дело № 3а-855/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 12 ноября 2020 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Кравцовой М.В.,
с участием прокурора Дзех К.А.,
административного истца Зубова С.А., представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зубова Сергея Анатольевича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1576),
У С Т А Н О В И Л:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 ноября 2016 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2017 год), в том числе в отношении нежилого здания с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 декабря 2016 года № 1573 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2017 года. Данным приказом управления имущественных отношений Брянской области в Перечень на 2017 год внесены дополнения, в том числе включено нежилое помещение с кадастровым №, расположенное по адресу:<адрес>.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 26 декабря 2016 года № 1573 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 декабря 2016 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1576 в указанный Перечень на 2017 год внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2017 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1576 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 ноября 2020 года.
В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1576), включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
Административный истец Зубов С.А. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в Перечень принадлежавшего ему нежилого помещения с кадастровым №, расположенного по адресу:<адрес>, ссылаясь на то, что указанный объект не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, обследование помещения на предмет его фактического использования не проводилось. Включение данного объекта в оспариваемый Перечень возлагает на него необоснованную обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании административный истец Зубов С.А. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования, в связи с изменением редакции оспариваемого приказа управления имущественных отношений Брянской области, просит признать не действующим с 01 января 2017 года пункт 1036 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1576, в части включения в него нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, ссылаясь на то, что спорный объект подлежал включению в оспариваемый Перечень как нежилое помещение в составе нежилого здания с кадастровым №, которое соответствует признакам пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По сведениям из ЕГРН спорное нежилое помещение имеет назначение и наименование: нежилое помещение. По техническому паспорту объект имеет назначение «нежилое помещение», использование «по назначению». По экспликации к техническому паспорту в составе помещения имеются комнаты с наименованием «выставочный зал», площадь которых составляет более 20% от общей площади помещения. Полагает, что поскольку само здание, в состав которого входит принадлежащее административному истцу помещение, управлением имущественных отношений Брянской области по документам технического учета и фактическому использованию признано торговым центром, входящие в его состав помещения подлежали включению в Перечень независимо от их фактического использования. Считает, что включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый Перечень соответствует требованиям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, т.к. спорное помещение находится в составе торгового центра, который включен в Перечень на 2017 год, и просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо Веденин С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Веденина С.В.
Выслушав объяснения административного истца Зубова С.А., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., свидетеля ФИО1, заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом
Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1576, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежавшего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, на момент определения оспариваемого Перечня на 2017 год административному истцу Зубову С.А. и привлеченному в качестве заинтересованного лица Веденину С.В. на праве общей долевой собственности (доля в праве соответственно 19427/58418 и 38991/58418) принадлежало нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №. Дата государственной регистрации права указанных лиц на данный объект недвижимости 12 декабря 2008 года. 29 марта 2017 года право собственности Зубова С.А. и Веденина С.В. на указанный объект недвижимости прекращено.
В соответствии со свидетельством от 12 декабря 2008 года 32-АГ 424899 о государственной регистрации права Зубова С.А. на принадлежащую ему долю в праве на объект недвижимости с условным №, объект права: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общая площадь 5841,8 кв.м, этаж 1, 2, подвал, номера на поэтажном плане II, адрес:<адрес>.
Согласно информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> в базу данных Единого государственного реестра недвижимости сведения о нежилом помещении, расположенном по адресу:<адрес>, были внесены в рамках внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, права на которые зарегистрированы и не прекращены.В результате объекту, площадью 5841,8 кв.м, с условным № был присвоен кадастровый №.
По сведениям из ЕГРН нежилое помещение с кадастровым № расположено в здании с кадастровым №. 07 ноября 2016 года на основании заявления и технического плана площадь помещения была уточнена до 6031,3 кв.м (с учетом ремонта и перепланировки здания согласно проектной документации ООО «Профпроект»).
Сведения об объекте недвижимости с кадастровым №, расположенном по адресу:<адрес>, были внесены в ЕГРН 05 декабря 2011 года как о ранее учтенном объекте недвижимости на основании данных, составленных Брянским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». По состоянию на 26 ноября 2016 года указанный объект имел следующие характеристики: вид объекта недвижимости: здание, наименование: торговый центр, назначение: нежилое здание, площадь 7924,1 кв.м, права на указанный объект недвижимости не зарегистрированы.
Сведения об объекте недвижимости с кадастровым №, расположенном по адресу:<адрес>, были внесены в ЕГРН 19 декабря 2013 года как о ранее учтенном объекте недвижимости на основании данных, составленных Брянским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». По состоянию на 26 ноября 2016 года указанный объект имел следующие характеристики: вид объекта недвижимости: помещение, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадь 6031,3 кв.м, данный объект недвижимости расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым №, принадлежит на праве собственности Зубову С.А. и Веденину С.В.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов
объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду ( пункт 8 названного Порядка).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.
Как следует из материалов административного дела, указанное в административном иске спорное нежилое помещение с кадастровым № расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым №, который, как установлено судом, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и публичной кадастровой карты, расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым №, площадью 6 125 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов торговли, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка под кодом 4.2 с наименованием «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок ( пункт 1.2.9).
Таким образом, учитывая указанные выше виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым №, в состав которого входит спорное нежилое помещение с кадастровым № суд приходит к выводу, что такие виды разрешенного использования земельного участка, как «производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса», однозначно не свидетельствуют о том, что земельный участок предназначен для размещения объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении видов разрешенного использования указанного выше земельного участка в материалах дела не содержится.
Проверив доводы административного ответчика о включении спорного нежилого помещения в оспариваемый Перечень в связи с его нахождением в здании торгового центра, суд находит их необоснованными по следующим основаниям.
Исходя из указанных выше положений подпункта 2 пункта 3 и подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ( в редакции, действовавшей на момент определения оспариваемого Перечня) для признания здания, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов необходимо, чтобы назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов.
Как указано выше, здание с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, в состав которого включено спорное нежилое помещение, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение: нежилое, наименование: торговый центр.
В соответствии с техническим паспортом на указанное нежилое здание, составленным Брянским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 30 сентября 2014 года, и экспликации к поэтажному плану строения, здание имеет наименование: здание многофункционального назначения (склады и сооружения складского хозяйства), расположенные в нем помещения имеют наименование: «подвальное», «тамбур», «коридор», «выставочный зал», «лестница», «подсобное», «лестничная клетка», «венткамера», «складское» «основное», «кабинет», «санузел», «тепловой узел», «эл.щитовая», «холодильник», «детская комната», «зал обслуживания клиентов», «производственное».
Таким образом, на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета в отношении указанного здания, имевшихся на момент определения Перечня на 2017 год, нельзя сделать безусловный вывод о том, что оно является объектом, предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, что не позволяет отнести данный объект недвижимости к видам объектов, поименованных в подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что, исходя из указанных выше положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае имеет правовое значение именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование. Само по себе наименование здания «торговый центр», указанное в Едином государственном реестре недвижимости, без оценки иных фактических обстоятельств по делу, в том числе без установления назначения помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения торговых объектов, не может свидетельствовать об его отнесении к объектам недвижимости, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в оспариваемый Перечень как объекта, предназначенного для использования или фактически используемого в целях размещения торговых объектов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что принадлежащее административному истцу спорное нежилое помещение соответствуют требованиям, необходимым для признания торговым.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, спорный объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет назначение (нежилое помещение), наименование (нежилое), которые однозначно не предусматривают размещение торговых объектов.
Как указано выше, в соответствии с технической документацией на нежилое здание, в состав которого входит данное помещение, в его составе имеются помещения с наименованием: «подвальное», «тамбур», «коридор», «выставочный зал», «лестница», «подсобное», «лестничная клетка», «венткамера», «складское» «основное», «кабинет», «санузел», «тепловой узел», «эл.щитовая», «холодильник», «детская комната», «зал обслуживания клиентов», «производственное».
Аналогичные наименования помещений указаны и в представленном административным истцом техническом паспорте спорного нежилого помещения, выполненном АО Брянское отделение «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 30 декабря 2016 года.
Иных сведений о назначении указанного нежилого помещения сторонами не представлено и в материалах административного дела не имеется.
