Дело № 33-360 Судья Илларионова А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2019 года | город Тула |
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Балакиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Воюева Д.В. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 19 ноября 2018 года по делу по иску Воюева Д.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области» о возмещении расходов на проезд.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
установила:
Воюев Д.В.обратился в суд к ФКУ «Военный комиссариат Тульской области»о возмещении расходов на проезд, указав, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получая пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
С целью личного оздоровления и оздоровления членов своей семьи ДД.ММ.ГГГГ он заключил с <данные изъяты> договор №11 /04 на приобретение туристской путевки в <данные изъяты>, гостиница «<данные изъяты>», являющейся лечебно-оздоровительным учреждением, в стоимость услуг по организации поездки входит приобретение авиабилетовпо маршруту Российская Федерация Москва - Республика <данные изъяты> Российская Федерация Москва (класс эконом) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на семью из четырех человек. Стоимость авиабилетов составила <данные изъяты>.
Обратившись в ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» с заявлением о возмещении расходов по проезду к месту оздоровления в <данные изъяты>, получил отказ, с которым не согласен, просилобязать Военный комиссариат Тульской области возместить расходы, связанные с проездом его и членов семьи к месту оздоровления и обратно по маршруту: Российская Федерация город Москва - Республика <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и Республика <данные изъяты>-Российская Федерация город Москва ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты>.
Определением Центрального районного суда города Тулы от 19 сентября 2018 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,к участию в деле привлеченоФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия».
В судебное заседание Воюев Д.В. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Воюева Д.В. по доверенности Мохначева И.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат по Тульской области» по доверенности Муравлева И.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать.
Третьи лица Воюева Л.Д.,Воюева А.В., также являющаяся законным представителем несовершеннолетнего ФИОн/л, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия»в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителяУправление финансового обеспечения.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от 19 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований Воюеву Д.В. отказано.
Воюев Д.В. не согласился с решением суда, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Воюева Д.В., согласно представленной доверенности Мохначеву И.Б., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей Федерального каченного учреждения «Военный комиссариат Тульской области», согласно доверенностям Муравлеву И.В., Сидорову Н.В., просивших апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), вместе с тем не устанавливает конкретных способов и объемов такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.Из этого, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в целях обеспечения реализации лицами, уволенными с военной службы и утратившими статус военнослужащих, права на охрану здоровья и медицинскую помощь в пункте 5 статьи 20Федерального закона «О статусе военнослужащих» установил дополнительную гарантию, предоставив право на проезд один раз в год на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в санаторно-курортные организации уволенным с военной службы офицерам (с учетом общей продолжительности военной службы и оснований увольнения), а также членам их семей.
При этом, положения статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует рассматривать во взаимосвязи с другими нормами указанного федерального закона, в том числе со статьей 16, а также ряда иных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья и предоставления медицинской помощи, а разрешение вопроса о предоставлении уволенным с военной службы офицерам и членам их семей права бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения или оздоровления в случаях его получения в организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, составляет прерогативу федерального законодателя.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 54 Приказа Министра обороны РФ от 06.06.2001 N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состояниюздоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях всоответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации.
Указанные расходы возмещаются военными комиссариатами за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 9 ст. 20 Закона о статусе военнослужащих).
Во исполнение указанной нормы Закона издано Постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", которым установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров указанной категории на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2011 N 333. Согласно п. 1 названного Порядка военнослужащие, в том числе уволенные с военной службы и члены их семей направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний.
Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 года N 815 воинский перевозочный документ в виде требования по форме 1 выдается на проезд в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения - с наименьшим количеством пересадок в соответствии с указателями пассажирских маршрутов в кратчайшем сообщении, которые разрабатываются и рассылаются воинским частям, начальникам служб военных сообщений военных округов, флотов.
Пунктом 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 08.06.2000 N 300 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" предусмотрено, что расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанныес пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, осуществляются при предъявлении документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов
В силу положений Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению их семей (близких родственников).
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи, офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей, пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления для профилактики заболеваний, а не к любому месту отдыха и оздоровления.
При этом согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу положений Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом N 1571н от 19.12.2011, на такое лечение направляются граждане Российской Федерации в случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец самостоятельно выбрал место отдыха за пределами Российской Федерации, которое не связано с пребыванием в санаторно-курортных или оздоровительных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, доказательств обратного не представлено.
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец и члены его семьи не были направлены на лечение, оздоровление за пределы Российской Федерации в установленном законом порядке, доказательств необходимости указанного лечения истцом не представлено, истец и члены его семьи самостоятельно выбрали место отдыха за пределами Российской Федерации, лечебным учреждением им не было рекомендовано в качестве необходимого санаторно-курортного лечения в <данные изъяты>), в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения исковых требований Воюева Д.В..
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применены к отношениям сторон положения Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании норм материального права относительно возмещения расходов на проезд к месту оздоровления, поскольку истец и члены его семьи проходили оздоровление, а не лечение за счет средств федерального бюджета, по мнению судебной коллегии, не ставят под сомнение выводы суда, наоборот все доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном, субъективном толковании норм материального права.
Нормы Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закрепляют право бывших военнослужащих из числа указанных в законе офицеров и членов их семей, а также прапорщиков и мичманов на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год) и условия реализация данного права.
Порядок предоставления данных льгот регламентирован и определен постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", приказами Министра обороны Российской Федерации, которые по сути, приняты во исполнение и реализации права предоставленного законом «О статусе военнослужащих». Подтверждением данного обстоятельства является и приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 654, где оздоровительный отдых определен как организованный отдых.
Кроме того, положения статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются беспредметными, поскольку эта норма закона в прямой постановке не регулирует правовые отношения, связанные с предоставлением права на проезд на безвозмездной основе гражданам, уволенным с военной службы.
Представленные истцом в дополнение к апелляционной жалобе сведения о прохождении им и членами его семьи процедур и возможности предоставления медицинских процедур в <данные изъяты>, в силу изложенных норм права, не являются доказательствами, что истец был направлен за пределы Российской Федерации на лечение, оздоровление в данное учреждение в установленном нормативными актами порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит постановленное судом первой инстанции решение законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Тулы от 19 ноября 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Воюева Д.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи