Судья – Замарина Е.В. Стр.219 г, г/п 0 руб.
Докладчик – Романова Н.В. №33-7348/2024 17 сентября 2024 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Романовой Н.В.,
судей Рассошенко Н.П., Горишевской Е.А.,
при секретаре Бородиной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело № по иску прокурора города Новодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», муниципальному бюджетному учреждению «Флора-Дизайн» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения по апелляционной жалобе администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 22 мая 2024 г.
Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор города Новодвинска Архангельской области обратился в суд с иском к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», муниципальному бюджетному учреждению «Флора-Дизайн» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В обоснование иска указал на то, что при рассмотрении обращения индивидуального предпринимателя Кутасевича И.И. установлены факты ненадлежащего содержания автомобильной дороги местного значения «Негино-Коммуна» на территории городского округа Архангельской области «Город Новодвинск». Так, на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных в районе остановочных пунктов «СНТ Дружба» (в районе отметки 2 км + 223), «СНТ Маяк» (в районе отметки 2 км + 772) и «СНТ Зори Севера» (в районе отметки 3 км + 468) автомобильной дороги «Негино-Коммуна» вопреки пунктам 4.5.2.4, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует искусственное освещение, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. 20 октября 2023 г. прокуратурой города Новодвинска Архангельской области внесено представление главе городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» об устранении выявленных нарушений, требования которого не исполнены. Учитывая, что автомобильная дорога «Негино-Коммуна», находящаяся в собственности городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», находится в оперативном управлении МБУ «Флора-Дизайн», а финансовое обеспечение деятельности МБУ «Флора-Дизайн» осуществляется за счет бюджета городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», просили возложить на администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» обязанность в срок до 1 сентября 2024 г. по осуществлению финансирования МБУ «Флора-Дизайн», а на МБУ «Флора-Дизайн» - обязанность в срок до 1 декабря 2024 г. устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения на территории городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» ««Негино-Коммуна» путем оборудования нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных в районе остановочных пунктов «СНТ Дружба» (в районе отметки 2 км + 223), «СНТ Маяк» (в районе отметки 2 км + 772) и «СНТ Зори Севера» (в районе отметки 3 км + 468), искусственным освещением.
В судебном заседании прокурор Суворова Е.Н. на заявленных исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» Наумова Т.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что администрация не является субъектом электроэнергетики, а в случае удовлетворения исковых требований – на отсутствие перспектив исполнения соответствующего судебного акта за счет средств бюджета городского округа по причине принятия решения о бюджете с дефицитом.
Представитель ответчика МБУ «Флора-Дизайн» Верченко Г.В. также возражал против удовлетворения исковых требований по тем же основаниям.
Третьи лица: ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», МО МВД России «Новодвинский», ООО «НЭСК», ПАО «Россети Северо-Запад», ИП Кутасевич И.И., СНТ «Дружба», СНТ «Маяк», СНТ «Радуга», СНТ «Надежда», СНТ «Восход», СНТ «Зори Севера», извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» представили отзыв, из которого следует, что автодорога «Негино-Коммуна» не относится к дорогам регионального значения.
ООО «НЭСК» представили отзыв, из которого следует, что на спорных участках отсутствуют электрические сети.
ПАО «Россети Северо-Запад» в отзыве указали на то, что не являются организацией, в сферу деятельности которой входит организация и обслуживание объектов уличного и дорожного освещения.
Решением суда исковые требования прокурора города Новодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», МБУ «Флора-Дизайн» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворены.
На администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» возложена обязанность в срок до 1 марта 2025 г. осуществить финансирование МБУ «Флора-Дизайн» c целью устранения нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения «Негино-Коммуна» путем финансирования оборудования нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных в районе остановочных пунктов «СНТ Дружба» (в районе отметки 2 км + 223), «СНТ Маяк» (в районе отметки 2 км + 772) и «СНТ Зори Севера» (в районе отметки 3 км + 468), искусственным освещением.
На МБУ «Флора-Дизайн» возложена обязанность в срок до 1 сентября 2025 г. устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения «Негино-Коммуна» путем оборудования нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных в районе остановочных пунктов «СНТ Дружба» (в районе отметки 2 км + 223), «СНТ Маяк» (в районе отметки 2 км + 772) и «СНТ Зори Севера» (в районе отметки 3 км + 468), искусственным освещением.
С указанным решением суда не согласилась администрация городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что основной целью местного самоуправления является удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования. В соответствии с частями 1-3 ст. 27 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Новодвинск», утвержденных решением Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» от 21 августа 2008 г. № 143 освещение территории муниципального образования осуществляется энергоснабжающими организациями по договорам с гражданами и организациями, владеющими освещаемыми объектами на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Обязанность по освещению объектов, освещение которых является обязательным, возлагается на владельцев соответствующих объектов. Строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного уличного освещения осуществляются специализированной организацией. МБУ «Флора-Дизайн» к субъектам электроэнергетики не относится, а потому не является надлежащим ответчиком. Наличие либо отсутствие технической возможности технологического присоединения для устройства искусственного освещения остановочных пунктов, находящихся за пределами населенного пункта, судом не выяснялось. Между тем пунктом 2.6 Технического задания на разработку проектной документации по объекту «Приведение в нормативное состояние остановок общественного транспорта на автомобильной дороге «Негино-Коммуна» и подъезде к СНТ «Надежда» городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» (Приложение № к договору от ДД.ММ.ГГГГ №), разработчиком которого является ООО «Проектно-сметное бюро Агропромдорстрой», установлены параметры благоустройства - с учетом ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования; ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», согласно которым освещение устанавливается при условии технической возможности подключения к распределительным сетям. Автомобильная дорога местного значения «Негино-Коммуна» находится в границах городского округа, но за пределами населенного пункта и продолжением городской улицы не является. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Автомобильная дорога общего пользования Негино-Коммуна относится к дорогам местного значения, что следует из Перечня автомобильных дорог общего пользования местного, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Новодвинск» от 18 января 2017 г. №-па. Автомобильные дороги находятся в собственности муниципального образования «Город Новодвинск», переданы на праве оперативного управления МБУ «Флора-Дизайн». Таким образом, полномочия исполнительного органа местного самоуправления в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» и осуществление на них дорожной деятельности, входят в компетенцию МБУ «Флора-Дизайн», которому автомобильные дороги переданы на праве оперативного управления. Ссылается на ст. ст. 2, 3, 6, 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ст. 3 ч. 1 - 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ ст. 12 Закона Архангельской области от 12 ноября 2002 г. № 125-17-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Архангельской области» ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 г. № 233), Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, в которой не соглашается с доводами апеллянта, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав прокурора Фадееву А.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 3 данного закона содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ч.1 ст. 13 этого закона относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов и в силу ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу указания частей 1-2 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «O правилах дорожного движения», предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии c требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
ГОСТ P 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный приказом Ростехрегyлирования от 23 октября 2007 г. № 270-ст (далее по тексту - ГОСТ P 52766-2007), устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, a также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
На обстоятельства невозможности применения указанного пункта к спорным правоотношениям сторонами, а также третьими лицами, ответчики не указывали.
Так как ГОСТ P 52766-2007 направлен на обеспечение безопасности дорожного движения, он является обязательным для применения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что автомобильная дорога местного значения «Негино-Коммуна», находящаяся в пределах городского округа (город Новодвинск), включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», утвержденный постановлением администрации МО «Город Новодвинск» от 18 января 2017 г. №-па.
Сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, подтверждается, что автодорога «Негино-Коммуна» относится к дорогам местного значения, а именно находится в собственности администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» и в оперативном управлении у МБУ «Флора-Дизайн».
В соответствии с техническим паспортом на автодорогу «Негино-Коммуна» элементы освещения на указанном объекте отсутствуют.
Уставом МБУ «Флора-Дизайн» определено, что учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Новодвинск».
Основными целями и видами деятельности МБУ «Флора-Дизайн» является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1 Устава).
Распоряжением начальника управления инфраструктурного развития и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» утверждено муниципальное задание МБУ «Флора-Дизайн» на 2023 г. и плановые 2024-2025 г.г.
В соответствии с актом осмотра от 20 октября 2023 г., составленном старшим помощником прокурора города Новодвинска Суворовой Е.Н., выявлено нарушение положений пунктов 4.5.2.4, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52289-2019 на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных в районе остановочных пунктов «СНТ Дружба» (в районе отметки 2 км + 223), «СНТ Маяк» (в районе отметки 2 км + 772) и «СНТ Зори Севера» (в районе отметки 3 км + 468), а именно факт их необорудования искусственным освещением.
Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными фотоматериалами, исследованными в судебном заседании.
В целях устранения отмеченных нарушений закона прокуратурой города Новодвинска Архангельской области главе городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» 20 октября 2023 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги «Негино-Коммуна», требования которого до настоящего времени не исполнены.
Поскольку к моменту рассмотрения настоящего спора недостатки в содержании автодороги не устранены, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного прокурором требования в части возложения на МБУ «Флора-Дизайн» обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Доводы подателя жалобы о том, что МБУ «Флора-Дизайн» не является надлежащим ответчиком, поскольку не является субъектом электроэнергетики, отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании, установленным техническим регламентом и другими нормативными документами, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. При этом оборудование пешеходных переходов, расположенных в районе остановочных пунктов, искусственным освещением предусмотрено ГОСТ Р 52766-2007.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» обязанности по финансированию МБУ «Флора-Дизайн» на указанные цели по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Конституция Российской Федерации, закрепляя гарантии экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления, устанавливает, что его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ч. 1 ст. 132).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 2003 г. № 16-П указал, что конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (ст.ст. 10ст.ст. 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает, в том числе право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств (ст. 31).
Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (ст. 31 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, возложение на администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» обязанности по финансированию МБУ «Флора-Дизайн» в целях проведения работ является вмешательством в полномочия органа местного самоуправления по расходованию средств местного бюджета, которые администрация осуществляет самостоятельно.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» обязанности осуществить финансирование МБУ «Флора-Дизайн» с целью устранения нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на спорном участке автомобильной дороги местного значения подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 22 мая 2024 г. в части возложения на администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» обязанности осуществить финансирование муниципального бюджетного учреждения «Флора-Дизайн» c целью устранения нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения «Негино-Коммуна» путем финансирования оборудования нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных в районе остановочных пунктов «СНТ Дружба» (в районе отметки 2 км + 223), «СНТ Маяк» (в районе отметки 2 км + 772) и «СНТ Зори Севера» (в районе отметки 3 км + 468), искусственным освещением отменить, принять по делу в данной части новое решение.
В удовлетворении искового заявления прокурора города Новодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» о возложении обязанности осуществить финансирование муниципального бюджетного учреждения «Флора-Дизайн» с целью устранения нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге местного значения «Негино-Коммуна» путем финансирования оборудования нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных в районе остановочных пунктов «СНТ Дружба» (в районе отметки 2 км + 223), «СНТ Маяк» (в районе отметки 2 км + 772) и «СНТ Зори Севера» (в районе отметки 3 км + 468), искусственным освещением отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 сентября 2024 г.
Председательствующий Н.В. Романова
Судьи Н.П. Рассошенко
Е.А. Горишевская