Вместе с тем, наличие в составе спорного объекта помещений с наименованием «выставочный зал» и «складское» не является безусловным основанием для его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку понятие «выставочный зал» не тождественно термину «торговый зал», а под складом, согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
Таким образом, учитывая, что исходя из правоустанавливающих документов и технической документации, имевшихся на момент определения оспариваемого Перечня на 2017 год, невозможно сделать однозначный вывод о предназначении указанного нежилого помещения для использования в качестве торгового, для решения вопроса об его включении в указанный Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, подлежало установлению его фактическое использование.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 7.7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, и действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410, в акте обследования указывается вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.
Представленный административным ответчиком акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования от 21 декабря 2016 года нежилого помещения с кадастровым №, адрес (местоположение объекта) <адрес>, не является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование данного объекта, поскольку не соответствует приведенным выше положениям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, т.к. не содержит сведений о результатах обследования и заключения о виде фактического использования данного объекта. Соответствующие разделы об использовании не менее 20% общей площади объекта под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также о виде фактического использования обследованного объекта, в указанном акте не заполнены.
Из объяснений свидетеля ФИО1, являвшейся членом комиссии, проводившей обследование указанного в акте от 21 декабря 2016 года нежилого помещения с кадастровым №, следует, что комиссией проводилось обследование всего здания, которое расположено по адресу:<адрес>. При обследовании здания комиссией было установлено, что оно используется в целях торговой деятельности. К таким выводам комиссия пришла исходя из «визуального осмотра» помещений, расположенных в здании, замеры площадей, на которых велась торговая деятельность, не производились, имелись ли в здании иные помещения, с другими кадастровыми номерами, ей неизвестно. Кадастровый номер и площадь обследуемого объекта указаны в акте в соответствии с направленными в районную администрацию перечнями объектов, подлежащих обследованию. Что касается оформления акта, то в нем отсутствует заключение о фактическом использовании объекта, т.к. это был один из первых актов, который составлялся комиссией, и не было четких указаний о его заполнении.
Иных доказательств, объективно подтверждающих фактическое использование спорного помещения в качестве торгового в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в материалах дела не имеется.
Представленные представителем административного ответчика списки арендаторов-плательщиков ЕНВД, осуществляющих деятельность в 2016-2017 годах по адресу:<адрес>, и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении указанных в данном списке лиц не свидетельствуют о фактическом использовании спорного помещения в качестве торгового, поскольку, представленные сведения не содержат информации об арендуемых помещениях, занимаемых площадях, и их расположении в здании по указанному адресу. При этом, как установлено судом, по адресу: <адрес>, располагается не только здание с кадастровым №, в котором находится спорное нежилое помещение, но и иные объекты, в том числе складские, кроме того, в самом здании помимо спорного нежилого помещения имеются помещения с иными кадастровыми №
Административным истцом Зубовым С.А. в ходе рассмотрения административного дела не оспаривалось, что в 2017 году часть спорного помещения сдавалась в аренду индивидуальным предпринимателям для ведения торговой деятельности, однако в соответствии с заключенными договорами аренды, торговые площади занимали менее 20 % общей площади данного помещения.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными договорами аренды, заключенными между арендодателями ИП ФИО2, ИП ФИО3 и арендаторами ИП ФИО4, ИП ФИО5, ИП ФИО6, ИП ФИО7, ООО «ДиЭмАйБрянск», ООО «Центр Сервис», ИП ФИО8, ИП ФИО9, ООО «Громада», ИП ФИО10, ИП ФИО11, ООО «М-Трейд», ООО «Прометей», ИП ФИО12, ИП ФИО13, ИП ФИО14, ИП ФИО15, ООО «Мир Снов», ИП ФИО16, ИП ФИО17, и действующими в рассматриваемый налоговый период ( том 2 л.д. 21-196).
Из представленных договоров аренды и расчета площадей следует, что площадь, используемая в целях осуществления торговой деятельности, составляла 880 кв.м или 14,6% от общей площади спорного нежилого помещения с кадастровым №.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.
Вместе с тем, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в оспариваемый Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Зубова С.А.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемого Перечня не действующими соответственно с 01 января 2017 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░ 1036 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2016 ░░░░ № 1410 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 1576), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (www.pravo.gov.ru), ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░