Дело № 2-1561/2022
УИД 51RS0002-01-2022-001879-64
Решение в окончательной форме принято 20 мая 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2022 года ***Первомайский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Кутушовой Ю.В., при секретаре Захаровой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Кочерина В.В., Кочерина Р.В. к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области о возложении обязанности проставить в охотничьем билете отметку «Охота в целях обеспечения в
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кутушовой Ю.В.,
при секретаре Захаровой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Кочерина В.В., Кочерина Р.В. к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области о возложении обязанности проставить в охотничьем билете отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления»,
У С Т А Н О В И Л:
*** Кочерин Р.В. обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области об оспаривании решения №***-СН от *** об отказе в проставлении отметки в охотничьем билете, восстановлении нарушенного права в виде возложении обязанности проставить в охотничьем билете отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».
В обоснование исковых требований указал, что *** он обратился в Министерство с просьбой проставить в охотничьем билете отметку о возможности осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционной деятельности, в чем ему было отказано с разъяснением необходимости доказать этническую принадлежность к коренным малочисленным народам Крайнего Севера, подтвердить, что охота является основой существования и ведения исконного образа жизни в местах традиционного проживания, делу присвоен номер №2а-1561/2022.
*** Кочерин В.В. обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области об оспаривании решения №***-СН от *** об отказе в проставлении отметки в охотничьем билете, восстановлении нарушенного права в виде возложении обязанности проставить в охотничьем билете отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».
В обоснование исковых требований указал, что *** он обратился в Министерство с просьбой проставить в охотничьем билете отметку о возможности осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционной деятельности, в чем ему было отказано с разъяснением необходимости доказать этническую принадлежность к коренным, малочисленным народам Крайнего Севера, подтвердить, что охота является основой существования и ведения исконного образа жизни в местах традиционного проживания. Материалам дела присвоен номер №2а-1558/2022.
Кочерин Р.В., Кочерин В.В. по аналогичным основаниям считают данное требование противоречащим статье 26 Конституции Российской Федерации, ссылаясь на пункт 7 статьи 12, пункт 2 статьи 19 Федерального закона от *** №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», просят признать незаконным решение №***-СН от *** и решение №***-СН от *** Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области об отказе в удовлетворении заявления Кочерина В.В. и Кочерина Р.В. о проставлении в охотничьем билете отметки «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления», обязать Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области проставить в их охотничьих билетах отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».
*** судом для совместного рассмотрения объединено в одно производство дело №2а-1561/2022 по административному иску Кочерина Р.В. к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области о возложении обязанности проставить в охотничьем билете отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» и дело №***а-1558/2022 по административному иску Кочерина В.В. к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области о возложении обязанности проставить в охотничьем билете отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления», материалам дела присвоен №***.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 16.1 КАС РФ суд перешел к рассмотрению дела №*** по правилам гражданского судопроизводства.
Истец Кочерин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно указал, что он является представителем коренного народа саами, в настоящее время проживает в ***. Истец полагает, что не обязан устанавливать факт своей принадлежности к коренному малочисленному народу в судебном порядке. При подаче заявления на проставление отметки в охотничьем билете им были приложены копия свидетельства о рождении и копия военного билета, в которых указана национальность - саами. Он с девства занимается рыбной ловлей и охотой, с 14 лет состоит на учете как охотник и имеет оружие. С 2011 года занимается оленеводством, является индивидуальным предпринимателем. Необходимость проставления отметки в охотничьем билете обусловлена не только целями ведения самой охоты, но и в целях защиты себя и поголовья скота от хищных зверей. В настоящее время повышает популяцию скота, возрождая оленеводство, забой практически не ведет.
Истец Кочерин Р.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители ответчика - Министерства экологии и природных ресурсов Мурманской области Лойк Н.И. и Чумандра Н.Н. в судебном заседании не оспаривали принадлежность истцов к народу саами, вместе с тем, просили принять во внимание, что при подаче заявления Кочериным В.В. и Кочериным Р.В. не были представлены документы, подтверждающие ведение традиционной хозяйственной деятельности, в то время как ответчик не наделен правом запрашивать дополнительные сведения и документы, что препятствовало удовлетворению заявления. В настоящее время изменены требования для решения вопроса о проставлении спорной отметки, требуется подтверждение включения заявителя в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, а также не определены лимиты использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд.
Административный ответчик – первый заместитель министра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Носарев С.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени разбирательства извещался надлежащим образом, представитель Министерства Лойк Н.И. подтвердил обстоятельства надлежащего уведомления должностного лица.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов регулируются Федеральным законом от 30.04.1999 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
В абзаце первом пункта 1 статьи 1 указанного Федерального закона определено, что коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Под традиционным образом жизни понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения этих народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований, а под исконной средой их обитания - исторически сложившийся ареал, в пределах которого эти народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни (пункты 2 и 3 статьи 1 данного Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами.
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов утверждает перечень мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы (пункт 1), и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности этих народов (пункт 2).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, к которым в том числе отнесены: городской округ Ковдорский район, Кольский муниципальный район, Ловозерский муниципальный район, Терский муниципальный район Мурманской области.
Согласно Перечню видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р, к видам традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации относится промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из видов охоты является охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (часть 1).
Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (часть 2).
Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты (часть 3).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Кочерин В.В., *** года рождения, уроженец поселка Ёнский Ковдорского района Мурманской области, относится к представителям коренного малочисленного народа Севера – саами, что подтверждается свидетельством о рождении истца Кочерина В.В., его военным билетом, паспортом гражданина СССР Кочерина В.В., являющегося отцом истца, и не оспаривается ответчиком.
Истец Кочерин Р.В., *** года рождения, уроженец поселка Ёнский Ковдорского района Мурманской области, относится к представителям коренного малочисленного народа Севера – саами, что подтверждается свидетельством о рождении истца Кочерина Р.В., паспортом гражданина СССР Кочерина В.В. являющегося отцом истца, и не оспаривается ответчиком.
Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области Кочерину В.В. выдан охотничий билет серии №***, Кочерину Р.В. выдан охотничий билет серии №***.
*** истцы Кочерин В.В., Кочерин Р.В. обратились к ответчику с заявлением, в котором просили проставить в охотничьем билете отметку о возможности осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
Письмом от *** №***-СН, а также письмом от *** №***-СН Министерство отказало истцам в проставлении требуемой отметки со ссылкой на необходимость в целях защиты прав коренных малочисленных народов от злоупотребления в сфере предоставления государственных льгот и гарантий предоставить доказательства того, что они относится к коренным малочисленным народам Севера и охота для них является основой существования и ведение исконного образа жизни в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Кочерина В.В. и Кочерина Р.В. в суд с настоящим исковым заявлением.
Проверяя обоснованность предъявленных исковых требований, суд учитывает следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.07.2021 № 32-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и части 1 статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с жалобой гражданина А.Ф. Данилова», дал оценку конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и части 1 статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Оспоренные положения были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не исключают осуществления лицом охоты на условиях, установленных для коренных малочисленных народов, на территории проживания этого народа и в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, если такое лицо не проживает постоянно в местах традиционного проживания этого народа, но сохраняет объективно подтвержденную связь с данными территориями, с традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью своих предков, в том числе осуществляет в указанных местах традиционную хозяйственную деятельность в дополнение к основной деятельности по месту постоянного проживания.
Также Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что Федеральным законом от 6 февраля 2020 года № 11-ФЗ Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» дополнен статьей 7.1, в силу которой уполномоченный орган осуществляет учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и формирует список таких лиц, а органы государственной власти, местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды используют сведения, содержащиеся в этом списке, для обеспечения реализации социальных и экономических прав лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Той же статьей для целей учета таких лиц признаются документами, содержащими сведения о национальности заявителя: свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», либо иные содержащие сведения о национальности заявителя официальные документы, в том числе выданные до 20 ноября 1997 года, архивные документы (материалы); документы, содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии, а именно свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», либо иные содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии официальные документы, в том числе выданные до 20 ноября 1997 года, архивные документы (материалы), а также документы, подтверждающие эти родственные отношения. Тем самым снижаются риски злоупотребления правом на охоту по правилам, установленным для коренных малочисленных народов, со стороны лиц, к ним не относящихся.
