Решение по делу № 8Г-24176/2024 [88-24396/2024] от 24.10.2024

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                              № 88-24396/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                  26 ноября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой Е.Н.,

судей Долматовой Н.И., Савельевой Е.В.,

при участии прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 22RS0068-01-2022-001207-83) по иску прокурора Индустриального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к комитету по дорожному хозяйству и транспорту и связи г. Барнаула, комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, комитету по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула об обязании организовать освещение,

по кассационной жалобе комитета по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 02 февраля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 02 июля 2024 г.

Заслушав доклад судьи Савельевой Е.В., выслушав заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к комитету по дорожному хозяйству и транспорту и связи г. Барнаула, комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, комитету по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула о возложении обязанности оформить имущество в муниципальную собственность, произвести обустройство и ремонт дорог, организовать освещение улиц.

С учетом уточнения требований прокурор Индустриального района г. Барнаула просил возложить обязанности:

- на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула, комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула оформить в муниципальную собственность городского округа – города Барнаула автомобильные дороги по улицам: <адрес> (от <адрес> до <адрес>, от <адрес> бульвара и <адрес>), <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес>, тротуар по <адрес> (от пешеходного перехода возле остановки «<адрес>» до здания по <адрес>), автомобильная дорога (внутриквартальный проезд), расположенная между зданиями и по <адрес> по направлению к многоквартирному дому по <адрес> в срок до 31 декабря 2023 г.;

- на комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула, комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула оформить в муниципальную собственность городского округа – города Барнаула земельные участки под автомобильными дорогами <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес>), бульвару <адрес> (от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес>), <адрес> переулку, <адрес> (от <адрес>, до переулка <адрес>), по <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> до <адрес>: <адрес> <адрес>, в срок до 31 декабря 2023 г.;

- на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула провести обустройство и строительство тротуаров в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах по проезду <адрес>, <адрес> от здания по направлению на юго-восток до железнодорожного переезда в срок до 31 декабря 2024 г.;

- на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула провести обустройство и строительство тротуаров в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах по <адрес>: <адрес> (от <адрес> до <адрес>), <адрес> (от <адрес> до <адрес>), <адрес>, в срок до 31 декабря 2024 г.;

- на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула выполнить в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения строительство линий наружного стационарного освещения по улицам: <адрес> (от <адрес> до <адрес>), <адрес> (от <адрес> до <адрес>), <адрес> (от проезда <адрес>), проезда <адрес>, проезда <адрес>; на автомобильной дороге по <адрес> от здания по направлению на юго-восток до железнодорожного переезда в срок до 31 декабря 2023 г.;

- на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула выполнить в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения строительство линий наружного стационарного освещения по улицам: <адрес> (от <адрес> до <адрес>), <адрес> (от <адрес> до <адрес>), <адрес> в срок до 31 декабря 2024 г.;

- на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула выполнить в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения строительство линий наружного стационарного освещения в поселке <адрес>: по <адрес>му переулкам, улицам: <адрес>; в <адрес>: по улицам: <адрес>, в срок до 31 декабря 2025 г.;

- на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула установить (построить) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения наружное стационарное освещение в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу на следующих пешеходных переходах: по <адрес> – возле многоквартирного жилого <адрес> по данной улице; <адрес> – возле многоквартирных жилых домов №, 47 по данной улице, а также на пересечении с <адрес> с обеих сторон; по <адрес> – возле многоквартирных домов №, , а также на перекрестке с проездом <адрес>, на перекрестке с <адрес> трактом (возле здания б по <адрес>);

- на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула нанести дорожную разметку 1.14.1 в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения на следующих пешеходных переходах в срок до 01 июля 2023 года: <адрес> (на пересечении с <адрес> (возле многоквартирного жилого <адрес> по данной улице), <адрес> (на пересечении с <адрес>, возле многоквартирного <адрес> (на перекрестке с проездом <адрес>), <адрес> (возле многоквартирного жилого <адрес> по данной улице);

- на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула привести в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения дорожное покрытие следующих автомобильных дорог в срок до 31 июля 2023 года: по <адрес> тракту (малый, от <адрес> до <адрес> в <адрес>, проезду <адрес>, а также по <адрес> (в границах от пер. <адрес> до <адрес> (от <адрес> до пер. <адрес>), по пер. <адрес> (от <адрес> до <адрес>), по пер. <адрес> (от <адрес> до <адрес> (от <адрес> тракта до <адрес> в <адрес>, асфальтовое покрытие пешеходной дорожки, проходящей по мосту через реку Пивоварку по <адрес> к пересечению с <адрес>;

- на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула установить в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения на следующих пешеходных переходах, расположенных на дорогах с двусторонним движением с двумя и более полосами для движения в одном направлении дублирующий над проезжей частью знак 5.19.1 «Пешеходный переход»: на перекрестке улиц <адрес>, на перекрестке <адрес> тракта и <адрес> (возле нестационарного объекта а по <адрес> тракту), на перекрестке улиц <адрес> (возле здания по <адрес>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Определением Центрального районного суда г. Барнаула от 06 февраля 2023 г. выделены в отдельное производство исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула о возложении обязанности организовать освещение на пешеходных переходах.

В остальной части дело разрешено судом по существу с вынесением решения от 06 февраля 2023 г. об удовлетворении исковых требований частично.

С учетом уточнения на основании результатов повторной судебной экспертизы исковых требований (выделение которых произведено в отдельное производство), в их окончательной редакции, прокурор Индустриального района г. Барнаула просил возложить на комитет по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула обязанность в срок до 31 декабря 2024 г. привести наружное стационарное освещение в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения на следующих пешеходных переходах:

- на пешеходном переходе на пересечении улиц <адрес> в г. Барнауле: привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части и равномерность освещения в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- на пешеходном переходе, расположенном вблизи многоквартирного <адрес> в г. Барнауле: организовать наружное стационарное освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементу обустройства. Общие требования»; привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- на пешеходном переходе на пересечении улиц <адрес> в г. Барнауле (расположенном с северной стороны <адрес>): привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части и равномерность ее освещения в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- на пешеходном переходе на пересечении улиц <адрес> в г. Барнауле (в районе здания по <адрес>) привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части и равномерность ее освещения в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- на пешеходном переходе на пересечении <адрес> тракта и <адрес> в г. Барнауле (возле нестационарного объекта А по <адрес> тракту) привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части и равномерность ее освещения в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- на пешеходном переходе на пересечении улиц <адрес> в г. Барнауле (пешеходный переход через <адрес> с восточной стороны <адрес>): привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части и равномерность ее освещения в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- пешеходный переход на пересечении улиц <адрес> в г. Барнауле (пешеходный переход через <адрес>) привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части и равномерность ее освещения в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- пешеходный переход по <адрес> в г. Барнауле (возле здания по данной улице): привести равномерность освещения, среднюю освещенность на покрытие проезжей части в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- пешеходный переход на пересечении <адрес> в г. Барнауле: привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части, равномерность освещения в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- пешеходный переход по <адрес> (возле <адрес> в г. Барнауле): привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части, равномерность освещения в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- пешеходный переход по <адрес> (возле <адрес> по данной улице): организовать наружное стационарное освещение в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементу обустройства. Общие требования»; привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- пешеходный переход на пересечении <адрес> и ул. <адрес> в г. Барнауле: привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части, равномерность освещения в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

- пешеходный переход на пересечении <адрес> тракта в г. Барнауле (возле здания б по Павловскому тракту): привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части, равномерность освещения в соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СИиП 23-05-95»;

- пешеходный переход на пересечении <адрес>: привести среднюю освещенность на покрытие проезжей части, равномерность освещенияв соответствие с требованиями таблицы 7.10, п. 7.5.2.2. СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Барнаула, Управление Министерства внутренних дел по г. Барнаулу (далее по тексту – УМВД по г. Барнаулу).

Определением 2 февраля 2024 г. произведена замена ответчика комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула на комитет по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 02 февраля 2024 г. (с учетом определения об исправлении описки от 04 апреля 2024 г.), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 02 июля 2024 г., исковые требования удовлетворены. На комитет по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула возложена обязанность выполнить работы (мероприятия) по строительству (устройству) стационарного наружного электрического освещения, приведению имеющегося наружного освещения в соответствие с установленными требованиями в объеме, определенном заключением судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (с дополнением к нему от ДД.ММ.ГГГГ), выполненной ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы», на следующих пешеходных переходах:

- пешеходном переходе на пересечении улиц <адрес> в г. Барнауле,

- пешеходном переходе, расположенном вблизи многоквартирного <адрес> по <адрес> в г. Барнауле,

- пешеходном переходе на пересечении улиц <адрес>, расположенном с северной стороны <адрес> в г. Барнауле,

- пешеходном переходе на пересечении улиц <адрес> (возле здания      по <адрес>) в г. Барнауле,

- пешеходном переходе на пересечении <адрес> и <адрес> (возле нестационарного объекта А по <адрес> тракту) в г. Барнауле,

- пешеходном переходе на пересечении улиц <адрес>, расположенном через <адрес>, в г. Барнауле,

- пешеходном переходе на пересечении улиц <адрес>, расположенном через <адрес>, в г. Барнауле,

- пешеходном переходе по <адрес>, расположенном вблизи многоквартирного жилого <адрес> в г. Барнауле,

- пешеходных переходах на пересечении <адрес>, расположенных с северной и южной стороны проезда <адрес>, в г. Барнауле,

- пешеходном переходе на пересечении <адрес> (возле <адрес>) в г. Барнауле,

- пешеходном переходе по <адрес>, расположенном вблизи многоквартирного жилого <адрес>, в г. Барнауле,

- пешеходном переходе, расположенном на пересечении <адрес> и улицы <адрес> в г. Барнауле,

- пешеходном переходе, расположенном на пересечении <адрес> тракта (возле здания б по <адрес> тракту) в г. Барнауле,

- пешеходном переходе, расположенном на пересечении <адрес>, в г. Барнауле.

Установить срок исполнения решения суда в части обустройства наружным стационарным освещением пешеходного перехода по <адрес> (возле <адрес> по данной улице) до 31 декабря 2025 года, в остальной части – до 31 декабря 2024 г.

Комитет по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права; в связи с тем, что бюджет города на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг. сформирован с дефицитом в условиях отсутствия дополнительных доходных источников, а также не в полном объеме предусмотрены средства на финансирование приоритетных статей расходов, выполнить мероприятия по устройству ЛНО на всех неосвещенных (недостаточно освещенных) участках улично-дорожной сети города в настоящее время не представляется возможным; срок данный для исполнения решения является недостаточным, просит решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 февраля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 июля 2024 г. отменить, в удовлетворений требований к комитету по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула отказать. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Участвующий в деле прокурор Алтайского края в возражениях на кассационную жалобу, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 02 февраля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 02 июля 2024 г., просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.

           Согласно ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а под содержанием автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

            Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (ч.11 ст.5 Федерального закона №257-ФЗ).

В силу части 3 статьи 15 указанного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Организация уличного (в том числе дворового) освещения в данном случае относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 67 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере городского освещения, организации дорожного движения, исполнения полномочий муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, который, в том числе обеспечивает строительство, обслуживание и ремонт сетей освещения, элементов обустройства автомобильных дорог (дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров и т.п.), выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов благоустройства, городских лесов и озеленения.

Положением о Комитете по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 25 августа 2023 года N 176, предусмотрено, что одной из основных задач Комитета является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Барнаула полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Во исполнение основных задач комитете организует строительство, ремонт и содержание линий наружного освещения на территориях общего пользования города Барнаула (пункт 3.1.3).

Статьей 30 Правил благоустройства территории городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской думы от 19 марта 2021г. №645, определено, что строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляются специализированными организациями в соответствии с заключенными с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула договорами и муниципальными контрактами в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Барнаула на эти цели.

В связи с этим судами верно указано, что комитет по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула является органом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения и надлежащим ответчиком по делу.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 г. № 71, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение повторной судебной экспертизы, исходил из того, что работы (мероприятия) по устройству наружного электрического освещения либо доведению параметров имеющихся приборов (устройств) освещения до нормативных значений являются обязанностью органа местного самоуправления, направленной, в том числе на обеспечение безопасности дорожного движения, и подлежат выполнению в объеме, определенном заключением судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (с дополнением к нему от ДД.ММ.ГГГГ), выполненной ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы», поскольку заключение составлено экспертами с применением специальных познаний, действующих строительно-технических норм, а также с учетом непосредственного исследования (обследования) спорных участков улично-дорожной сети, линий наружного освещения. организация освещения улиц

Учитывая характер правоотношений, исходя из объема мероприятий, необходимых для реализации решения суда, необходимости выполнения комплекса подготовительных работ (разработка проектно-сметной документации, заключение муниципального контракта на выполнение работ), проведения непосредственно работ по приведению в соответствие стационарного наружного электрического освещения дорог (пешеходных переходов), принимая во внимание техническую сложность требующихся к проведению работ, необходимые временные затраты, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленный истцом срок для исполнения решения суда – до 31 декабря 2024 г. является достаточным для исполнения решения суда, соответствует принципам разумности и справедливости, за исключением обустройства пешеходного перехода наружным стационарным освещением по <адрес> (возле <адрес> по данной улице).

Срок исполнения решения суда в части обустройства пешеходного перехода наружным стационарным освещением по <адрес> (возле <адрес> по данной улице), суд первой инстанции определил до 31 декабря 2025 г., поскольку для организации надлежащего освещения на переходе требуется устройство линии наружного освещения вдоль улицы, вместе с тем, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Барнаула от 6 февраля 2023 г. срок выполнения работ по обустройству линией наружного освещения на требующемся участке дороги по <адрес> установлен до 31 декабря 2025 г.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.

Суды пришли к обоснованному выводу, что неисполнение ответчиком требований по организации уличного освещения создает угрозу нарушения прав проживающих на данных улицах лиц на безопасность дорожного движения и является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения; непринятие мер по организации уличного освещения может повлечь нарушение прав граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улице в ночное время.

Доводу кассационной жалобы о том, что работы по устройству линий наружного освещения включены в план развития наружного освещения на 2015 - 2025 гг., была дана оценка судом апелляционной инстанции и обоснована отклонена с указанием на то, что организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной, в том числе на обеспечение безопасности дорожного движения. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкций уличного освещения. Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции соответствующего органа местного самоуправления по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан, на безопасность их жизни и здоровья.

Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика относительно того, что при вынесении судебного решения не учтена предусмотренная законодательством процедура финансирования из бюджета расходов, необходимых для исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку обжалуемым судебным актом на ответчика возложены те обязанности, которые должны исполняться им в соответствии с действующим законодательством.

Доводы кассатора о необоснованности установленного судом срока исполнения обязанности носят субъективный и оценочный характер. Исполнение возложенных судом обязанностей, во всяком случае, предполагает необходимость совершения комплекса мероприятий, направленных на достижения цели, в том числе сведения о которых изложены в кассационной жалобе, при этом в ходе рассмотрения дела ответчиком не приведено доводов и доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к исполнению обязанности как с момента ее возникновения, так и с момента получения представления прокурора, а равно не представлено сведений о принятии мер, направленных на исполнение обязанности. С учетом изложенного, выводы суда о сроке, установленном для исполнения обязанности с учетом длительности допущенного бездействия и общественной значимости результата, для достижения которого подано исковое заявление, являются правильными.

Более того, при установления срока для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, судами первой и апелляционной инстанции было учтено, что имеется возможность подключения к уже имеющейся линии, и строительство новой линии электропередач не требуется.

При невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.

В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у судебной коллегии не имеется.

Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на факты, которые не были бы проверены и не учтены судами, и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Барнаула от 2 февраля 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 июля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 27 ноября 2024 г.

8Г-24176/2024 [88-24396/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Ответчики
Комитет по дорожному хозяйству и транспорту г.Барнаула
Комитет по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула
Другие
Администрация г. Барнаула
УМВД по г. Барнаулу
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
26.11.2024Судебное заседание
26.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее