РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 июля 2021 года город Кузнецк
Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области Зинченко Н.К., рассмотрев в порядке упрощенного производства в г. Кузнецке Пензенской области административное дело УИД № 58RS0017-01-2021-002302-40 по административному иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения администрацией Посельского сельсовета Кузнецкого района законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой было установлено, что на территории сельсовета водоснабжение осуществляется с использованием централизованной водопроводной сети общей протяженностью 18300 м., водопроводных башен и пяти артезианских скважин, которые находятся в муниципальной собственности администрации Посельского сельсовета.
Вместе с тем, администрацией Посельского сельсовета ненадлежащим образом исполняются правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения.
Так, в нарушение п. 2.11.16 Правил не производится очистка резервуаров и баков вышеуказанных водонапорных башен от осадков (днищ) и обрастаний (стен и колонн).
В нарушение п. 2.11.26 Правил не осуществляется окраска металлических баков водонапорных башен изнутри антикоррозионными красителями.
Вопреки требованиям п. 2.4.8 Правил генеральная проверка скважин не проведена.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района было внесено представление об устранении данных нарушений. Однако до настоящего времени меры по надлежащему исполнению требований Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения администрацией Посельского сельсовета не приняты.
Причинами и условиями выявленных нарушений явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей должностными лицами администрации Посельского сельсовета ответственными за данное направление работы и отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства администрации.
Вышеуказанное положение дел привело к нарушению требований действующего законодательства в обозначенной сфере и может повлечь за собой негативные последствия в виде возникновения аварийных ситуаций на объектах водоснабжения и нарушений прав неопределенного круга лиц на бесперебойное обеспечение качественной питьевой водой.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Кузнецкого района Пензенской области просит суд признать незаконным бездействие администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области при исполнении требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выразившееся в ненадлежащем исполнении Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения, утвержденных Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168; обязать администрацию Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обеспечить исполнение требований п. 2.11.16, п. 2.11.26, п. 2.4.8 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения, утвержденных Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168, в срок до 1 октября 2021 года.
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области представил заявление, в котором требования административного иска поддержал в полном объеме, просил рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Глава администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Дермелев А.Н. представил заявление о согласии с ходатайством прокурора о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, согласии с заявленным административным иском.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункты 3, 4 ч.1 ст. 14). В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50).
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Согласно п. 2.11.26 указанных Правил металлические баки водонапорных башен окрашивают изнутри не реже одного раза в три года антикоррозионными красителями, разрешенными Госсанэпиднадзором к применению в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В силу п.п. 2.4.8, 2.4.9, 2.4.10 Правил один раз в год в период, определяемый местными условиями, производят генеральную проверку состояния водозаборных сооружений (скважин, лучевых и горизонтальных водозаборов).
При генеральной проверке уточняют дебит каждой скважины (лучевого водозабора) пробными откачками или откачками на выброс смонтированным водоподъемным оборудованием, понижение уровня воды в скважине, соответствующее этому дебиту, оценивают величину удельного дебита скважины, устанавливают тенденции изменения дебита и его причины, проверяют качество воды в зоне влияния водозабора, определяют состояние устья скважины (лучей), обсадных и водоподъемных труб, фиксируя характер отложений на их внутренней поверхности или проявление процессов коррозии, насосно-силового оборудования, коммуникации, арматуры, средств контроля и автоматизации.
Результаты проверок и испытаний заносят в паспорта каждой скважины и водозаборных сооружений в целом.
По результатам генеральной проверки назначают вид ремонта и принимают меры для обеспечения нормальной эксплуатации водозаборных сооружений.
Судом из письменных материалов дела установлено, что в ходе прокурорской проверки соблюдения на территории района законодательства в жилищно-коммунальной сфере, было выявлено, что на территории сельсовета водоснабжение осуществляется с использованием централизованной водопроводной сети общей протяженностью 18300 м., водопроводных башен и пяти артезианских скважин, которые находятся в муниципальной собственности администрации Посельского сельсовета, что подтверждается имеющимися в материалах административного дела выписками из ЕГРН и свидетельствами о государственной регистрации права на указанные объекты.
Из материалов дела следует, что 31 августа 2020 года в адрес администрации Посельского сельсовета Пензенской области прокурором Кузнецкого района Пензенской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в котором прокурор указал на несоблюдение органом местного самоуправления требований п. 2.11.26, п. 2.4.9 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, требовал ненадлежащего исполнения указанных Правил.
В ответе на представление от 30 сентября 2020 года администрацией Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области указано, что выявленные нарушения имеются, в 2020 году бюджетные ассигнования на выполнение необходимых мероприятий отсутствуют, денежные средства будут учтены при формировании бюджета Посельского сельсовета Кузнецкого района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Из акта проверки от 27 мая 2021 года, составленного заместителем прокурора Кузнецкого района Пензенской области Зябировой Р.М., установлено, что до настоящего времени административным ответчиком меры по надлежащему исполнению требований правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения не приняты.
При этом из объяснений главы администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Дермелева А.Н. от 28 апреля 2021 года усматривается, что руководителем органа местного самоуправления выявленные нарушения признаются.
Указанное бездействие административного ответчика свидетельствует о формальном подходе должностных лиц администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области к возложенным на них обязанностям.
На основании ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Из положений ч. 2 ст. 157 КАС РФ следует, что, если по данной категории административных дел не допускаются признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанного распорядительного действия по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.
Главой 22 КАС РФ не установлено запрета на признание административным ответчиком административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Из заявления представителя административного ответчика следует, что ему поняты последствия признания административным ответчиком административного иска, а именно о том, что при признании административным ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Оценив в соответствии со ст. ст. 59, 60 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для признания незаконным бездействия администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, в связи с чем, полагает необходимым в целях защиты прав и интересов неопределенного круга лиц возложить на административного ответчика обязанность обеспечить исполнение требований п. 2.11.16, п. 2.11.26, п. 2.4.8 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения, утвержденных Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
На основании изложенного, административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области подлежит удовлетворению.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области при исполнении требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выразившееся в ненадлежащем исполнении Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения, утвержденных Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168.
Обязать администрацию Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в срок до 1 октября 2021 года обеспечить исполнение требований п. 2.11.16, п. 2.11.26, п. 2.4.8 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения, утвержденных Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в Кузнецкий районный суд Пензенской области и прокурору Кузнецкого района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: