Решение по делу № 2-2619/2024 от 22.10.2024

УИД <данные изъяты>

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

            Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                     12 декабря 2024 года

<адрес> городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                                          Недошковской Е.Д.,

при секретаре судебного заседания                                  Семеновой А.А.,

    с участием пом. <адрес> городского прокурора Сидоренко И.А.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к ООО «Агропромышленное общество «Осташево» об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, внесении изменений в ЕГРН,

    У с т а н о в и л :

<адрес> городской прокурор в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Агропромышленное общество «Осташево»об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, внесении изменений в ЕГРН, мотивируя свои требования тем, что в <адрес> городской прокуратуре проведена проверка по обращениям жителей <адрес> городского округа о нарушении законодательства при формировании, предоставлении и использовании земельного участка с кадастровым номером , площадью 4830 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – водные объекты, расположенного по адресу: <адрес>.

Прокуратурой установлено, что указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Агропромышленное общество «Осташево», о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о государственной регистрации права (номер гос. регистрации права 1).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости какие-либо объекты капитального строительства на земельных участках отсутствуют.

В непосредственной близости от рассматриваемого земельного участка расположен поверхностный водный объект общего пользования - Рузское водохранилище.

Согласно сведениям Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ Исх-) рассматриваемый земельный участок в соответствии с генеральным планом <адрес> городского округа <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ), расположен в функциональной зоне Р-1 - зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса и другие), частично в границах <адрес>

В правилах землепользования и застройки территории (части территории) <адрес> городского округа <адрес>, утвержденных постановлением главы <адрес> городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ), земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 – природно-рекреационной зоне. Градостроительный регламент территориальной зоны должен применяться с учетом требований СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) и других нормативных актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Согласно этой же информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> земельный участок с кадастровым номером частично расположен в береговой полосе Рузского водохранилища.

Кроме того, вышеуказанный земельный участок полностью расположен в прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне Рузского водохранилища.

По запросу <адрес> городской прокуратуры <адрес> кадастровым инженером ГБУ «БТИ <адрес>» Г.Н.В. осуществлено сопоставление местоположения границ акватории и береговой полосы водного объекта (Рузского водохранилища) с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером .

По результатам проведенных вычислений установлено, что границы береговой полосы Рузского водохранилища пересекают границы земельного участка на площади 997 кв.м.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в этой связи его формирование противоречит требованиям действующего федерального законодательства, поскольку в состав границ земельного участка вопреки указанным требованиям законодательства включена часть береговой полосы Рузского водохранилища.

С учетом изложенного акватория и береговая полоса указанного водного объекта находятся в собственности Российской Федерации, предназначались для общего пользования и не могли быть приватизированы.

Статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации к принципам водного законодательства Российской Федерации, в том числе отнесена значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, а также платность использования водных объектов.

Поскольку земельный участок, расположенный в границах поверхностного водного объекта, образован с нарушением прямых запретов, установленных вышеуказанными правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о координатах границ и характерных поворотных точках данного земельного участка подлежат корректировке в части исключения из его площади береговой полосы Рузского водохранилища.

Проведенной проверкой также было установлено, что сведения об ограничениях на использование земельного участка с кадастровым номером в соответствии с разделом 4.4 СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , решением Исполнительных комитетов <адрес> и <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

                   Просит истребовать из чужого незаконного владения ООО «АПО «Осташево» в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 997 кв.м. занятого береговой полосой водного объекта – Рузского водохранилища в координатах, указанных в схеме взаимного расположения земельных участков и береговой полосы водного объекта, подготовленных кадастровым инженером ГБУ «БТИ <адрес>» Г.Н.В., а именно:

Имяточки X, м Y, м
Участок наложения (площадь 997 кв.м.)
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

    Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменив площадь земельного участка с кадастровым номером с 4 830 кв.м. на 3 833 кв.м.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения                    об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером     в     соответствии     с разделом 4.4 СП 2.1.4.2625-10, с приложением к решению исполнительных комитетов <адрес> городского и <адрес> Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

1) Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм.

Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами.

На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов                    не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического           и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

- изменение технологии действующих предприятий, связанное                                с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

- на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением:

рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями;

рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов                и выполняемых ими полезных функций;

рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, а также распашка земли                      в пределах прибрежной полосы 100 метров.

2) Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.

В режимной «жесткой» зоне второго пояса воспрещается всякое строительство и обработка земли с применением навозного удобрения, воспрещается стирка белья, водопой и купанье скота.

Указать в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

    Помощник <адрес> городского прокурора С.И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Агропромышленное общество «Осташево» по доверенности Г.Г.Г. в судебном заседании возражала против исковых требований, полагается на усмотрение суда.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по <адрес>, Администрации <адрес> городского округа <адрес> о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Рассмотрев заявленные исковые требования, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В силу положений статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации Рузское водохранилище является поверхностным водным объектом. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется по нормальному подпорному уровню воды.

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).

Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.

Частью 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

По данному делу установлено, что <адрес> городской прокуратуре проведена проверка по обращениям жителей <адрес> городского округа о нарушении законодательства при формировании, предоставлении и использовании земельного участка с кадастровым номером , площадью 4830 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – водные объекты, расположенного по адресу: <адрес>.

Прокуратурой установлено, что указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Агропромышленное общество «Осташево», о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о государственной регистрации права (номер гос. регистрации права ).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости какие-либо объекты капитального строительства на земельных участках отсутствуют.

В непосредственной близости от рассматриваемого земельного участка расположен поверхностный водный объект общего пользования - Рузское водохранилище.

Согласно сведениям Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ Исх-) рассматриваемый земельный участок в соответствии с генеральным планом <адрес> городского округа <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ), расположен в функциональной зоне Р-1 - зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса и другие), частично в границах <адрес>.

Согласно этой же информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> земельный участок с кадастровым номером частично расположен в береговой полосе Рузского водохранилища.

Вышеуказанный земельный участок полностью расположен в прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне Рузского водохранилища.

По запросу <адрес> городской прокуратуры <адрес> кадастровым инженером ГБУ «БТИ <адрес>» Г.Н.В. осуществлено сопоставление местоположения границ акватории и береговой полосы водного объекта (Рузского водохранилища) с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером .

По результатам проведенных вычислений установлено, что границы береговой полосы Рузского водохранилища пересекают границы земельного участка на площади 997 кв.м.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в этой связи его формирование противоречит требованиям действующего федерального законодательства, поскольку в состав границ земельного участка вопреки указанным требованиям законодательства включена часть береговой полосы Рузского водохранилища.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ                      «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе, посредством обязательного выполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу части 2 статьи 12 данного закона при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации и статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Из пунктов 1.4, 1.5 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее – Санитарные правила), следует, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> и режим этих зон определены решением Исполнительных комитетов <адрес> и <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП».

В соответствии с положениями, указанными в приложении к решению исполнительных комитетов <адрес> городского и <адрес> Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки.

Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.

В соответствии с этим всякого рода строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование водоемов для полива земельных участков и для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купанию и т.п. допускается в пределах второго пояса только с особого разрешения органов государственной санитарной инспекции.

Во втором поясе выделена режимная «жесткая» зона, в которую входят прибрежные участки канала им. Москвы, его водохранилища и участки Москвы-реки по 150 м в обе стороны.

В этой зоне воспрещается всякое строительство и обработка земли с применением навозного удобрения, воспрещается стирка белья, водопой и купанье скота.

Согласно ч. 8 - 10 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территорий, установленные до дня официального опубликования названного федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от наличия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости и соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона).

Таким образом, границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> установлены нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в указанной сфере.

Также зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> установлены СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>» (далее - СП 2.1.4.2625-10), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Назначение второго пояса ЗСО - защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.

Согласно п. 3.4.3 СП 2.1.4.2625-10, боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии: а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

Так, в силу п. 4.4 СП 2.1.4.2625-10 при использовании земельного участка, расположенного в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> устанавливаются следующие ограничения: не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм. Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами. На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения: кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения); складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений; накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО); полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации; животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ; применение пестицидов, органических и минеральных удобрений; изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения; на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями; рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства, сведения                              об ограничениях на использование земельных участков с указанными кадастровыми номерами в соответствии с разделом 4.4 СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , решением Исполнительных комитетов <адрес> и <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП», - подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», требования об обязании использовать имущество по назначению и о государственной регистрации ограничений (обременений) прав при использовании имущества предъявляются к собственнику, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций.

Таким образом, формирование земельного участка с кадастровым номером не только противоречит требованиям водного законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также прямо нарушает требования водного законодательства, направленного на защиту поверхностных водных объектов.

В силу пункта 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал                         и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав», если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст.ст. 301, 302 ГК РФ).

Поскольку часть земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчику с кадастровым номером: площадью 997 кв.м. расположен в границах поверхностного водного объекта, образован с нарушением прямых запретов, установленных нормами земельного и водного законодательства, то исковые требования Волоколамского городского прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

Исковые требования <адрес> городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к ООО «Агропромышленное общество «Осташево» об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, внесении изменений в ЕГРН – удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения ООО «Агропромышленное общество «Осташево», ИНН 5004025372, ОГРН 1135004000405, в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером площадью 997 кв.м., занятого береговой полосой водного объекта - Рузского водохранилища в следующих координатах:

Имяточки X, м Y, м
Участок наложения (площадь 997 кв.м.)
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

    Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменив площадь земельного участка с кадастровым номером с 4 830 кв.м. на 3 833 кв.м.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером     в     соответствии     с разделом 4.4 СП 2.1.4.2625-10, с приложением к решению исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

1) Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм.

Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами.

На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

- изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

- на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением:

рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями;

рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;

рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

2) Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.

В режимной «жесткой» зоне второго пояса воспрещается всякое строительство и обработка земли с применением навозного удобрения, воспрещается стирка белья, водопой и купанье скота.

Решение является основанием для внесения Управлением Росреестра по <адрес> соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части площади земельного участка с кадастровым номером и исключении сведений о координатах границ земельного участка с кадастровым номером в части наложения на береговую полосу Рузского водохранилища.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> городской суд <адрес>.

Председательствующий:                                                 Е.Д. Недошковская

Мотивированное решение суда изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

2-2619/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Волоколамский городской прокурор
Ответчики
ООО "Агропромышленное общество "Осташево"
Другие
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
администрация Волоколамского городского округа Московской области
Управление Росреестра по Московской области
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Судья
Недошковская Е. Д.
Дело на странице суда
volokolamsk.mo.sudrf.ru
22.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2024Передача материалов судье
23.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2024Подготовка дела (собеседование)
08.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2024Судебное заседание
12.12.2024Судебное заседание
12.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2025Дело оформлено
13.02.2025Дело передано в архив
12.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее