Решение по делу № 33а-1468/2020 от 17.01.2020

Дело 33а-1468/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 февраля 2020 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре Журавской Т.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гапоновой Екатерины Вячеславовны к Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, заинтересованное лицо – Коржевская Татьяна Васильевна о признании незаконным и отмене решения Межводненского сельского совета, по апелляционной жалобе Коржевской Татьяны Васильевны на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 1 августа 2018 г., которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Гапонова Е.В. обратилась в Черноморский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение 61 (внеочередной) сессии Межводненского сельского совета Черноморского района 6 созыва от 31 октября 2013 г. №6899 «О разрешении на составление проекта отвода земельного участка из земель жилой и общественной застройки (запаса) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений <адрес> площадью 0.1201 га, для дальнейшей передачи в собственность Коржевской Татьяне Васильевне», мотивируя тем, что решением 15 сессии Межводненского сельского совета 6 созыва от 12 октября 2011 г. №1161 ей дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка из земель жилой и общественной застройки (запаса) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>, площадью 0,1000 га, для дальнейшей передачи в собственность. При этом решением 61(внеочередной) сессии Межводненского сельского совета 6 созыва от 31 октября 2013 г. №6899 Коржевской Т.В. также было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка из земель жилой и общественной застройки (запаса) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>, площадью 0.1201 га, для дальнейшей передачи в собственность. С указанным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку решение о даче ей разрешения на разработку проекта по отводу земельного участка отменено не было, решение об изъятии у нее земельного участка не принималось, а оспариваемое решение от 31 октября 2013 г. № 6899, принято позже. Указывает, что оспариваемое решение нарушает ее право на оформление земельного участка.

Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 1 августа 2018 г. административное исковое заявление Гапоновой Екатерины Вячеславовны удовлетворено. Признано незаконным и отменено решение 61 внеочередной сессии Межводненского сельского совета Черноморского района 6 созыва от 31 октября 2013 г. №6899 «О разрешении на составление проекта отвода земельного участка из земель жилой и общественной застройки (запаса) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>, площадью 0.1201 га, для дальнейшей передачи в собственность Коржевской Татьяне Васильевне».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Коржевская Т.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что постановлением Администрации Черноморского района Республики Крым от 27 декабря 2016 г. №1907 земельный участок, общей площадью 0,1201 га, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, был передан ей в собственность и право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Ссылается на то, что доказательств о надлежащем исполнении решения от 12 октября 2011 г. №1161 истцом не представлено.

В судебном заседании представитель Коржевской Т.В. – Копылова А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Гапонова Е.В., Коржевская Т.В., представитель Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением 15 сессии Межводненского сельского совета Черноморского района 6 созыва от 12 октября 2011 г. №1161 «О даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хоз.построек и сооружений в с. Межводное гр. Гапоновой Е.В.» Гапоновой Е.В. дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка из земель жилой и общественной застройки (запаса) для строительства и обслуживания жилого дома, хоз.построек и сооружений в <адрес>, площадью 0,1000 га, для дальнейшей передачи в собственность.

Решением 61 (внеочередной) сессии Межводненского сельского совета Черноморского района 6 созыва от 31 октября 2013 г. № 6899 «О даче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в с.Межводное гр. Коржевской Татьяне Васильевне» Коржевской Т.В. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка из земель жилой и общественной застройки (запаса) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>, площадью 0.1201 га, для дальнейшей передачи в собственность.

Постановлением Администрации Черноморского района Республики Крым от 27 декабря 2016 г. №1907 «О передаче в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок для индивидуального жилищного строительства гр. Коржевской Татьяне Васильевне» на основании решения 61 (внеочередной) сессии Межводненского сельского совета Черноморского района 6 созыва от 31 октября 2013 г. № 6899 передан в собственность гр. Коржевской Т.В. земельный участок общей площадью 0,1201 га, кадастровый , категория земельного участка – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.

30 марта 2017 г. за Коржевской Т.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок, общей площадью 0,1201 га, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оно является незаконным, поскольку орган местного самоуправления принял два решения о предоставлении земельного участка по одному и тому же адресу, разным гражданам, и в установленном законом порядке решение от 12 октября 2011 г. №1161, которым Гапоновой Е.В. дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка отменено не было, а оспариваемое решение от 31 октября 2013 г. № 6899, которым Коржевской Т.В. дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка, существенно нарушает права административного истца по оформлению права на земельный участок, предоставленный ей ранее.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

По смыслу статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» к спорным правоотношениям, возникшим до 18 марта 2014 г., подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Украины от 21 мая 1997 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные громады и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины и другими законами.

В силу пункта 34 части 1 статьи 26 Закона Украины от 21 мая 1997 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относилось, в том числе, - решение вопросов регулирования земельных отношений.

Частью 1 статьи 12 Земельного кодекса Украины было предусмотрено, что к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в отрасли земельных отношений на территории сел, поселков, городов, в частности, относилось распоряжение землями территориальных громад, передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан, и юридических лиц в соответствии с данным Кодексом.

В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктом, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещались объекты коммунальной собственности.

По смыслу статьи 155 Земельного кодекса Украины принятый органом местного самоуправления акт признавался недействительным в случае, если им нарушаются права лица по владению, пользованию или распоряжению принадлежащим ему земельным участком.

Согласно статье 116 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.

Порядок бесплатной приватизации земельных участков был предусмотрен статьей 118 Земельного кодекса Украины, в соответствие с которой завершающим этапом приватизации участка являлось утверждение органом местного самоуправления (в случае передачи в собственность земельного участка коммунальной собственности) проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность. Сам проект разрабатывался на основании соответствующего решения органа местного самоуправления, либо договора, на выполнение работ по землеустройству, который мог быть заключен и без соответствующего решения в случае, если в месячный срок со дня регистрации обращения уполномоченный орган не предоставил разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивированный отказ в его предоставлении.

При этом единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства являлось несоответствие объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Иных ограничений, в том числе связанных с выдачей разрешений иным лицам на разработку проектов землеустройства, закон не предусматривал. Вопросы по поводу отказов в предоставлении земельных участков, рассмотрении ходатайств и заявлений, касаемо приватизации земельных участков, подлежали разрешению в судебном порядке (части 10, 11 статьи 118 Земельного кодекса Украины).

В силу статьи 125 Земельного кодекса Украины право собственности, право постоянного пользования земельным участком возникало с момента получения правоустанавливающего документа на земельный участок и его государственной регистрации, право аренды земельного участка возникало с момента государственной регистрации договора аренды. До получения правоустанавливающих документов на землю их регистрации и установлению границ участка в натуре приступать к использованию (освоению) участка не допускалось.

До 1 января 2013 г. правоустанавливающим документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, приобретенный, в частности, в порядке бесплатной приватизации, являлся государственный акт, который выдавался на основании соответствующего решения органа местного самоуправления (ст. 126 Земельного кодекса Украины). После указанной даты вступили в силу новая редакция Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», а также Закон Украины «О государственном земельном кадастре» в соответствие с которыми право собственности на земельные участки удостоверялось свидетельством о праве собственности. Таким образом, предоставление разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка не создает безусловной обязанности органа местного самоуправления относительно утверждения такого проекта и передачи участка в пользование или собственность гражданина, не предполагает принятие положительного решения о передаче участка в собственность или пользование, и тем более не создает каких-либо вещных прав на земельный участок.

Земельные отношения в сфере бесплатной приватизации земель до формирования земельного участка как объекта гражданских прав носят административно-правовой характер. До предоставления земельного участка в порядке бесплатной приватизации он находится в публичной собственности.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого решения субъектом властных полномочий, последний действовал в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований действующего на момент принятия спорного решения законодательства, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания незаконным решения 61 (внеочередной) сессии Межводненского сельского совета Черноморского района 6 созыва от 31 октября 2013 г. №6899 «О разрешении на составление проекта отвода земельного участка из земель жилой и общественной застройки (запаса) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>, 41 площадью 0.1201 га, для дальнейшей передачи в собственность Коржевской Татьяне Васильевне».

Доводы административного истца о том, что оспариваемым решением нарушается ее право на оформление земельного участка в собственность, являются несостоятельными.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В части 3 статьи 7 ФКЗ № 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Статьей 13 указанного закона регламентирован порядок завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В силу с части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5 ст. 13 Закона № 38-ЗРК).

В развитие указанной нормы постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.

Согласно пункту 5 Порядка возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым – в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Следовательно, разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность может быть реализовано в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации.

При этом, само по себе наличие такого права не является безусловным основанием для отмены решения о даче разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка другому лицу.

Кроме того, на момент принятия оспариваемого решения истек срок действия решения 15 сессии Межводненского сельского совета Черноморского района 6 созыва от 12 октября 2011 г. №1161, которым Гапоновой Е.В. дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка.

Не влечет правовых оснований для признания незаконным решения 61 (внеочередной) сессии Межводненского сельского совета Черноморского района 6 созыва от 31 октября 2013 г. №6899, решение Черноморского районного суда Республики Крым от 30 августа 2016 г., которым пункт 4 указанного решения признан незаконным и отменен.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным и отмены решения 61 внеочередной сессии Межводненского сельского совета Черноморского района 6 созыва от 31 октября 2013 г. №6899 «О разрешении на составление проекта отвода земельного участка из земель жилой и общественной застройки (запаса) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес> площадью 0.1201 га, для дальнейшей передачи в собственность Коржевской Татьяне Васильевне»

Пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Таким образом, решение Черноморского районного суда Республики Крым от 1 августа 2018 г. подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

решение Черноморского районного суда Республики Крым от 1 августа 2018 г.,- отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Гапоновой Екатерины Вячеславовны к Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, заинтересованное лицо – Коржевская Татьяна Васильевна о признании незаконным и отмене решения Межводненского сельского совета, - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: Л.А-В. Юсупова

33а-1468/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гапонова Екатерина Вячеславовна
Ответчики
Администрация Межводненского сельского поселения
Другие
Коржевская Татьяна Васильевна
Копылова Анастасия
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Терентьева Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
17.01.2020Передача дела судье
11.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2020Передано в экспедицию
11.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее