Дело № 2а-518/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Салехард 23 марта 2021 года
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И., при секретаре судебного заседания Якуповой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Черногору С.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пеней,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС №1 по ЯНАО) обратилась в суд с административным иском к Черногору С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 25 585 руб., пени за период с 03.12.2019 по 21.01.2020 в размере 269 руб. 28 коп. В обоснование требований указано, что в собственности Черногора С.А. в 2018 году находилось транспортное средство, он являлся плательщиком транспортного налога. Налоговым органом произведен расчет налога, ответчику направлено налоговое уведомление. Налог ответчиком не уплачен в полном объеме, в связи с чем, налоговым органом произведено начисление пени. Направленное в адрес ответчика требование об уплате налога, пени до настоящего времени не исполнено. В установленный срок налог, пени уплачены не были. МИФНС № 1 по ЯНАО обратилась к мировому судье судебного участка № 1 судебного района Салехардского городского суда с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Черногора С.А. недоимки по транспортному налогу, пени, мировым судьей вынесен судебный приказ от 18.05.2020 о взыскании с административного ответчика задолженности по налоговым платежам, определением мирового судьи от 14.07.2020 судебный приказ о взыскании налоговой задолженности с Черногора С.А. отменен. В связи с пропуском срока для обращения с административным исковым заявлением в порядке п. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик в судебное заседание не явился.
Из разъяснений в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Извещение о месте и времени рассмотрения дела направлено Черногору С.А. заказным письмом с уведомлением о вручении по последнему известному месту жительству, которое возвращено в адрес суда. На основании изложенного, извещение считается доставленным Черногору С.А.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 361, ст. 363 НК РФ).
Ставки транспортного налога установлены Законом ЯНАО от 25.11.2002 № 61-ЗАО «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
Из положений ч. 1 ст. 48 НК РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пунктом 2 ст. 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичный порядок взыскания предусмотрен для пеней (п. 6 ст. 75 НК РФ).
При этом, согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Черногор С.А. в 2018 году являлся собственником транспортного средства DONGFENG DFL3251A, государственный регистрационный знак №.
Таким образом, Черногор С.А. является плательщиком транспортного налога за 2018 год.
В адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено налоговое уведомление № от 10.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 в размере 25 585 руб. со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов налоговым органом в адрес Черногора С.А. через личный кабинет налогоплательщика направлено требование:
- № по состоянию на 22.01.2020 об уплате транспортного налога в сумме 25 585 руб., пени в сумме 269 руб. 28 коп. с установлением срока исполнения требования до 04.03.2020.
Расчет недоимки по транспортному налогу проверен судом и признан правильным.
В связи с неисполнением требования в установленный законом срок налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, 18.05.2020 мировым судьей судебного участка № 1 судебного района Салехардского городского суда вынесен судебный приказ о взыскании с Черногора С.А. задолженности по транспортному налогу.
Определением от 14.07.2020 мировым судьей судебного участка № 1 судебного района Салехардского городского суда судебный приказ от 18.05.2020 отменен.
В связи с отменой судебного приказа, налоговый орган направил в Салехардский городской суд административный иск о взыскании с Черногора С.А. недоимки по транспортному налогу, пени 03.02.2021, то есть по истечении шестимесячного срока обращения в суд за принудительным взысканием недоимки, пени после отмены судебного приказа.
Как следует из ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, административный истец просит восстановить пропущенный срок на обращение в суд с заявленными требованиями по причине неуплаты до настоящего времени административным ответчиком недоимки по налогу, недополучении бюджетом Российской Федерации указанной суммы, а также учесть приостановление мер по взысканию задолженности в период с 02.04.2020 до 01.07.2020 в связи с пандемией и распространением коронавирусной инфекции, недостаточности лимитов бюджетных средств на почтовые расходы.
Как следует из ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие истцу своевременно обратиться с иском в суд за защитой своих прав (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Доказательств существования обстоятельств, которые объективно препятствовали контрольному органу своевременно обратиться в суд, административным истцом не представлено.
Обстоятельства организационного характера, имевшиеся у организации, не являются уважительными причинами, объективно препятствующими своевременному обращению с административном иском в суд.
Ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" распространяются на продление сроков направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов до 6 месяцев, и не могут являться уважительными причинами, объективно препятствующими своевременному обращению с настоящим административном иском в суд.
МИФНС № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу является государственным органом, главной задачей которого является, в том числе, контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный истец утратил право на принудительное взыскание налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 227 НК РФ в судебном порядке в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд после отмены судебного приказа.
При таких обстоятельствах, рассматриваемые административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Черногору С.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 25 585 руб., пени за период с 03.12.2019 по 21.01.2020 в размере 269 руб. 28 коп. – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Председательствующий М.И. Позднякова
Мотивированное решение составлено 30 марта 2021 года.