Дело ***а-485/2019
УИД 68OS0***-09
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** ***
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.,
при секретаре Сурмалян И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью магазин «Огонек» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по *** и Комитету по управлению имуществом *** об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью магазин «Огонек» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость объектов недвижимости - нежилых помещений с кадастровыми номерами *** и *** в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на *** оценщиком ИП Подлужной Г.Н. в отчете *** от ***, 12 596 605 руб. 30 коп. и 6 248 225 руб. 03 коп. соответственно.
Заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, что нарушает права административного истца как собственника и налогоплательщика налога на имущество организаций.
В судебное заседание представитель административного истца и другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что административному истцу с 2010 года на праве собственности принадлежат: нежилое помещение *** с кадастровым номером ***, площадью ***.м. и нежилое помещение *** с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., расположенные по адресу: ***.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В качестве основания заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов недвижимого имущества затрагивает его права и интересы как налогоплательщика налога на имущество организаций, что не соответствует нормам налогового законодательства.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 этой же статьи Кодекса установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих
видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Из содержания пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 названной статьи, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, после принятия которого переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 этой же статьи Кодекса предусмотрено определение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества на территории Тамбовской области установлены Законом Тамбовской области от 28 ноября 2003 года № 170-З «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области», в соответствии со статьей 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (за исключением жилых домов и жилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями), по истечении двух лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.
Из системного анализа вышеизложенных норм права следует, что юридическое лицо, имеющее в собственности объект капитального строительства на территории Тамбовской области, имеет право на оспаривание кадастровой стоимости такого объекта недвижимости только в том случае, когда названный объект соответствует требованиям, предусмотренным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Тамбовской области от 28 ноября 2003 года № 170-З «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области», и включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в противном случае размер кадастровой стоимости объекта капитального строительства не влияет на размер налога на имущество, уплачиваемого его собственником – юридическим лицом.
Принадлежащие административному истцу объекты недвижимости не включены в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год и на 2019 год, утвержденные соответствующими приказами Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29 декабря 2017 года № 799 и от 27 декабря 2018 года № 956, что подтверждено и самим административным истцом в административном исковом заявлении.
Таким образом, налоговая база по налогу на имущество юридических лиц в отношении названных объектов недвижимости определяется как их среднегодовая стоимость, а значит, оспариваемые размеры их кадастровой стоимости не влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество юридических лиц.
Сведений и доказательств наличия других обстоятельств, в связи с которыми размеры кадастровой стоимости названных объектов недвижимости затрагивают права административного истца, суду не представлено.
То обстоятельство, что административный истец вопреки приведенным нормам налогового законодательства самостоятельно определяет налоговую базу исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, также не свидетельствует о наличии оснований для пересмотра судом кадастровой стоимости этих объектов недвижимости в порядке главы 25 КАС РФ и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Из содержания статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки и впоследствии утвердившие кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями соответствующего налога и арендной платы.
С учетом указанным положений и разъяснений, приведенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем кадастровая стоимость не подлежит применению, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ, которые в свою очередь предусматривают прекращение производства по административному делу, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку у административного истца в настоящее время отсутствует правовой интерес в данном деле, оснований для судебной защиты его субъективного права не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по административному делу.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная административным истцом при подаче иска государственная пошлина подлежит возвращению.
Руководствуясь статьями 194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
производство по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью магазин «Огонек» об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** и *** прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью магазин «Огонек» государственную пошлину в сумме 4500 руб., уплаченную согласно платежному поручению от *** ***.
На определение может быть подана жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тамбовский областной суд в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное определение изготовлено ***.
Судья Ледовских И.В.