Дело № 2-475/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2022 года с. Карагай Пермский край
Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Корепановой С.А., при секретаре судебного заседания ФИО2
с участием представителя истца Управления Роспотребнодзора по Пермскому краю ФИО3, по доверенности; представителей ответчиков МДОУ «Менделеевский детский сад» ФИО4, администрации Карагайского муниципального округа Пермского края ФИО5, по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнодзора по Пермскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Менделеевский детский сад», Администрации Карагайского муниципального округа о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Менделеевский детский сад» выразившихся в оказании образовательной услуги с нарушением санитарных правил,
установил:
Управление Роспотребнадзора в Пермском крае (далее – истец) обратилось в суд с иском к ответчикам о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Менделеевский детский сад», возложении обязанности на администрацию Карагайского муниципального округа Пермского края обеспечить работу МБДОУ «Менделеевский детский сад» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок в течение полугода с момента вступления решения в законную силу, возложении обязанности на МБДОУ «Менделеевский детский сад» устранить нарушения п.п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, 2.5.,2.9.,2.16.,3.2,5.1СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в течение полугода с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
1. на пищеблоке, расположенном по адресу: <адрес>: -оборудовать мясорыбный цех производственным столом для разделки куры и мясорубкой для куры сырой; -установить в овощном цехе бактерицидную установку для обеззараживания воздуха; -обеспечить наличие термометра на линии раздачи для определения температуры горячих блюд; - в цехе первичной обработки обеспечить ларь для хранения овощей крышкой с использованием материалов, выдерживающих влажную уборку и дезинфекцию.
2. на пищеблоке, расположенном по адресу <адрес>: -оборудовать мясорыбный цех производственным столом для разделки куры и мясорубкой для куры сырой; -обеспечить последовательность (поточность) технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции; -обеспечить наличие термометра на линии раздачи для определения температуры горячих блюд, обеспечить ровную поверхность стола в цехе первичной обработки овощей; -обеспечить покрытие стола для работы с тестом(столешницу) из дерева твердых лиственных пород.
3. на пищеблоке, расположенном по адресу <адрес>: - обеспечить последовательность (поточность) технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции; - обеспечить наличие термометра на линии раздачи для определения температуры горячих блюд.
Обязать МДОУ «Менделеевский детский сад» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
В обоснование исковых требований указано, что в отношении МБДОУ «Менделеевский детский сад» прокуратурой Карагайского района с участием специалиста-врача по общей гигиене западного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае была проведена проверка. По результатам которой выявлены нарушения на пищеблоках образовательного учреждения: 1) на пищеблоке, расположенном по адресу <адрес>: -в мясорыбном цехе нет производственного стола для разделки куры, нет мясорубки для курицы сырой, что не соответствует п. 3.2.СанПиН 2.3/2.4.3590-20, -в овощном цехе для обеззараживания воздуха не установлена бактерицидная установка, что не соответствует п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, -нет термометра для определения температуры горячих блюд на линии раздачи потребителю, что не соответствует п. 5.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, -крышка ларя в цехе первичной обработки овощей в трещинах, краска стерлась, что не обеспечивает возможность его мытья и обеззараживания, что не соответствует п. 2.4.6.2.СП 2.4.3648-20, п. 2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20; 2) при проверке пищеблока структурного подразделения МБДОУ «Менделеевский детский сад», расположенного по адресу <адрес> выявлены нарушения санитарных норм: -в мясорыбном цехе нет производственного стола для разделки куры, нет мясорубки для курицы сырой, что не соответствует п. 3.2.СанПиН 2.3/2.4.3590-20, -на пищеблоке не обеспечена последовательность (поточность) технологических процессов, не исключены встречные потоки сырых полуфабрикатов и готовой продукции, (мясорубка для сырого мяса установлена в горячем цехе), что не соответствует п. 2.5.СанПин 2.3/2.4.3590-20, - в овощном мясо рыбном цехах для обеззараживания воздуха не установлены бактерицидные установки, что не соответствует п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, -нет термометра для определения температуры горячих блюд на линии раздачи потребителю, что не соответствует п. 5.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, -поверхность стола в цехе первичной обработки овощей не ровная, во вмятинах, что не обеспечивает возможность его мытья и обеззараживания, что не соответствует п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, п.2.9 СанПиН 2.3/.2.4.3590-20, -покрытие стола для работы с тестом (столешница) не выполнено из твердых лиственных пород, что не соответствует п.2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, 3) при проверке пищеблока структурного подразделения МБДОУ «Менделеевский детский сад», расположенного по адресу <адрес>, выявлены следующие нарушения санитарных норм: -внутренняя отделка склада для пищевых продуктов имеет повреждения, выполнена из материалов, не позволяющих производить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, (керамическая плитка на полу имеет выбоины, сколы, на потолке следы протеканий), что не соответствует п.2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, 4) при проверке пищеблока структурного подразделения МБДОУ «Менделеевский детский сад», расположенного по адресу <адрес>, выявлены нарушения санитарных норм: - на пищеблоке не обеспечена последовательность (поточность) технологических процессов, исключающая встречные потоки сырых полуфабрикатов и готовой продукции (стол для сырых овощей установлен рядом со столом для выдачи готовой продукции), что не соответствует п. 2.5. СанПиН 2.3./2.4.35090-20, - нет термометра для определения температуры горячих блюд на линии раздачи потребителю, что не соответствует п. 5.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Санитарные правила регламентируют нормы, при которых образовательная деятельность является безопасной и безвредной для лиц, получающих образовательную услугу в образовательном учреждении, несоблюдение санитарных правил МБДОУ «Менделеевский детский сад» влечет за собой негативные последствия для детей, а с учетом того, что дети, получающие образовательную услугу, и их родители, должны быть уверены в том, что оказываемая им образовательная услуга соответствует требованиям законодательства и безопасна для здоровья.
Допущенные нарушения санитарного законодательства влияют на образовательный процесс и санитарно-эпидемиологическое благополучие детей, являются образовательной услугой ненадлежащего качества.
Учредителем МБДОУ «Менделеевский детский сад» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является администрация Карагайского муниципального округа Пермского края.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
Ответчик МБДОУ «Менделеевский детский сад» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании исковые требования признали, пояснили, что к настоящему дню ими выполнена часть требований.
Ответчик Администрация Карагайского муниципального округа Пермского края, в судебном заседании исковые требования признали, однако возражали против удовлетворения требований в полном объеме, поскольку учреждение уже выполнило ряд требований.
Заслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 1 ст. 39 Федерального закона).
В соответствии ч. 1 ст. 46 ГПК Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно Положению об Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 N 713, Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии с п. 11 указанного Положения, руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Пермскому краю.
В силу ст. 51 Закона N 52-ФЗ к полномочиям главных государственных санитарных врачей и их заместителей относится предъявление исков в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно ст. ст. 9, 28, 34, 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающей территории.
К компетенции образовательной организации относится осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством об образовании, в том числе путем создания безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Обучающиеся в образовательном учреждении имеют право на охрану жизни и здоровья.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Судом установлено, что МБДОУ «Менделеевский детский сад» является бюджетным учреждением, учредитель – Карагайский муниципальный округ в лице Администрации Карагайского муниципального округа Пермского края.
Как установлено в судебном заседании, на основании решения о проведении проверки №, и.о. прокурора Карагайского района Пермского края, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было проведено санитарно-эпидемиологическое обследование МБДОУ «Менделеевский детский сад», в ходе которого установлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм, а именно:
1.по фактическому адресу <адрес>, по оцененным гигиеническим показателям не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам: СП2.1.3678-20 «Санитарно-Эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнению работ или оказания услуг» п.4.4.10; СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» п.п. 2.16;2.2;5.1;7.1.3;8.1.2;8.1.4. (что подтверждается справкой от 28.04.2022 – л.д. 15-17).
2. По фактическому адресу <адрес> по оцененным гигиеническим показателям не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам: СП 2.1.3678-20 «Санитарно-Эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнению работ или оказания услуг» п.2.7; 4.4.10; СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» п.п. 2.5;2.9;3.13;5.1;7.1.3;8.1.2;8.1.4; СП 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» п.п. 1.5; 2.4.6.2; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания п. 192,гл.VI.( что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ –л.д. 18-20).
3. по фактическому адресу <адрес> по оцененным гигиеническим показателям не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам: СП 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» п.п. 1.5; 2.4.6.2; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания п. 192,гл.VI.; СП 2.1.3678-20 «Санитарно-Эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнению работ или оказания услуг» п. 2.7,4.7; СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» п.п. 2.2;2.9;5.1;;8.1.2;8.1.4. (что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ –л.д. 21-23).
4. по фактическому адресу <адрес> по оцененным гигиеническим показателям не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам: СП 2.1.3678-20 «Санитарно-Эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнению работ или оказания услуг» п. 4.7; СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» п.п. 2.2;2.5;5.1;;8.1.2;8.1.4.( что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ –л.д. 24-26).
Согласно отзыва МБДОУ «Менделеевский детский сад» на исковое заявление Роспотребнадзора следует, что частично указанные нарушения устранены, а именно: на пищеблоке, расположенном по адресу <адрес>:- в мясо-рыбном цехе имеется производственный стол для разделки куры и мясорубка для сырой куры - обновлена маркировка;- в овощном цехе установлена бактерицидная установка для обеззараживания воздуха (договор поставки № от ДД.ММ.ГГГГ, счет фактура № от ДД.ММ.ГГГГ);на линии раздачи обеспечено наличие термометра для определения горячих блюд (договор поставки № от ДД.ММ.ГГГГ, расходная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ);- в цехе первичной обработки ларь для хранения овощей – произведены ремонтные работы в период закрытия детского сада (крышка ларя приведена в нормативное состояние).
На пищеблоке, расположенном по адресу <адрес> : -мясо рыбный цех оборудован столом для разделки куры и мясорубкой для куры сырой (накладная № на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ, акт передачи материальных запасов от ДД.ММ.ГГГГ); обеспечение последовательности (поточности) технических процессов- выполнено частично- закупка мясорубки запланирована на ДД.ММ.ГГГГ (расчет потребности по расходам на ДД.ММ.ГГГГ в части местного бюджета МБДОУ «Менделеевский детский сад», расшифровка к плану ФХД на ДД.ММ.ГГГГ); на линии раздачи обеспечено наличие термометра для определения температуры горячих блюд (договор поставки № от ДД.ММ.ГГГГ, расходная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ); в цехе первичной обработки овощей столы переставлены, поверхность стола ровная, что обеспечивает возможность его мытья и обеззараживания; -обеспечить покрытие стола (столешницу) для работы с тестом из дерева твердых лиственных пород- выполнено частично – заключен договор на закупку производственного стола (договор поставки № от ДД.ММ.ГГГГ).
На пищеблоке, расположенном по адресу <адрес>: -столы на пищеблоке расставлены в соответствии с соблюдением последовательности (поточности), обеспечено наличие термометра на линии раздачи для определения температуры горячих блюд ( договор поставки № от ДД.ММ.ГГГГ, расходная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из договора поставки № установлено, что приобретены термометры цифровые (термощуп) в количестве 4 штук, что подтверждается накладной от ДД.ММ.ГГГГ.
Также в качестве частичного исполнения представлены фототаблицы, договоры поставки № от ДД.ММ.ГГГГ, накладная на внутренне перемещение объектов нефинансовых активов на производственный стол от ДД.ММ.ГГГГ, акт передачи материальных запасов от ДД.ММ.ГГГГ, потребность по расходам на ДД.ММ.ГГГГ в части местного бюджета «Менделеевский детский сад», договор поставки №.
Допущенные нарушения санитарного законодательства и Закона РФ «О защите прав потребителей» МДОУ «Менделеевский детский сад» влияют на образовательный процесс и санитарно-эпидемиологическое благополучие детей, являются образовательной услугой ненадлежащего качества.
Несоблюдение санитарных правил МДОУ «Менделеевский детский сад» влечет за собой негативные последствия для детей, с учетом того, что дети, получающие образовательную услугу и их родители, должны быть уверены в том, что оказываемая им образовательная услуга соответствуют требованиям законодательства и безопасна для здоровья.
На основании изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца, исключив требование об обеспечении наличия термометров (термощупа), поскольку в судебном заседании нашло подтверждение исполнение данного требования.
Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Роспотребнодзора по Пермскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в части.
Признать действия МДОУ «Менделеевский детский сад» выразившиеся в нарушении санитарного законодательства, противоправными по отношению к учащимся.
Возложить обязанность на администрацию Карагайского муниципального округа Пермского края обеспечить работу МБДОУ «Менделеевский детский сад» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок в течение полугода с момента вступления решения в законную силу.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Менделеевский детский сад» в течение полугода с момента вступления решения суда в законную силу: устранить нарушения п.п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, 2.5.,2.9.,2.16.,3.2,5.1СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в течение полугода с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
1) на пищеблоке, расположенном по адресу: <адрес>:
-оборудовать мясорыбный цех производственным столом для разделки куры и мясорубкой для куры сырой;
-установить в овощном цехе бактерицидную установку для обеззараживания воздуха;
- в цехе первичной обработки обеспечить ларь для хранения овощей крышкой с использованием материалов, выдерживающих влажную уборку и дезинфекцию.
2) на пищеблоке, расположенном по адресу <адрес>:
-оборудовать мясорыбный цех производственным столом для разделки куры и мясорубкой для куры сырой;
-обеспечить последовательность (поточность) технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции;
- обеспечить ровную поверхность стола в цехе первичной обработки овощей;
- обеспечить покрытие стола для работы с тестом (столешницу) из дерева твердых лиственных пород.
3) на пищеблоке, расположенном по адресу <адрес>:
- обеспечить последовательность (поточность) технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции;
- обеспечить наличие термометра на линии раздачи для определения температуры горячих блюд.
Обязать МДОУ «Менделеевский детский сад» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2022 года.
Судья С.А. Корепанова