Дело № 33-4470/2020
В суде первой инстанции дело №2-158/2020 рассмотрено судьей Добродеевой Л.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2020 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Флюг Т.В.
судей Овсянниковой И.Н., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Цой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Шрайбер Н.И., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, комитету правительства Хабаровского края по гражданской защите, администрации Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ответчика администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 21 мая 2020 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения прокурора Максименко Е.В. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бикинский городской прокурор Хабаровского края, действующий в интересах Шрайбер Н.И., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, обратился в суд с иском к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, комитету правительства Хабаровского края по гражданской защите о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами, возложении обязанности включить в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края.
В обоснование иска указал, что в прокуратуру поступило обращение Шрайбер Н.И. по вопросу защиты нарушенных прав на получение материальной помощи в связи с подтоплением земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в период июль-сентябрь 2019 г. Указанный земельный участок в границы зоны чрезвычайной ситуации не включен. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что обращения граждан в администрации Бикинского муниципального района не зарегистрированы, обследование земельных участков не проведено.
Определением Бикинского городского суда Хабаровского края от 18.02.2020г. в качестве соответчика привлечена администрация Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 21 мая 2020 года исковые требования Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Шрайбер Н.И., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, удовлетворены.
Постановлено признать Шрайбер Н.И., ФИО1, ФИО2 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района.
Обязать администрацию Бикинского муниципального района включить Шрайбер Н.И., ФИО1, ФИО2 в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края.
В апелляционной жалобе администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает об отсутствии доказательств того, что домовладение, в котором проживают истцы включено в зону чрезвычайной ситуации, документов, подтверждающих, что истцы пострадали в результате чрезвычайной ситуации, не представлено. Указывает об отсутствии доказательств, подтверждающих факт утраты урожая сельскохозяйственных культур, или подтверждающих нарушение жизнедеятельности истцов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Шрайбер Н.И., представители ответчиков, извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представлено, об отложении рассмотрения дела не заявлено.
На основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя процессуального истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по этим доводам.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 №623-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации» с 29 июля 2019 года для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера в границах городских округов «Город Хабаровск», «Город Комсомольск-на-Амуре», Амурского, Бикинского, Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, имени Лазо, имени Полины Осипенко, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края режим чрезвычайной ситуации регионального характера (далее - ЧС).
Зонами чрезвычайной ситуации определены части территорий городского поселения «Город Бикин», Лермонтовского сельского поселения, сельского поселения «Село Лесопильное», а также земли сельскохозяйственного назначения, подтопленные паводковыми водами.
Постановлением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 16.08.2019 № 140 с учетом Постановления администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края № 141 от 20.08.2019 г. «О внесении изменений в постановление администрации Бикинского муниципального района от 16.08.2019 № 140 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района», определены зоны чрезвычайной ситуации на территории Бикинкого муниципального района, в том числе, Оренбургского сельского поселения.
Распоряжением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края 04.02.2020г. №37-р, внесены изменения в распоряжение администрации Бикинского муниципального района от 16.08.2019 №-406р «Об определении зон чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района»:
1.3. Подпункт 1.5 распоряжения изложен в новой редакции: «1.5. На территории Оренбургского сельского поселения земельные участки, расположенные по адресам, в том числе, ул. Октябрьская домовладения № 11а-1, 1б-2, 10-1,11-2,12-1,13-1,13-2, 14-1,14-2, 17-1, 17-2, 18-2, 19-2, 20-1, 20-2, 21-1,21-2,22-1,22-2, 23-2,24-1,24-2.
Постановлением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 18.11.2019 г. № 188 Режим чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района отменен.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2019 №2128-р. (далее распоряжение РФ) принято решение оказать разовую финансовую помощь гражданам, пострадавшим в результате паводка. Распоряжением РФ установлено, что в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам осуществляются выплаты: единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека; финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.09.2019 № 380-пр, установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется за счет средств, поступающих из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых бюджету Хабаровского края в виде иных межбюджетных трансфертов с последующим предоставлением иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов Хабаровского края, путем предоставления: единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред - в размере 200 тыс. (двести тысяч) рублей на человека, тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 400 тыс. (четыреста тысяч) рублей на человека); единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека; финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора безвозмездного пользования находящегося в государственной собственности земельного участка № от 01.02.2018г. администрацией Бикинского муниципального района Ивановой (Шрайбер) Н.И. в безвозмездное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения подсобного хозяйства, площадью 9118 кв.м., сроком действия с 01.02.2018 г. по 31.01.2023 г. (п. 1.2 Договора).
Шрайбер Н.И. с 26 апреля 2005 года зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Шрайбер Н.И. является матерью несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении № от 20.08.2015 г., № от 20.07.2018 г.
Как следует из свидетельства о регистрации по месту жительства № ФИО2, <данные изъяты>, с 26.07.2018 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Как следует из свидетельства о регистрации по месту жительства № ФИО1, <данные изъяты>, с 27.08.2015 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
27.09.2019 г. Шрайбер Н.И. обратилась к главе Оренбургского сельского поселения с заявлением о включении ее и несовершеннолетних ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи.
Из ответа администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 22.11.2019г. следует, что комиссией администрации Бикинского муниципального района в период с 20 по 24.08.2019г. произведен осмотр территории сельского поселения по определению домов (приусадебных участков), пострадавших от паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории района. В ходе работы комиссии не установлено, что дом истцом пострадал от паводка.
Как следует из заключения комиссии об установлении факта условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле – сентябре 2019 г. на территории Бикинского муниципального района Хабаровского края факт нарушения условий жизнедеятельности Шрайбер Н.И. и членов ее семьи подтвердился.
Основанием для отказа в получении финансовой помощи истцу, послужило отсутствие полного комплекта документов.
05.02.2020г. Шрайбер Н.И. обратилась с заявлением к Бикинскому городскому прокурору, указав, что дом и земельный были подтоплены в сентябре 2019 года, с заявлением о выплатах обращалась в администрацию, однако до настоящего времени денег не получили.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, оценив, представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 18,24 ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 №110, Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правил выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края и Порядка оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.09.2015 №318-пр «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края», Распоряжения Правительства РФ от 19.09.2019 №2128-р, Постановления администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края №140 орт 16.08.2019 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района», Распоряжения администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 16.08.2019 №406-р «Об определении зон чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района», установив, что Шрайбер Н.И., и ее несовершеннолетние дети ФИО1, ФИО2 зарегистрированы по адресу: <адрес>, в период паводка в августе – сентябре 2019 года земельный участок по указанному адресу попал в зону затопления и пострадал, пришел к выводу о признании Шрайбер Н.И., несовершеннолетних ФИО2, ФИО1 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и включении их в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Из приведенных выше нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Хабаровского края следует, что проживающие на территории Хабаровского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки в том числе, в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, постоянно проживающего в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка.
Учитывая, что Оренбургское сельское поселение Бикинского муниципального района находилось в зоне чрезвычайной ситуации с 16.08.2019г., домовладение с земельным участком по <адрес> включено в границы зон затопления (подтопления) возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района, заключением комиссии администрации Оренбургского сельского поселения, подтверждено нарушение условий жизнедеятельности граждан, проживающих по адресу: <адрес>, вывод суда о признании Шрайбер Н.И., ФИО1, ФИО2, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района и включении указанных граждан в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края, является верным.
Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт утраты урожая, или нарушения условий жизнедеятельности, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
В п. 8.5 Порядка оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.09.2015 г. №318-пр «О создании и об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций» закреплен порядок подготовки документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований для выдачи единовременной материальной помощи, в соответствии с которым для предоставления единовременной материальной помощи граждане либо их представители, полномочия которых подтверждены надлежащим образом оформленными доверенностями (далее - представители заявителей), подают в орган местного самоуправления (главе (заместителю главы) городского (сельского) поселения, городского округа, на территории которого произошла ЧС) по месту жительства или по месту нахождения приусадебного земельного участка, на котором в результате ЧС утрачен урожай сельскохозяйственных культур, заявления, составленные по форме, установленной приложением N 5 к настоящему Порядку, о выплате и перечислении денежных средств на счет, открытый гражданином в кредитной организации (с указанием реквизитов), либо о выплате и перечислении денежных средств через организацию федеральной почтовой связи, либо о выплате денежных средств наличными, а также копии документов, подтверждающих права на земельный участок, указанных в пункте 8.3 настоящего раздела, а также копии судебных решений в случаях, установленных в пункте 8.3 настоящего раздела (п.8.5).
Заявления подлежат регистрации в администрациях сельских (городских) поселений, городских округов в день их поступления. Администрации сельских (городских) поселений в течение трех рабочих дней передают заявления в администрацию муниципального района.
Единовременная материальная помощь предоставляется при условии составления акта обследования частного жилого помещения (приложение N 6 к настоящему Порядку) и (или) акта обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке (приложение N 7 к настоящему Порядку) (п.8.6).
Согласно п.8.7 Порядка конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения, утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Акты обследования частного жилого помещения и обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке подписываются всеми членами комиссии (не менее трех человек) и пострадавшими гражданами, согласовываются руководителем органа по делам ГОЧС администрации городского округа (муниципального района), утверждаются главой городского округа (муниципального района) с расшифровкой подписей, проставлением даты составления, согласования, утверждения и заверяются соответствующими печатями.
Вместе с тем, администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края указанные действия произведены не были, что привело к нарушению прав граждан на получение единовременной материальной помощи, в связи с чем, доводы, указанные в апелляционной жалобе признаются несостоятельными, кроме того, заключением комиссии администрации Оренбургского сельского поселения установлен факт нарушений условий жизнедеятельности Шрайбер Н.И. и членов ее семьи.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия со сделанной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, не допустив при этом процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь за собой его безусловную отмену.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 21 мая 2020 года по делу по иску Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Шрайбер Н.И., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, комитету правительства Хабаровского края по гражданской защите, администрации Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами, возложении обязанности, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи