РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тулун 21 августа 2020 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,
при секретаре – Пласкеевой Е.Л.,
с участием:
представителя административного истца – заместителя Тулунского межрайонного прокурора Егоровой М.В.,
представителя административного ответчика – Абраменко С.Г., действующего на основании доверенности от ......, сроком действия до ......,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1257/2020 по административному исковому заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Едогонского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации по не заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения,
установил:
Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Едогонского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации по не заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в собственности Едогонского сельского поселения находятся .......... водонапорных башен, которые согласно информации администрации Едогонского муниципального образования на обслуживание и в пользование третьим лицам не переданы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», п. 1 ст. 3, п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» администрация Едогонского сельского поселения обязана передать объекты систем водоснабжения по концессионному соглашению. Вместе с тем в отношении водонапорных башен конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились.
Бездействие администрации по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, поскольку передача указанных объектов муниципальной собственности без проведения конкурсных процедур препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, его реконструкции, приводит к его ненадлежащему содержанию, препятствует развитию конкуренции.
Обращаясь в защиту интересов неопределённого круга лиц Тулунский межрайонный прокурор просил: признать незаконным бездействие администрации Едогонского муниципального образования по не заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения – водонапорных башен:
- нежилое здание с кадастровым номером .........., расположенное по адресу: ****;
- нежилое здание с кадастровым номером .........., расположенное по адресу: ****;
- нежилое здание с кадастровым номером .........., расположенное по адресу: ****
- нежилое здание с кадастровым номером .........., расположенное по адресу: ****;
- нежилое здание с кадастровым номером .........., расположенное по адресу: ****
- нежилое здание с кадастровым номером .........., расположенное по адресу: ****;
- нежилое здание с кадастровым номером .........., расположенное по адресу: ****
- обязать в срок до ...... администрацию Едогонского муниципального образования заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов водоснабжения – водонапорных башен.
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица было привлечено министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее также министерство).
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... от Тулунского межрайонного прокурора было принято изменение предмета иска, в котором он просил:
- признать незаконным бездействие администрации Едогонского муниципального образования по не проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения – водонапорных башен, расположенных по адресам: ****;
- обязать в срок до ...... администрацию Едогонского муниципального образования провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения – водонапорных башен, расположенных на территории Едогонского муниципального образования по адресам: ****;
- обязать в срок до ...... администрацию Едогонского муниципального образования обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения – водонапорными башнями, расположенными на территории Едогонского муниципального образования по адресам: ****, путём заключения концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... от Тулунского межрайонного прокурора было принято изменение предмета иска, в котором в последнем пункте требований прокурор изменил срок возложения на администрацию Едогонского муниципального образования обязанности обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения – водонапорными башнями с ...... до ......
Представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Егорова М.В. в полном объёме поддержала заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Абраменко С.Г. требования административного иска не признал, пояснив, что водонапорные башни построены более пяти лет назад.
В представленных в суд возражениях на административный иск администрация Едогонского сельского поселения указала, требование административного истца заключить концессионное соглашение в отношении перечисленных объектов водоснабжения противоречит основанию иска, в котором указано, что бездействие администрации выражено в не проведении торгов на право заключения концессионного соглашения, так как установленным порядком проведения открытых конкурсов на право заключения концессионных соглашений в случае неподачи заявления или непризнании заявителя участником торгов, заключение концессионного соглашения по результатам такого конкурса вообще не предусмотрено.
Требование административного истца совершить конкретное действие в виде заключения концессионного соглашения без указания лица (концессионера), с которым следует заключить это соглашение, необоснованно, так как указанное требование в случае отсутствия самого заинтересованного лица невыполнимо.
Кроме того, действующее законодательство в настоящее время также не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе передачу в безвозмездное пользование.
В виду дефицита бюджета Едогонского сельского поселения технические и межевые планы на объекты водоснабжения не изготавливались, средства на проведение кадастровых работ и изготовление межевых планов земельных участков под объектами водоснабжения в бюджете поселения не предусмотрены. Также до проведения конкурсных процедур необходимо проведение технического обследования объектов специализированной организацией (с существенными финансовыми затратами), определение фактических технико-экономических показателей, определение плановых значений показателей надёжности, качества, эффективности, определение значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, объёмов отпуска воды в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, определение потерь и удельного потребления энергетических ресурсов в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, определение объёмов, видов и стоимости работ по ремонту, модернизации, реконструкции, разработке инвестиционных программ и т.д.
В виду отсутствия указанной документации для подготовки, проведения конкурса и заключения концессионного соглашения требуется проведение значительного количества мероприятий, финансовых затрат и продолжительного периода времени, поэтому указанного административным истцом срока до ...... недостаточно.
Просила в удовлетворении административных исковых требований Тулунскому межрайонному прокурору отказать.
В пояснениях на административный иск заинтересованное лицо – министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области указало, что ни Иркутская область в лице Губернатора Иркутской области, ни Правительство Иркутской области в лице министерства не являются концедентом, концессионером, организатором конкурса на право заключения концессионного соглашения, а являются иной, третьей стороной. Проекты концессионных соглашений в министерство не поступали.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В определении от 28 июня 2018 г. № 1656-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действует во взаимосвязи с частью 11 этой же статьи, возлагающей обязанность доказывания названного в оспариваемом пункте обстоятельства на лицо, обратившееся в суд. Такое распределение бремени доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 725-О, от 18 июля 2017 г. № 1750-О, от 26 октября 2017 г. № 2485-О и от 24 апреля 2018 г. № 1089-О).
Из материалов дела усматривается, что в собственности Едогонского сельского поселения на основании распоряжения Правительства Иркутской области от 18 июля 2016 г. № 334-рп, акта приёма-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Тулунский район» в муниципальную собственность Едогонского образования от ......, находятся следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое помещение общей площадью .......... кв.м, расположенное по адресу: ****;
- нежилое помещение общей площадью .......... кв.м, расположенное по адресу: ****
- нежилое помещение общей площадью .......... кв.м, расположенное по адресу: ****
- нежилое помещение общей площадью .......... кв.м, расположенное по адресу: ****
- нежилое помещение общей площадью .......... кв.м, расположенное по адресу: ****;
- нежилое помещение общей площадью .......... кв.м, расположенное по адресу: ****;
- нежилое помещение общей площадью .......... кв.м, расположенное по адресу: ****.
Указанные объекты недвижимого имущества являются объектами водоснабжения – водонапорными башнями, что подтверждается информацией администрации Едогонского сельского поселения от ...... ***.
В информации от ...... *** администрация Едогонского сельского поселения указала, что бесхозяйственных объектов Жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) на территории поселения нет; объектов ЖКХ, на которые право собственности не зарегистрировано, нет; объекты ЖКХ на обслуживание третьим лицам не передавались; плата за воду не установлена; электроэнергия оплачивается гражданами самостоятельно; по договору концессии и по договору аренды объекты не передавались.
В силу п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 3 указанной статьи установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Иркутской области от 3 ноября 2016 г. № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» определён перечень сельских поселений Иркутской области, за которыми закреплён вопрос местного значения, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в п. 21 Приложения № 1 которого указаны сельские поселения муниципального образования «Тулунский район», в том числе Едогонское муниципальное образование (п. 21.11).
При этом под водоснабжением, согласно ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п. 4), а под водоотведением – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2).
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пп. 1, 10 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Как указано в ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного часть. 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (ч. 2 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Целями Федерального закона «О концессионных соглашениях» являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (ч. 1 ст. 1).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 37 настоящего Федерального закона.
Без проведения конкурса концессионное соглашение может быть заключено в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 Федерального закона «О концессионных соглашениях», частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Частью 2 ст. 40 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и если концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации. В случае неподписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключенным.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи права и обязанности, осуществляемые субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении в качестве самостоятельной стороны, устанавливаются настоящим Федеральным законом, таким концессионным соглашением на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсной документацией.
28 июня 2017 г. указом Губернатора Иркутской области № 105-уг утвержден Порядок обеспечения реализации полномочий Губернатора Иркутской области, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением концессионных соглашений, объектом которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концедентом по которым выступают муниципальные образования Иркутской области, третьей стороной - Иркутская область (далее – Порядок).
Согласно п. 3 Порядка ответственным исполнительным органом государственной власти Иркутской области за обеспечение реализации полномочий Губернатора Иркутской области, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением концессионных соглашений, является министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
С учётом приведённых положений действующего законодательства, принимая во внимание, что срок ввода в эксплантацию объектов водоснабжения – водонапорных башен более пяти лет, суд считает, что передача прав владения и (или) пользования указанными объектами водоснабжения может быть осуществлена исключительно по концессионным соглашения.
Административным ответчиком не оспаривалось, что концессионные соглашения до настоящего времени не заключены, конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов административным ответчиком не проводились.
Доводы административного ответчика о том, что требование административного истца заключить концессионного соглашение в отношении перечисленных объектов водоснабжения противоречит основанию иска, так как в случае неподачи заявления или непризнании заявителя участником торгов, заключение концессионного соглашения по результатам такого конкурса вообще не предусмотрено, а кроме того, требование административного истца совершить конкретное действие в виде заключения концессионного соглашения без указания лица (концессионера), с которым следует заключить это соглашение, необоснованно, поскольку в случае отсутствия самого заинтересованного лица невыполнимо, не принимаются судом, так как данные выводы основаны на предположении, которое возможно возникнет в будущем, при этом бездействие органа местного самоуправления выражается именно в неисполнение норм действующего законодательства, в частности ч. ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», которым предусмотрено, что заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьёй.
Среди видов договоров, указанных в данной норме, назван также и договор безвозмездного пользования, в связи с чем доводы административного ответчика о возможности передать имущество по договору безвозмездного пользования являются несостоятельными.
При этом запрет, установленный ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», на нарушение порядка определения победителя торгов, является безусловным запретом, который не требует доказывания фактических или возможных негативных последствий для конкуренции в связи с его нарушением.
Частью 6 ст. 5 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 г. допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции настоящего Федерального закона), по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 5 апреля 2011 г. № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Доводы администрации Едогонского сельского поселения о том, что действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, не принимаются судом, поскольку орган местного самоуправления имел возможность передать данное имущество по указанным договорам, однако доказательств того, что им созданы муниципальные предприятия, для осуществления видов деятельности которых, связанных с водоснабжением, им будут (возможно в будущем) переданы спорные объекты недвижимого имущества – водонапорные башни в суд не представлено.
При этом предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.
Доводы администрации Едогонского сельского поселения о неудовлетворении требований Тулунского межрайонного прокурора в связи с глубоким дефиците бюджета также не принимаются судом, поскольку бездействие органа местного самоуправления, связанное с не проведением торгов по заключению концессионных соглашений, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно, ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
В определении от 27 марта 2018 г. № 613-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующая производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, определяет процедуры судебной защиты прав и свобод граждан по соответствующей категории дел. В частности, пункт 1 части 9 ее статьи 226 устанавливает обязанность суда выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, бездействие администрации по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, поскольку передача указанных объектов муниципальной собственности без проведения конкурсных процедур препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, его реконструкции, приводит к его ненадлежащему содержанию, препятствует развитию конкуренции.
К способам защиты гражданских прав ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации относит присуждения к исполнению обязанности в натуре.
С учётом того, что бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределённого круга лиц, административные исковые требования Тулунского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Администрация Едогонского сельского поселения освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административный иск Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Едогонского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации по не заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Едогонского муниципального образования по не проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения – водонапорных башен, расположенных по адресам: ****.
Обязать в срок до ...... администрацию Едогонского муниципального образования провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения – водонапорных башен, расположенных на территории Едогонского муниципального образования по адресам: ****.
Обязать в срок до ...... администрацию Едогонского муниципального образования обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения – водонапорными башнями, расположенными на территории Едогонского муниципального образования по адресам: **** путём заключения концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Татаринцева