Из представленных к искам материалов следует, в свидетельстве о рождении Кочерина В.В. серии ***, равно как и в свидетельстве о рождении Кочерина Р.В. серии *** (поскольку истцы являются родными братьями) указано, что национальность их матери Кочериной Т.А.-саами, кроме того в военном билете Кочерина В.В. серии НЛ №*** в графе 2 «национальность» содержится запись «саами».
Согласно паспорту Кочерина В.В. серии №*** №***, являющегося отцом истцов Кочерина В.В., Кочерина Р.В. также стоит отметка о его национальности – саами.
Из пояснений, данных Кочериным В.В. в судебном заседании, следует, что в настоящее время он является учредителем и представителем общего собрания Некоммерческой организации территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами «Алмант» («Вселенная»), а его *** – Кочерин Р.В. – секретарем и соучредителем. Как активный член общины Кочерин В.В. занимается оленеводством, арендует лесной участок для этих нужд, имеет в собственности около ста голов оленя, что подтверждается Уставом некоммерческой организации от ***, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, свидетельством о постановке на налоговый учет, протоколом общего собрания членов Некоммерческой организации территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами «Алмант» («Вселенная») от ***. Они расширяют и увеличивают популяцию животных, приобретая новых животных, что подтверждается ветеринарным свидетельством от ***, ***, приложением №*** к договору купли-продажи сельскохозяйственных животных №*** от ***, платежным поручением №*** от ***, договором аренды лесного участка №*** от ***. Кроме того, их ближайшие родственники – бабушка по материнской линии Ксения Р.Р. была представителем бабинских саами, а бабушка по отцовской линии Дарья А.М. (в девичестве) нотазерских саами, работали в совхозе, также занимались оленеводством.
Допрошенные в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей ФИО1 и ФИО2 подтвердили обстоятельства ведения традиционной хозяйственной деятельности истцами. Свидетели пояснили, что для семьи К. оленеводство, рыболовство и охота являются основой существования, добытое в лесу составляет основу для питания и жизни, могут быть проданы только незначительные излишки, чтобы купить топливо и поддерживать технику в рабочем состоянии. В целях поддержания и сохранения культуры саами в поселке проводятся национальные праздники, в которых члены общины принимают участие. Раньше для детей был культурный центр, где они занимались в различных кружках, посвященных традиционным ремеслам, однако, в настоящее время он закрыт, в связи с ковидными ограничениями.
Согласно ответа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, подтвержден факт ведения деятельности Некоммерческой организации территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами «Алмант» («Вселенная»), однако, проверка на ее соответствие уставным целям не проводилась.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что истцы Кочерин В.В., Кочерин Р.В. постоянно живут в месте традиционного проживания коренных малочисленных народов, занимаются традиционной хозяйственной деятельностью, а также входят в правление коренной общины.
Поскольку истцы занимаются традиционной хозяйственной деятельностью – оленеводством, и в свою очередь охота является для них подсобной деятельностью и представляет собой еще одну гарантию сохранения самобытности и традиционного образа жизни, проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт принадлежности Кочерина В.В. и Кочерина Р.В. к представителям коренного малочисленного народа Севера – саами, с традиционным образом их жизни и традиционной хозяйственной деятельностью.
При таком положении требование истцов о возложении на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области обязанности проставить отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления», в охотничьем билете Кочерина В.В. серии №*** №***, а также в охотничьем билете Кочерина Р.В. серии №*** №***, являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
Оснований для отказа в удовлетворении иска, в том числе по доводам, приведенным ответчиком, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение №***-№*** от *** Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области об отказе в удовлетворении заявления Кочерина В.В. о проставлении в охотничьем билете отметки «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления»
Признать незаконным решение №***-СН от *** Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области об отказе в удовлетворении заявления Кочерина Р.В. о проставлении в охотничьем билете отметки «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления»
Обязать Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области проставить отметку: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления», в охотничьем билете Кочерина В.В. серии №*** №***, в охотничьем билете Кочерина Р.В. серии №*** №***.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья Ю.В. Кутушова