Судья Семенов В.С. Дело № 21-77/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре Сивергиной В.Н.,
рассмотрев 24 января 2018 года дело по жалобе представителя ООО "Северо-Западный лесной терминал" Кирушева Н.В. на решение Сыктывдинского районного городского суда Республики Коми от 06 декабря 2017 года, которым постановление начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 04 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западный лесной терминал" признано оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения,
установил:
Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Шевелева С.В. <Номер обезличен> от 04.10.2017 ООО "Северо-Западный лесной терминал" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, и ему назначено административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО "Северо-Западный лесной терминал" Кирушев Н.В. обратился с жалобой в Сыктывдинский районный суд.
Судьей постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением, представитель ООО "Северо-Западный лесной терминал" Кирушев Н.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить как незаконное.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ООО "Северо-Западный лесной терминал" Кирушева Н.В. прихожу к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Согласно части 9 статьи 29 ЛК РФ правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила). Указанные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно части 1 статьи. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 63 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения названных Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов предусмотрено производство осмотра и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений.
Согласно пункту 65 Правил заготовки древесины о дате и времени проведения осмотра мест рубок извещается лицо, осуществляющее заготовку древесины. Извещение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Договором аренды лесного участка или договором купли-продажи лесных насаждений могут быть предусмотрены иные формы извещения.
В силу пункту 66 Правил заготовки по результатам осмотра составляется акт осмотра мест рубок, в котором указываются сведения о соблюдении (несоблюдении) положений, предусмотренных технологической картой, лесной декларацией, проектом освоения лесов.
При несоблюдении установленных Правил и требований в акт осмотра мест рубок вносятся сведения о нарушениях, допущенных лицом, использующим леса при выполнении работ по заготовке древесины.
Основанием для привлечения ООО "Северо-Западный лесной терминал" к административной ответственности послужило нарушение Обществом пп. "з" п.13 Правил, а именно при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Материалами дела и судом установлено, что 22.04.2008 между Комитетом лесов Республики Коми и ООО "Сыктывдинский лесопромышленный комбинат" заключен Договор аренды лесного участка <Номер обезличен> (далее - Договор). В соответствии с данным Договором аренды, Арендатору передан в аренду лесной участок, расположенный на территории ГУ "Сыктывдинское лесничество" квартала <Номер обезличен> площадью ... га ... участковое лесничество, <Номер обезличен> площадью ... га. ... участковое лесничество, с видом использования лесов - заготовка древесины. Срок аренды составляет 16 лет окончание 01.07.2024.
01.06.2015 между ООО "Сыктывдинский лесопромышленный комбинат" и ООО "Северо-Западный лесной терминал" заключен Договор о передаче прав и обязанностей по Договору аренды <Номер обезличен> от 22.04.2008 аренды лесного участка. Данный Договор зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 17.07.2015.
В соответствии с п.1.1 данного Договора от 01.06. 2015, первоначальный Арендатор передает, а Новый Арендатор принимает права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка лесного фонда с предприятием ООО "Сыктывдинский лесопромышленный комбинат", заключенному ООО "Сыктывдинский лесопромышленный комбинат" с Комитетом лесов Республики Коми, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 01.07.2008.
09.06.2017 в адрес ООО "Сыктывдинский лесопромышленный комбинат" направлено извещение <Номер обезличен> о необходимости участия 27.06.2017 осмотре мест рубок, в том числе в кВ.... дел. ... выд.... ... участкового лсничества.
27.06.2017 должностным лицом ГУ "Пажгинского участкового лесничества" в ходе осмотра лесосеки в квартале ... выделе ..., делянке ... участкового лесничества после рубки по договору аренды лесного участка <Номер обезличен> от 22.04.2018 выявлено нарушение лесного законодательства: оставлена древесина в объеме ... куб.м., частично собранная в штабеля и в разбросанном виде, минерализованной полосой не окольцована, а также древесина в объеме 89 куб. м. находится на пасеках в разбросанном виде. По результатам осмотра места заготовки составлен акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) ... от 27.06.2017.
27.06.2017 определением должного лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ и проведении административного расследования.
По результатам проведенного административного расследования установлено, что в период использования лесов с 12.11.2015 по 11.11.2016 по лесной декларации от 27.10.2015 лицом, использующим лесной участок по договору аренды от 22.04.2008 <Номер обезличен> являлось ООО "Северо-Западный лесной терминал", которое проводило работы по вырубке лесных насаждений на указанном выше участке лесного фонда. ООО "Северо-Западный лесной терминал" являясь лесопользователем было обязано при осуществлении своей хозяйственной деятельности соблюдать требования лесного законодательства.
В связи с этим 18.08.2017 государственным лесным инспектором Республики Коми, государственным инспектором Республики коми по пожарному надзору в лесах, инженером по охране и защите леса ГУ "Сыктывдинское лесничество" Алеевой Т.К., в отношении ООО "Северо-Западный лесной терминал", и в присутствии его представителя Кирушева Н.В. был составлен протокол <Номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица начальника управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Шевелева С.В. <Номер обезличен> от 04.10.2017 ООО "Северо-Западный лесной терминал" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 8.25 КоАП РФ, и ему назначен штраф в размере 50 000 рублей.
Факт совершения ООО "Северо-Западный лесной терминал" вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами и оценены судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ООО "Северо-Западный лесной терминал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Принцип презумпции невиновности, установленный статьи 1.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции, установленной части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ООО "Северо-Западный лесной терминал" не является субъектом административного правонарушения, со ссылкой на определение Арбитражного суда РК от 17.04.2017, определение Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017, а также письмо Минпрома РК от 23.05.2017, направленного в адрес ГУ "Сыктывдинское лесничество" о запрете ООО "Северо-Западный лесной терминал" осуществлять любую хозяйственную деятельность, связанную с договором аренды лесного участка <Номер обезличен> от 22.04.2008, в том числе по заготовке, хранению, вывозке древесины, не влекут отмены оспариваемого решения судьи.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, в период с 12.11.2015 по 11.11.2016 лицом, использующим лесной участок по договору аренды от 22.04.2008 <Номер обезличен> являлось ООО "Северо-западный лесной терминал", что подтверждается лесной декларацией от 27.10.2015. В связи с этим, по состоянию на 26.11.2016 ООО "Северо-Западный лесной терминал", как лицо, использующее по договору аренды лесной участок, обязано было своевременно осуществить вывозку древесины, однако такую обязанность не выполнило.
Ненадлежащее исполнение ООО "Северо-Западный лесной терминал" установленной обязанности, на что правомерно указано судом, и, как следствие, не проведение обязательных работ в установленный срок, повлекли нарушение правил заготовки древесины. Обязанность по своевременной вывозке древесины возложены на лицо, использующее лес. Общество не предприняло всех зависящих от него мер по вывозке древесины в установленный срок. Доказательств невозможности соблюдения обществом норм лесного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Допущенное обществом нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований лесного законодательства.
Учитывая, что запрет осуществления любой хозяйственной деятельности, связанной с договором аренды лесного участка <Номер обезличен> от 22.04.2008, обществу установлен после того, когда обязанность по соблюдению правил заготовки древесины должна была быть исполнена лесопользователем, то вопреки доводам жалобы, выводы должностного лица и судьи районного суда о том, что лицом виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, является ООО "Северо-западный лесной терминал", являются верными.
Доводы жалобы о том, что в адрес ООО "Северо-Западный лесной терминал" не направлено было извещение о проведении проверки, а также о проведении осмотра без участия представителя Общества, во внимание не принимаются. Акты осмотра лесного участка от 26.07.2017 составлены в результате осуществления соблюдения лесного законодательства, которое предусмотрено статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, в качестве самостоятельного мероприятия по контролю в лесах. В связи с этим учитывая, что осмотр мест рубки проводился в рамках контрольных мероприятий, с целью проведения контрольных осмотров мест рубок (мест заготовки древесины), и такая проверка не требовала взаимодействия с ООО "Северо-Западный лесной терминал", то проведение такого осмотра без участия представителя Общества и не направление уведомления указанному юридическому лицу о проведении осмотра мест рубок, не является процессуальным нарушением, влекущем отмену состоявшегося постановления должностного лица и решения судьи.
Указание в жалобе на то, что ходатайство об истребовании письма Минпрома РК от 23.05.2017 оставлено судьей без рассмотрения, опровергаются материалами дела, из которых следует, что такое ходатайство представитель ООО "Северо-западный лесной терминал" не заявлял.
Таким образом, нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела и жалобы на постановление, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления по делу или решения судьи, по доводам жалобы не установлено. В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований Правил заготовки древесины, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу представителя "Северо-Западный лесной терминал" Кирушева Н.В. - без удовлетворения.
Судья .
.