоснабжения до 1 мая 2020 года, о чём 10 марта 2020 года выдано предписание № 310/01-02, оспариваемое административным истцом по настоящему административному делу.
Районным судом доподлинно установлено, что действия по проверке осуществлены надлежащим уполномоченным должностным лицом, в порядке, установленном статьёй 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением об инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области, Порядком осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Владимирской области, с составлением соответствующих документов, нарушений процедуры проведения проверки и выдачи предписания не допущено.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт отсутствия центрального водоснабжения в доме **** до настоящего времени, т.е. коммунальная услуга по водоснабжению жителям данного дома не оказывается.
Вместе с тем подпунктом «а» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, предусмотрено право потребителя получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В материалах административного дела имеются сведения из Единого государственного реестра недвижимости, имеющего в связи с приведённым законоположением, приоритет перед другими источниками при наличии противоречий, в соответствии с которыми дом **** относится к типу: «здание (многоквартирный дом, многоквартирный жилой дом)». До настоящего времени изменения в этой части в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
С учётом изложенного является верным суждение суда первой инстанции о том, что решение Камешковского районного суда от 7 февраля 2013 года по гражданскому делу № 2-13/2013, в мотивировочной части которого указано на то, что дом **** не может быть отнесён к многоквартирным жилым домам, не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего административного дела.
МУП «ИнТех» не являлось лицом и не относится к категории лиц, в отношении которой устанавливались бы эти обстоятельства.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что предписания ГЖИ от 10 декабря 2019 года № 1919/01-02, а также от 27 января 2020 года № 104/01-02 в связи с неисполнением которого МУП «ИнТех» 10 марта 2020 года выдано новое предписание № 310/01-02, не признаны в установленном порядке незаконными.
При таком положении все доводы МУП «ИнТех» о том, что административный истец не должен восстанавливать центральное водоснабжение в доме ****, так как этот дом не является многоквартирным, а относится к типу домов блокированной постройки, в том числе со ссылкой на выписку из ГИС ЖКХ о типе данного дома, на решение судьи Камешковского районного суда Владимирской области от 22 июля 2020 года, которым отменено постановление мирового судьи судебного участка № 1 города Камешково и Камешковского района Владимирской области от 19 мая 2020 года, вынесенное в отношении МУП «ИнТех» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ являются несостоятельными.
Обжалуемое решение суда принято с учётом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по административному делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по административному делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), достаточности собранных по административному делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств административного дела, их доказанности.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется, по сути, они повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении и в суде первой инстанции, которая основана на неправильном толковании заявителем норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, ошибочном понимании норм процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку доказательств, установленных по административному делу фактических обстоятельств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы районного суда.
Таким образом, по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, поступивших на неё возражений, оснований, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда не установлено. Обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным, по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, соответствуют обстоятельствам административного дела и подтверждены собранными по административному делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении административного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камешковского районного суда Владимирской области от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Камешковского района «ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» - без удовлетворения.
На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Д.А. Завьялов
Судьи Ю.В. Самылов
О.И. Емельянова