Решение по делу № 2а-3886/2020 от 17.06.2020

копия

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2020 года

66RS0004-01-2020-004497-39

Дело № 2а-3886/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2020 года город Екатеринбург Ленинский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Макаровой Т.В., при секретаре Романычевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Цыбиной Н. Г., действующей в интересах несовершеннолетнего Ц. к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Цыбина Н.Г., действуя в интересах несовершеннолетнего Ц., обратилась в суд с иском к Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга с требованиями о признании незаконным бездействия ответчика в решении вопроса устройства Ц. в группу полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории города Екатеринбурга в 2019 – 2020 годах, о возложении обязанности реализовать право ее несовершеннолетнего сына на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления места в группе полного дня в МАДОУ Детский сад (г. Екатеринбург, <адрес>).

В обоснование требований истец указала, что ее сын Ц., стоит в электронной очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении. До настоящего времени место ребенку в указанном ею в заявлении дошкольном образовательном учреждении не предоставлено, предложенная вариативная форма дошкольного образования – сообщение о наличии в группах кратковременного пребывания не свидетельствует об исполнении обязанности по обеспечению места в дошкольном образовательном учреждении. Полагает, что само по себе отсутствие мест, в дошкольных образовательных учреждениях, а также соблюдение очередности не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения Конституционного права малолетнего на общедоступное бесплатное дошкольное образование, которое в настоящее время нарушено.

В судебном заседании административный истец требования административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям, на удовлетворении настаивала.

Представитель административного ответчика Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Стахеева Н.А.. действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица МАДОУ Детский сад в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств не представил.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43 Конституции РФ).

В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 2 части 1 статьи 3 которого устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

В соответствии со статьей 5 названного Закона право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Согласно статье 9, части 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях МО «г. Екатеринбург» согласно подпункту 1 пункта 10 Положения «О Департаменте образования Администрации г. Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24 июня 2014 года № 20/18, относится к полномочиям названного органа исполнительной власти г. Екатеринбурга в области образования.

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 августа 2013 года № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале.

Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19).

При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет.

Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20).

В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21).

При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» регламентирован соответствующим положением, утвержденным Распоряжением Управления образования Администрации г. Екатеринбурга от 22 ноября 2016 года № 2561/46/36.

Из обстоятельств дела следует, что Цыбина Н.Г. является матерью несовершеннолетнего Ц., не обладающего правом на внеочередное или первоочередное предоставление места в МДОУ. Ребенок зарегистрирован в АИС «Образование» (модуль «Электронная очередь») 15 августа 2018 года.

По адресу проживания закреплен МАДОУ Детский сад , желаемые законным представителем МДОО , 36.

В период комплектования (основного и дополнительного) на 2020/2021 учебный год при формировании списков учетная запись несовершеннолетнего рассматривалась для представления места в возрастной группе для детей от двух до трех лет в группе полного дня. Установлено, что в МДОО свободные места для детей до 3 лет отсутствуют, в МДОО , отсутствуют группы для детей до 3 лет.

Участие Ц. в комплектовании осуществлено на условиях, указанных в заявлении Цыбиной Н.Г., в соответствии с порядком учета, поскольку волеизъявление законного представителя на получение ребенком дошкольного образования в иных формах, либо иных детских садах при отсутствии свободных мест в желаемых у административного ответчика отсутствовало.

Судом также установлено и следует из ответа на обращение административного истца, что Ц. имеет право на получение образование в режиме группы кратковременного пребывания на период ожидания места в группе полном дня с <//>. Однако указанное предоставление осуществляется на основании заявления законного представителя, поскольку в карточке ребенка отметка о предоставлении группы кратковременного пребывания на период ожидания отсутствует. Из пояснений административного истца следует, что подобная вариативная форма получения дошкольного образования не реализована истцом, а следовательно такая возможность не утрачена.

Разрешая заявленные требования, суд, установив отсутствие свободных мест (либо групп раннего возраста) в выбранных истцом (указанных в заявлении в качестве «желаемых») дошкольных образовательных учреждениях, приходит к выводу, что в соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указанные обстоятельства являются основанием для отказа в приеме в образовательную организацию.

Учитывая наличие возможности принятия мер по реализации права на образование ребенка истца иными возможными способами, в том числе путем предоставления места в группе кратковременного пребывания, а также отказ истца от размещения ребенка в других организациях заявленного или смежных районов в одной из вариативных форм, изложенных в том числе в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Цыбиной Н.Г. по заявленным основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Цыбиной Н. Г., действующей в интересах несовершеннолетнего Ц. к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда, в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья (подпись) Т.В. Макарова

Копия верна. Судья

По состоянию на <//> решение в законную силу не вступило.

Судья

2а-3886/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Цыбина Наталья Геннадьевна
Информация скрыта
Ответчики
Департамент образования Администрации г. Екатернбурга
Другие
МАДОУ-детский сад № 43
Администрация г. Екатеринбурга
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Макарова Татьяна Валентиновна
Дело на странице суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация административного искового заявления
18.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее