КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-232/2021
УИД: 39ОS0000-01-2021-000270-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Большаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Избирательной комиссии Калининградской области к Гриняеву А.П. об отмене регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы,
УСТАНОВИЛ:
Избирательная комиссия Калининградской области обратилась с административным иском в суд, указав, что решением Калининградской областной Думы №332 от 17 июня 2021 года назначены выборы в Калининградскую областную Думу седьмого созыва. В соответствии с Уставом Калининградской области в Калининградскую областную Думу избираются 40 депутатов, из них 20 избираются по одномандатным округам, 20 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Избирательная комиссия Калининградской области организует подготовку и проведение выборов депутатов Калининградской областной Думы, заверяет и регистрирует списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ при проведении указанных выборов. Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» 11 июля 2021 года провело конференцию, на которой осуществило выдвижение списка кандидатов в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу в количестве 69 человек. В данном списке кандидатов в региональной группе №19 под номером 2 был выдвинут Гриняев А.П.. Указанный список кандидатов в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу был заверен Избирательной комиссией Калининградской области 21 июля 2021 года. Решением Избирательной комиссией Калининградской области от 29 июля 2021 года №19/187-8 список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в количестве 63 человек зарегистрирован. Комиссия обратилась в соответствующие государственные органы с представлениями о проверке достоверности сведений о кандидатах. 12 августа 2021 года Избирательной комиссией Калининградской области получен ответ из УМВД России по Калининградской области исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что кандидат Гриняев А.П. уведомлял о наличии у него гражданства иностранного государства. Таким образом, на момент рассмотрения Избирательной комиссией Калининградской области вопроса о регистрации списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» кандидат Гриняев А.П. не обладал пассивным избирательным правом и в силу п. 3.1 ст. 4 Федерального закона №67-ФЗ подлежал исключению из заверенного списка кандидатов до его регистрации. Однако, сделано это не было ввиду отсутствия результатов проверки сведений в отношении него. 17 августа 2021 года административным ответчиком в Комиссию была представлена справка Генерального консульства <данные изъяты> в <адрес> исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Гриняев А.П. 16 августа 2021 года зарегистрирован как утративший гражданство <данные изъяты>. Уточняющие сведения о Гриняеве А.П. были поданы в Избирательную комиссию Калининградской области после 28 июля 2021 года, т.е. за пределами срока, установленного п. 1.1 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ и потому не могут быть приняты во внимание. На момент регистрации списка кандидатов сведения о двойном гражданстве административного ответчика не были известны Избирательной комиссии Калининградской области, таким образом, они являются вновь открывшимися обстоятельствами. Просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва Гриняева А.П., выдвинутого избирательным объединением Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в составе зарегистрированного списка кандидатов (№2, региональная группа №19) по единому избирательному округу.
Представитель административного истца Избирательной комиссии Калининградской области Барсков И.Н. заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Административный ответчик Гриняев А.П. относительно заявленных административных исковых требований возражал, при этом Гриняев А.П. пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году он приобрел гражданство <данные изъяты>, при этом в миграционные органы <данные изъяты> вместе с заявлением о принятии в гражданство <данные изъяты> им было подано заявление о выходе из гражданства <данные изъяты>. В связи с этим до сообщения Комиссии 12 августа 2021 года он был уверен, что его гражданство <данные изъяты> было прекращено в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ он подал в подразделение ФМС уведомление о наличии у него гражданства <данные изъяты>, будучи введен в заблуждение сотрудниками службы. При подаче заявления о принятии в гражданство <данные изъяты> он написал также заявление о выходе из гражданства <данные изъяты>, дальнейший ход этого заявления ему неизвестен.
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика Гриняева А.П., заключение прокурора, полагавшего необходимым административный иск удовлетворить, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно подпункту "а" пункта 8 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "а", "е", "ж", "и", "к" или "н" пункта 25 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов. Этому положению корреспондирует часть 11 ст. 239 КАС РФ, согласно которой избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата.
Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является в силу подпункта "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Пунктом 3.1 ст. 4 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства.
Судом установлено, что решением Калининградской областной Думы №332 от 17 июня 2021 года назначены выборы в Калининградскую областную Думу седьмого созыва.
В силу положений ст. 27 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года №497 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» Избирательная комиссия Калининградской области организует подготовку и проведение выборов депутатов Калининградской областной Думы, заверяет и регистрирует списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ при проведении указанных выборов.
Согласно ч. 1 ст. 36 этого же закона кандидаты в депутаты областной Думы (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе списка кандидатов.
В соответствии с ч. 6 ст. 40 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года №497 Избирательная комиссия Калининградской области рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в выдаче такового в течение трех дней со дня приема документов.
Решением Избирательной комиссией Калининградской области от 29 июля 2021 года №19/187-8 зарегистрирован список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в количестве 63 человек, в том числе Гриняев А.П. под №2 в региональной группе №19.
Комиссия обратилась в соответствующие государственные органы с представлениями о проверке достоверности сведений, представленных избирательным объединением Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в отношении выдвинутых кандидатов в депутаты. Соответствующие результаты проверки, в том числе наличия гражданства другого государства, поступили из УВМ УМВД России по Калининградской области в Избирательную комиссию Калининградской области 12 августа 2021 года.
Как следует из ответа УВМ УМВД России по Калининградской области исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, данный государственный орган располагает информацией о наличии уведомления о наличии у Гриняева А.П. гражданства иностранного государства.
17 августа 2021 года Гриняевым А.П. в Комиссию была представлена справка Генерального консульства <данные изъяты> в <адрес> исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Гриняев А.П. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован как утративший гражданство <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Соглашения от 26.02.1999 "Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства" в случае приобретения гражданства одной Стороны с одновременной утратой гражданства другой Стороны в соответствии с национальным законодательством этой Стороны лицо, подавшее ходатайство об этом, сохраняет гражданство другой Стороны до принятия положительного решения по его ходатайству.
В силу ст. 21 Закона <данные изъяты> от 20 декабря 1991 года №1017-XII «О гражданстве <данные изъяты>», основанием для утраты гражданства <данные изъяты> является приобретение гражданства другого государства. Вместе с тем, согласно ст. 37 этого же закона, гражданство <данные изъяты> прекращается с момента регистрации его утраты государственными органами в порядке, предусмотренным настоящим законом. Согласно ст. 31 Закона <данные изъяты> от 20 декабря 1991 года №1017-XII полномочиями на регистрацию утраты гражданства <данные изъяты>, постоянно проживающими вне пределов <данные изъяты>, наделены загранучреждения <данные изъяты>.
Гриняев А.П. приобрел гражданство <данные изъяты> в статусе гражданина <данные изъяты>. Согласно приведенным выше нормам законодательства приобретение лицом гражданства <данные изъяты> не влечет прекращение гражданства <данные изъяты>; гражданство <данные изъяты> прекращается при соблюдении установленного порядка, а именно регистрации утраты его уполномоченными государственными органами <данные изъяты>, в данном случае – загранучреждениями, что и имело место 16 августа 2021 года. До этого дня Гриняев А.П. сохранял гражданство <данные изъяты>, и якобы имевшая место подача им заявления в ДД.ММ.ГГГГ в органы ФМС РФ о выходе из гражданства <данные изъяты> его статус как гражданина этого иностранного государства не изменила. Более того, административный ответчик пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ им было подано уведомление о наличии у него иностранного гражданства в органы ФМС, то есть о сохранении гражданства <данные изъяты> после принятия гражданства <данные изъяты> ему было известно.
Указанные обстоятельства установлены после регистрации Гриняева А.П. кандидатом в депутаты, в этой связи они являются вновь открывшимися, влекущими отмену регистрации кандидата в связи с отсутствием у административного ответчика пассивного избирательного права на основании подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Избирательной комиссии Калининградской области удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Гриняева А.П., выдвинутого избирательным объединением Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в составе списка кандидатов на выборах депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва (№2, региональная группа №19) по единому избирательному округу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение пяти дней.
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2021 года.
Судья Д.В. Шубин