Решение по делу № 2а-659/2022 от 11.01.2022

Дело №2а-659/2022

УИД 91RS0022-01-2022-000092-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года                                                                                      город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Даниленко Е.А.,

при секретаре Бородько Д.Е.,

с участием представителя административного истца Аджи-Али М.Б., административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Феодосии Республики Крым к судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А., УФССП России по Республике Крым, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, заинтересованные лица: Совет министров Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, прокурор города Феодосии, Мухчи А.С., об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Феодосийского городского суда Республики Крым поступило административное исковое заявление Администрации города Феодосии Республики Крым об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А. ДД.ММ.ГГГГ

Требования административного иска мотивированы тем, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах Мухчи А.С. к Администрации города Феодосии Республики Крым о возложении обязанности на Администрацию города Феодосии Республики Крым предоставить Мухчи А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения, вне очереди. На основании данного решения суда было возбуждено исполнительное производство -ИП, в рамках которого судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании с Администрации города Феодосии Республики Крым исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке. При этом Администрация города Феодосии Республики Крым, как орган местного самоуправления, предоставляет благоустроенное жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исключительно после его приобретения за счет выделенных денежных средств в виде субвенций местному бюджету. Соответственно, при отсутствии финансирования, Администрация города Феодосии Республики Крым не имеет правовых оснований исполнить делегированные полномочия на приобретение и предоставление жилья, иное приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Предоставление благоустроенного жилья напрямую порождает обязанность Совета министров Республики Крым и Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым обеспечить финансирование по причине того, что Министерство является главным распорядителем средств бюджета Республики Крым. В ДД.ММ.ГГГГ в рамках субвенций МО ГО Феодосия выделены средства для приобретения жилых помещений, которыми возможно обеспечить <данные изъяты> человека, которыми, согласно решению судов и очередности граждан, состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в МО ГО Феодосия Республики Крым являются: ФИО12 и ФИО7 Согласно договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 было предоставлено благоустроенное жилое помещение – квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м, а согласно договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13, было предоставлено благоустроенное жилое помещение – квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Феодосии Республики Крым детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, было предоставлено <данные изъяты> жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. В настоящее время проводятся ремонтные работы в двух однокомнатных муниципальных незаселенных квартирах. По завершению ремонтных работ будут проведены работы по техническому заключению о пригодности к проживанию и после получения заключения о пригодности к проживанию данные квартиры будут отнесены к спецфонду для детей-сирот и представлены лицам из данной категории. Кроме того, Администрацией города Феодосии Республики Крым в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Аппарата Совета министров Республики Крым и Министерства финансов Республики Крым направлено письмо за с перечнем всех исполнительных производств, в рамках которых необходимо предоставить благоустроенные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, по мнению административного истца, причиной неисполнения решения суда в установленный срок послужили значительны временные затраты и соблюдение определенных процедур, что является объективным препятствием для исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, в свою очередь Администрацией города Феодосии Республики Крым предпринимаются исчерпывающие меры для исполнения решения суда в рамках полномочий и в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А. против удовлетворения требований возражал.

Иные участники процесса при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, представителе не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела либо письменной позиции в адрес суда не поступало.

В соответствии со статьями 150, 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

    Из материалов дела следует, что в производстве Феодосийского городского суда Республики Крым находилось гражданское дело . Согласно заявленным исковым требованиям заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением в интересах Мухчи А.С. к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просил обязать ответчика предоставить Мухчи А.С. благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения вне очереди и установить срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев с момента его принятия.

Решением Феодосийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах А.С. удовлетворены; на Администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность предоставить Мухчи А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым по норме предоставления не менее                     25 кв.м. общей площади жилого помещения, вне очереди.

Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления взыскателя и выданного Феодосийским городским судом Республики Крым исполнительного листа серии ФС ДД.ММ.ГГГГ ОСП по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым возбуждено исполнительное производство -ИП.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым о возбуждении данного исполнительного производства -ИП, в котором должнику – Администрации города Феодосии Республики Крым, был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления, получена должником ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСП по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым Администрацией города Феодосии Республики Крым были предоставлены ответы за и с обоснованием причин и обстоятельств, в результате которых исполнить требование исполнительного документа в установленный срок не представляется возможным.

При этом в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в по исполнительному производству неимущественного характера в размере <данные изъяты> руб. и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ Копия данного постановления получена Администрацией города Феодосии Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

К основным принципам исполнительного производства в соответствии с               п.п. 2, 5 ст. 4 Закона №229-ФЗ относится, в том числе своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Аналогичные нормы закреплены в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от           21.07.1997 г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», согласно которой в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность по принятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 30 Закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1).

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8).

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).

В соответствии со ст. 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).

При этом в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, положения законодательства об исполнительном производстве, предусматривающие обязательность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, должны применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

Как отмечено в п. 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 г. взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 112 Закона №229-ФЗ, в виде взыскания исполнительского сбора.

В п. 52 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 г., также указано, что в соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона №229-ФЗ и п. 1 ст. 401 ГК РФ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Помимо этого, в соответствии с п. 75 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 17.11.2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как было указано выше, предметом исполнения в рамках исполнительного производства -ИП является возложение обязанности на Администрацию города Феодосии Республики Крым обеспечить Мухчи А.С. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом в соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа в Республике Крым» (далее Закон № 46-ЗРК/2014) органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по приобретению и предоставлению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 11 Закона № 46-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Механизм, цели и условия расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетами муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определены в Порядке расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 г. № 359.

В силу п. п. 2, 3 указанного Порядка главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

Получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.

Как следует из материалов административного дела, Администрацией города Феодосии Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, в кратчайшие сроки после возбуждения исполнительного производства, в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Аппарата Совета министров Республики Крым и Министерства финансов Республики Крым направлено письмо за , в том числе, с перечнем ряда исполнительных производств, в рамках которых необходимо предоставить благоустроенные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, что свидетельствует о том, что Администрацией города Феодосии Республики Крым принимаются меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, которое обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка, то есть Администрация города Феодосии Республики Крым доказала отсутствие вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств по государственным контрактам, предназначенных на цели обеспечения жильем детей-сирот, что, в силу положений ч. 7 ст. 112 Закона №229-ФЗ и п. 1 ст. 401 ГК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), п. 52 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), п. 75 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», является основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, и, как следствие, об освобождении Администрации города Феодосии Республики Крым от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации города Феодосии Республики Крым к судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А., УФССП России по Республике Крым, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, заинтересованные лица: Совет министров Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, прокурор города Феодосии, Мухчи А.С., об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить должника – Администрацию города Феодосии Республики Крым от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, назначенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                       Е.А. Даниленко

Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2022 года.

2а-659/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Феодосии Республики Крым
Ответчики
УФССП России по РК
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Феодосии УФССП России по Республике Крым Кромм С.А.
Другие
Совет Министров РК
прокурор города Феодосии
Мухчи Айше Сейрановна
Министерство образования. науки и молодежи Республики Крым
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Даниленко Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
feodosiya.krm.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация административного искового заявления
11.01.2022Передача материалов судье
12.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее