Кизлярский городской суд РД Дело № 33-340/2014 г.
Судья Магомедов У.М. (№ 33-5011/2013)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2014 года г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре М..,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Х. о признании бездействия администрации городского округа «К» по передаче ей в собственность земельного участка, обязании устранить нарушенное право по апелляционной жалобе Х. на решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 07 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ашурова А.И., судебная коллегия
установила:
Х. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации городского округа «город Кизляр» по передаче ей в собственность земельного участка с кадастровым №, площадью 308,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и обязании администрацию городского округа «К» устранить нарушенное ее право и направить ей проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, указав в обоснование, что на основании разрешения № 05-043-2231-00300-10 от 22 сентября 2010 года на ввод объекта в эксплуатацию она является собственником нежилого помещения - кафе-магазин, общей площадью 95 кв.м., расположенного по адресу: Республика <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
На основании постановления главы администрации городского округа «К» от 29 сентября 2009 года № 138/59, ею 18 января 2010 года за № 3/10 заключен с администрацией городского округа «К» договор аренды земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 308, 2 кв.м., на котором располагается нежилое строение, принадлежащее ей на праве собственности.
В настоящее время она желает осуществить продажу данного строения, в связи с чем ей необходимо приобрести земельный участок, на котором оно расположено в собственность.
Считая, что она в силу статей 33, 35, 36 Конституции РФ, части 1 статьи 36 ЗК РФ вправе приобрести на праве собственности названный земельный участок, обратилась в администрацию городского округа «К» с заявлением о предоставлении данного земельного участка ей на праве собственности. Однако, она не получила от администрации городского округа «К» ответ на свое обращение, в том числе и на повторное, несмотря на то, что согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ, статье 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Считает, что отказ в приватизации земельного участка возможен лишь по основаниям, указанным в Земельном кодексе РФ либо в иных федеральных законах. Обстоятельства, препятствующие приватизации земли, указаны в пункте 4 статьи 28 ЗК РФ и в статье 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". По смыслу этих норм перечень оснований для отказа в приватизации земли является исчерпывающим. Таких оснований при передаче ей испрашиваемого земельного участка не имеется.
Решением Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 07 ноября 2013 года постановлено:
«В удовлетворении заявления Х. о признании бездействия администрации городского округа «К» по передаче ей в собственность земельного участка с кадастровым №, площадью 308,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и обязании администрацию городского округа «К» устранить ее нарушенное право и направить ей проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка».
В апелляционной жалобе Х.., поданной в Верховный Суд Республики Дагестан. ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, обосновывая тем, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченных в обороте или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст.27 ЗК РФ, а также к землям не подлежащим отчуждению в соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ, ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в связи с чем у администрации городского округа «К» отсутствовали правовые основания к отказу в передаче ей в собственность испрашиваемого земельного участка.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не имеется.
Заявитель Х.., администрация городского округа «К» Республики Дагестан, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, своих представителей в суд не направили и не просили об отложении рассмотрения дела на другой срок, в силу чего настоящее дело рассмотрено, согласно ст.167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В силу положений пункта 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, в том числе и право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Исходя из содержания статьи 12 ГК РФ и статьи 59 ЗК РФ, признание права является одним из способов защиты права.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Исходя из приведенных правовых норм следует, что гражданин, имеющий в собственности здание, строение, расположенное на земельном участке, находящегося в государственной или муниципальной собственности приобретает право на этот земельный участок, в связи с чем вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему такого земельного участка в собственность, решение по которому должно быть принято органом местного самоуправления в месячный срок.
Х., являющаяся собственником нежилого помещения (кафе-магазин) общей площадью 95 кв.м, находящегося на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, арендуемом ею по договору аренды, заключенного с администрацией городского округа «К», обратилась 11 января 2013 года в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей данного земельного участка на праве собственности.
В нарушение п.6 ст.36 ЗК РФ за пределами месячного срока, администрация городского округа «К» письмом за № 11 от 01 марта 2013 года сообщено, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен Х.., поскольку передача в собственность земельных участков в том квартале, где располагается испрашиваемый земельный участок не производится до утверждения проекта детальной планировки данного квартала.
Х.., получив фактически отказ о предоставлении ей в собственность арендуемый земельный участок, обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации городского округа «К» по передаче ей в собственность испрашиваемого земельного участка, обязании устранить нарушенное ее право.
Разрешая спор, суд первой инстанции, признав законное право заявительницы в соответствии со ст.36 ЗК РФ на приобретение в собственность части земельного участка находящегося под зданием необходимой для его нормального обслуживания и эксплуатации, отказал в удовлетворении заявления Х. при этом исходил из того, что законом предусмотрена возможность отказа в предоставлении в собственность земельного участка, только в случае его резервирования, сославшись на наличие договора № 1 от 30 октября 2013 года заключенного администрацией городского округа «К» с ООО Научно-внедренческим центром «И», во исполнение постановления Народного Собрания Республики Дагестан «О ходе исполнения Закона РД о градостроительной деятельности в Республике Дагестан «в части территориального планирования Республики Дагестан» по внедрению комплексной автоматизированной информационной системы управления территорией муниципального образования «К» и разработки правил землепользования и застройки муниципального образования «К».
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Согласно статье 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьи 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 9 указанного Положения, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 4 статьи 279 ГК РФ решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
Согласно положениям пункта 1 статьи 131 ГК РФ, статей 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решение об изъятии подлежит государственной регистрации как ограничение (обременение) соответствующего земельного участка, основанием для регистрации которых является именно принятое уполномоченным органом решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалы дела администрацией городского округа «К» не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, сведения о резервирования земельного участка не отражены и в кадастровом паспорте на испрашиваемый в собственность земельный участок. Материалами дела также не подтверждено наличие объектов на указанном земельном участке, при наличии которых, согласно содержания ст.ст.27, 28, 85 ЗК РФ, а также статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизация земельных участков не допускается.
Кроме того, из материалов дела следует, что заявитель Х. намного раньше обратились с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность, чем дата договора, на который ссылается представитель администрации городского округа «К», и как основание положенного в основу решения об отказе удовлетворения заявления Х.
Вместе с этим, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьями 40, 41 ЗК РФ, арендатор земельного участка вправе возводить на нем здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.
Для обслуживания конкретного здания и строения или комплекса зданий, предоставляются земельные участки, необходимые для их нормальной эксплуатации с соблюдением градостроительных норм и правил, таким образом, размер участка обуславливается целевым назначением его предоставления.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 308,2 кв.м., по <адрес>, определен как "для использования в производственных целях".
В силу изложенной правовой нормы, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что Х. имеет право на получение в собственность только лишь земельный участок площадью равной нежилому помещению, принадлежащей ей на праве собственности, то есть в размере 95 кв.м., поскольку испрашиваемый участок занятый нежилым помещением (кафе) был ранее сформирован с учетом площади обусловленной целевым его назначением, необходимой для нормальной эксплуатации данного кафе, поставлен на кадастровый учет, и в таком виде передан администрацией городского округа «К» в аренду Х.
Таким образом, те правовые основания, которые приведены представителем администрации городского округа «К», и на которые сослался суд первой инстанции, не могут свидетельствовать о наличии ограничений (обременений) препятствующих передаче заявительнице на праве собственности испрашиваемый земельный участок, в связи с чем суд не имел правовых оснований для отказа в удовлетворения требований Х..
Соответственно, решение суда подлежит отмене по мотивам неправильного толкования норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильной оценки установленных обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о законности действий администрации городского округа «К», выразившихся в отказе в предоставлении заявителю на праве собственности испрашиваемого земельного участка, в связи с чем следует удовлетворить заявление Х.., приняв таким образом новое решение по делу.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
апелляционную жалобу Х. удовлетворить.
Решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 07 ноября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление Х. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа «К» Республики Дагестан по передаче Х. в собственность земельного участка с кадастровым №, площадью 308,2 кв.м., по <адрес>.
Обязать администрацию городского округа «К» устранить нарушенное право и направить Х. проект договора о передаче ей в собственность испрашиваемого земельного участка.
Председательствующий Х.И. Шихгереев
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев