Дело 2-1080/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года г. Бор
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Эйсмонта М.В., при секретаре Майборода Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева Александра Евгеньевича к Администрации городского округа города Бор Нижегородской области, третье лицо: Министерство социальной политики Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта по месту жительства жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Киселев А.Е. обратился в суд с иском к Администрации городского округа города Бор Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта по месту жительства жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его родители умерли. Жилого помещения за ним не было закреплено. Квартира, где он проживал, его семье не принадлежала. На основании распоряжения администрации Борского района Нижегородской области от 20.05.2009 № 1662 он был направлен в детский дом с гарантией предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с действующим законодательством. Постановлением Администрации городского округа города Бор от 27.12.2013г. № 8449 он был включен в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Бор Нижегородской области. Письмом от 20.04.2017 № 1630 Администрация городского округа города Бор в лице Главы администрации А.В. Киселева мне было отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди. Считает данный отказ незаконным и необоснованным.
В связи с изложенным истец просил обязать Администрацию городского округа город Бор Нижегородской области предоставить ему благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта по месту его жительства жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании истец Киселев А.Е. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Администрации городского округа города Бор Нижегородской области Синева М.В., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, не сообщила об уважительных причинах неявки в суд и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее предоставила отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения исковых требований истца.
В связи с этим в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Администрации г. Бор
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Ранее предоставил отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения исковых требований истца.
В связи с этим суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 рассмотрел дело в отсутствие представителя Министерства социальной политики Нижегородской области.
Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с абз.3 ст.1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
В соответствии со ст.5 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации
В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.7 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
<данные изъяты>
На основании Распоряжения Администрации Борского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № Киселев А.Е. как оставшийся без попечения родителей направлен в детский дом
Распоряжением Администрации Борского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № Киселеву А.Е. гарантировано предоставление жилого помещения в порядке, установленном законодательством.
Согласно Постановлению Администрации городского округа города Бор от ДД.ММ.ГГГГ № истец Киселев А.Е. был включен в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Бор Нижегородской области.
Письмом Администрации г. Бор от ДД.ММ.ГГГГ № Киселеву А.Е. было отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди на том основании, что детям - сиротам предоставляется жилье согласно очередности. Как указано в письме, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди Киселева А.Е. – 75.
Поскольку Киселев А.Е. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, он имеет право на предоставление жилого помещения.
При этом ни ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.2.7 Постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 (ред. от 23.12.2013) "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан.
На основании изложенного, суд считает необходимым исковые требования Киселева А.Е. удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Киселева Александра Евгеньевича удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Бор Нижегородской области предоставить Киселеву Александру Евгеньевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта по месту его жительства жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке вНижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Эйсмонт