Дело №2-2907/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Тамбов 22 октября 2013 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Шелухановой С.П.,
при секретаре Перелыгиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО13 к Администрации г. Тамбова, Управлению инвестиций Тамбовской области о признании незаконным в части постановления Администрации г. Тамбова, признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 01.08.1991 г. под №2,
установил:
Меньшиков А.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Тамбова о признании постановлен6ия администрации от 28.06.2013 г. №5458 недействительным в части исключения из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи два человека: он и дочь Парамонова М.А.
В обоснование иска Меншиков А.Н. указал, что он на основании договора коммерческого найма проживает в квартире *** дома *** «б» по ул. *** г. Тамбова. Данная квартира ранее принадлежала ему на праве собственности на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственности от 04.12.2007 г. По договору купли-продажи от 12.01.2008 г. он продал данное жилье своей бывшей жене- М.Н.М. Кроме него и жены в данной квартире проживают его дочь-Парамонова М.И. и внук П.В.А.
С 01.08.1991 г. он состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненные к ним лица» под номером 1.
Постановлением главы администрации г. Тамбова от 17.01.2007 г. №283 он был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. с составом семьи три человека: он, супруга и дочь.
Постановлением Администрации г. Тамбова от 28.04.2008 г. № 2941 состав его семьи был изменен на два человека: он и дочь.
26.06.2013 г. вынесено постановление администрации г. Тамбова №5458, которым он исключен из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы и снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи два человека.
Считает, что снятие с учета произведено с нарушением ст. 53 ЖК РФ, так как с момента отчуждения квартиры прошло более 5 лет. Кроме того, поскольку квартира, в которой он проживает на условиях коммерческого найма, имеет площадь 40,4 кв.м, то с учетом проживания в ней 4-х человек, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Впоследствии истец требования уточнил, просил признать постановление Администрации г. Тамбова от 28.06.2013 г. №5458 недействительным в части исключения его из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законом» федеральной программы «Жилище на 2011-2015 годы» и снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи два человека (он и дочь); признать его право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварии и катастроф и приравненные к ним лица с 01.08.1991 г. под №2.
В обоснование указал, что, поскольку до вынесения обжалуемого постановления он находился на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по указанному списку с 01.08.1991 г. и последние 17 лет состоял в очереди под №2, то считает, что данная очередь должна быть сохранена.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель истца Родионов А.Б. поддержал исковые требования по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что Меньшиков А.Н. не имел намерения скрывать информацию об имеющемся в собственности жилье и предоставлял все те документы, которые от него требовали в Администрации г. Тамбова. В свою очередь, Администрация была обязана запрашивать необходимые сведения о наличии жилья, чем она не воспользовалась, поэтому считает, что оснований для применения ст. 53 ЖК РФ при принятии обжалуемого постановления не имелось.
Представитель Администрации г. Тамбова Шепеленко Е.В. иск не признала. В обоснование пояснила, что при обращении Меньшикова А.Н. в Администрацию г. Тамбова по вопросам изменения состава семьи и включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы им не были предоставлены сведения об отчуждении 22.06.2006 г. квартиры *** общей площадью 46,8 кв.м в доме *** по ул. ***. Указанная квартира принадлежала истцу на праве собственности на основании дополнительного соглашения к договору долевого участия на строительство жилого дома, акта приема-передачи от 30.11.2005 года. Право собственности на указанную квартиру было зарегистрировано 27.03.2006 года. Обязанность запрашивать сведения о наличии жилья у органов местного самоуправления появилась только с принятием Закона о межведомственном взаимодействии…, после чего и была получена данная информация в отношении Меньшикова, а до этого времени Администрация руководствовалась теми документами, которые предоставлял истец. Действительно, предоставленные им выписки из ЕГРП от 2008 и 2009 года свидетельствуют об отсутствии у него жилья.
Представитель Управления инвестиций Тамбовской области Урюпин А.В. считает, что оснований для признания Меньшикова нуждающимся в улучшении жилищных условий с 1991 года при наличии в 2006 году двух квартир, не имеется.
Третье лицо Парамонова М.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании Меншиков А.Н. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица», с 01.08.1991 г.
Постановлением главы администрации г. Тамбова от 17.01.2007 г. №283 он был признан участником подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с составом семьи три человека: он, жена и дочь.
Постановлением главы администрации г. Тамбова от 28.04.2008 г. №2941 состав семьи был изменен на два человека: он и дочь.
28.06.2013 года Постановлением администрации г. Тамбова №5358 Меньшиков исключен из списка граждан-участников подпрограммы и снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 2 человека.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. На основе названного Закона Правительством РФ были разработаны ФЦП по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства РФ от 24.05.1995 N 511), действовавшая до 2001 года, ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675), ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050).
Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, а принятые на учет после 01.01.2005 обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 866 основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).
Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было предоставлено право на участие в указанных подпрограммах, предусматривающих социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии). Размер соответствующей социальной выплаты рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата, исходя из утвержденной в установленном порядке стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Российской Федерации (в некоторых субъектах Российской Федерации - с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации повышающих коэффициентов) и норматива обеспечения общей площадью жилья в зависимости от состава семьи.
Следовательно, введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления инвалидам-чернобыльцам такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, сохранилась лишь в отношении тех из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Что касается граждан, также относящихся к указанной категории, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, то они не могут получить статуса участников названной подпрограммы ФЦП "Жилище".
Согласно Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N1050) (разд. II) право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, в том числе:
граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
Таким образом, основанием для признания участником подпрограммы является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Истец считает, что должен быть восстановлен в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с 01.08.1991 года под №2, поскольку на момент принятия обжалуемого постановления не было основания для применения ст. 53 ЖК РФ.
Как установлено в судебном заседании Меньшиков А.Н. до вынесения обжалуемого постановления состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации…» с 01.08.1991 г.
В настоящее время Меньшиков А.Н. зарегистрирован с дочерью в двухкомнатной квартире *** общей площадью 40.4 кв.м в доме *** по ул. ***. На данной площади зарегистрированы четыре человека: он, дочь, внук и бывшая жена. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности бывшей жене истца на основании договора купли-продажи от 12.01.2008 г. между Меньшиковым А.Н. (истцом) и ею. Брак между ними расторгнут 04.07.2007 г.
Меньшиков А.Н. предоставил договор коммерческого найма данного жилого помещения с М.Н.М.
При обращении Меньшикова А.Н. в Администрацию г. Тамбова по вопросу изменения состава семьи и включении в состав участников вышеуказанной подпрограммы, им не были представлены сведения об отчуждении 22.06.2006 г. другой квартиры-*** общей площадью 46,8 кв.м в доме *** по ул. ***. Указанная квартира принадлежала Меньшикову на праве собственности на основании дополнительного соглашения к договору долевого участия на строительство жилого дома от 30.09.2005 г., что подтверждается, также, выпиской их ЕГРП от 05.06.2013 г. (л.д.58).
Таким образом, будучи зарегистрированным в квартире *** общей площадью 40.4 кв.м в доме *** по ул. ***, МеньшиковА.Н. приобрел и продал другую квартиру- ***, общей площадью 46.8 кв.м в доме *** ул. Подвойского г. Тамбова.
При таких обстоятельствах не имеет значение по какой причине Меньшиков не сообщил об этом в Администрацию г. Тамбова, предоставляя в последующем ( в 2008 и 2009 годах) сведения об отсутствии на праве собственности жилого помещения (л.53,54). Существенное значение имеет то обстоятельство, что на момент приобретения жилья по *** (2006 год), площадью 46,8 кв.м., он перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Поэтому он на основании ст. 53 ЖК РФ был обоснованно снят с очереди нуждающихся.
При таких обстоятельствах он должен был быть исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий еще в марте 2006 года, когда было зарегистрировано право собственности на вторую квартиру.
С учетом требований ст. 53 ЖК РФ он мог быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не ранее чем через пять лет, то есть, не ранее марта 2011 года.
Согласно подпункта «а» пункта 7 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Тамбовской области, утверждённых постановлением исполкома Тамбовского облсовета народных депутатов от 30 сентября 1984 года №157 (действующими на момент постановки истца на жилищный учёт), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие в данном населённом пункте, имеющие обеспеченность жилой площадью 8 кв. м и менее на каждого члена семьи.
Впоследствии, решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 г. N 675 были приняты нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Тамбове.В соответствии с п. 2 Постановления установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Тамбове не более 14,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как установлено в судебном заседании истец в настоящее время проживает в квартире общей площадью 40,4 кв.м, в которой зарегистрированы еще три человека: дочь, жена и внук.
При таких обстоятельствах он может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных- условий не ранее, чем с марта 2011 года. Следовательно, Администрацией принято обоснованное решение об исключении Меньшикова из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, а истец для постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по новым, вышеизложенным основаниям, не обращался, то суд считает его требования о признании права состоять на учете с 01.08.1991 года не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░14 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 01.08.1991 ░. ░░░ №2.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░