Дело № 2-128/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 23 октября 2024 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Адушкина В.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Инсарского района Республики Мордовия Чикаревой Д.О.,
при секретаре Москвитиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инсарского района Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Инсарский детский сад «Солнышко», администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности проведения обследования технического состояния здания,
установил:
прокурор Инсарского района Республики Мордовия, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Инсарский детский сад «Солнышко» (далее - МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»), администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности проведения обследования технического состояния здания. В обоснование иска указал, что проведенным прокуратурой мониторингом исполнения законодательства получены сведения о неисполнении МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко» законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности несовершеннолетних при осуществлении образовательной деятельности, и об антитеррористической защищенности. В частности установлено, что МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко», находится по адресу: г. Инсар, ул. Свентера, д. 57а и размещается в одном здании, которое построено в 1974 году и реконструировано в 2010 году. Вопреки требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования, несмотря на истечение нормативных сроков, его техническое обследование с привлечением специализированных организаций с 2010 года не проводилась. В учреждении воспитывается 91 несовершеннолетний. В связи с не проведением в установленные сроки обследованием технического состояния зданий муниципальных образовательных организаций прокуратурой района 28.06.2024 в администрацию Инсарского муниципального района внесено представление, однако из поступившего ответа следует, что меры для устранения нарушений не будут приняты. Дальнейшее неисполнение требований законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательной организации, ее антитеррористической защищенности может привести к негативным последствиям, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, посещающих указанную образовательную организацию, а также ее работников и иных лиц, поскольку не обеспечена безопасность от потенциальных террористических посягательств. При этом неисполнение ответчиками возложенных обязанностей нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просит обязать МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко» и администрацию Инсарского муниципального района в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния зданий и сооружений названной образовательной организации силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Инсарского района Республики Мордовия Чикарева Д.О., заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко», представитель ответчика - администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились по неизвестной причине, о причинах невозможности явки в судебное заседание не известили и доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки и ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся: представителя ответчика - МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко», представителя ответчика - администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В соответствии со статьей 2 Закона № 35-ФЗ одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) в силу пункта 6 статьи 3 Закона № 35-ФЗ понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Как следует из статьи 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно- технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Закон № 384-ФЗ устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Статьей 5 Закона № 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (статья 7 Закона № 384-ФЗ).
В силу статьи 36 Закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Госстандарта от 10.04.2024 № 433-ст введен в действие ГОСТ 31937-2024 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее-ГОСТ 31937-2024).
Стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений. Стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с положениями ГОСТ 31937-2024 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчет. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации (п. 4.1 ГОСТ 31937-2024).
Аналогичные положения содержались в ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст, действовавшем с 01.01.2014 по 01.05.2024.
Из материалов дела следует, что в МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко» размещается в одном здании, которое находится по адресу: г.Инсар, ул.Свентера, д.57а. Здание построено в 1974 году и реконструировано в 2010 году.
Вопреки требованиям законодательства в области технического регулирования, несмотря на истечение более 2 лет после ввода в эксплуатацию реконструированного здания, его техническое обследование с привлечением специализированных организаций не проводилось.
По данному факту прокуратурой 28.06.2024 было внесено представление в администрацию Инсарского муниципального района. Из поступившего ответа администрации следует, что для устранения выявленных нарушений требуются значительные финансовые средства, которых в настоящее время в бюджете района не имеется. Таким образом, меры для устранения выявленных нарушений в МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко» приняты не были.
Неисполнение требований законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательной организации, ее антитеррористической защищенности может привести к негативным последствиям, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, посещающих указанную образовательную организацию, а также ее работников и иных лиц, поскольку не обеспечена безопасность от потенциальных террористических посягательств.
Доказательств, проведения технического обследования здания МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко» с привлечением специализированных организаций, ответчиками суду не представлено.
Установив указанные обстоятельства, дав оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со статьями 12, 56, 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из характера возложенных на ответчиков обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд считает возможным установить, в соответствии с требованиями статьи 204, части 2 статьи 206 ГПК РФ, срок исполнения решения суда 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом, само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.
Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с иском в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и ответчик на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Инсарского района Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Инсарский детский сад «Солнышко», администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности проведения обследования технического состояния здания, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инсарский детский сад «Солнышко» и администрацию Инсарского муниципального района в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния зданий и сооружений названной образовательной организации силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: В.Н. Адушкин
Мотивированное решение составлено 23.10.2024
Судья В.Н. Адушкин