89RS0008-01-2022-000326-60
№ 88-9835/2023
Мотивированное определение изготовлено 08.06.2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 07.06.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К.,
судей Храмцовой О.Н., Сапрыкиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-145/2022 по иску прокурора Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго», администрации Ямальского района о возложении обязанности,
по кассационной жалобе акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» на решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2022.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н., выслушав объяснения прокурора Тепловой М.Н., полагавшую судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Ямальского район, АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности организации водоснабжения надлежащего качества.
В обоснование исковых требований указано, что АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет мероприятия по обеспечению водоснабжения населенных пунктов Ямальского района, а именно с. Яр-Сале, Панаевск, Салемал, Новый Порт, Сеяха. Пробами лабораторных исследований филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Ямальском районе» установлены многочисленные факты превышения допустимых показателей качества питьевой воды потребителям, как за 2021 год, так и за истекший период 2022 года, что говорит о том, что вода по своим свойствам и составу стабильно не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21. Просил возложить на Администрацию Ямальского района, АО «Ямалкоммунэнерго» обязанность организовать снабжение населения с. Яр-Сале, Панаевск, Салемал, Сеяха, Новый Порт питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, и требованиям СанПиН 1.2.3685-21, утверждённым постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, в течение одного года с момента вступления решения в законную силу, возложить на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанность в течение 6 месяцев разработать инвестиционную программу в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в указанных населенных пунктах, согласовать данную инвестиционную программу, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в указанных населенных пунктах, который согласовать с уполномоченными органами.
Решением Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.09.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2022, исковое заявление прокурора удовлетворено частично. На Администрацию Ямальского района, АО «Ямалкоммунэнерго» возложена обязанность организовать снабжение населения сел Яр-Сале, Салемал, Панаевск, Новый Порт, Сеяха Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, и требованиям СанПиН 1.2.3685-21, утверждённым постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, в срок до 31.12.2023. В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель АО «Ямалкоммунэнерго» просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу Администрация просит кассационную жалобу АО «Ямалкоммунэнерго» оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав объяснения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (пункт 3 статьи 1).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Судами установлено, что Ямальской районной прокуратурой организована проверка исполнения хозяйствующими субъектами законодательства при реализации полномочий в сфере водопользования и водоотведения.
Согласно последних лабораторных испытаний по с. Яр-Сале (протокола испытаний за июнь-август 2022 года) проба воды из крана водоочистительных сооружений по адресу: <данные изъяты> кран из распределительной сети, котельной № 2, <данные изъяты> кран котельной № 4, с<данные изъяты>, кран в магазине «Северный», с. <данные изъяты> не соответствовала требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: железо, марганец, алюминий.
В с. Селемал (протоколы испытаний за май-август 2022 года), проба воды из крана водоочистительных сооружений, по адресу: с. Салемал, промзона, кран в котельной 5ВК, <данные изъяты>, кран в котельной КАТ-,8 Ж, <данные изъяты> кран в административном здании, <данные изъяты> не соответствовали требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: железо, марганец, мутность, цветность.
В с. Новый Порт (протоколы испытаний за апрель-август 2022 года) проба воды из крана жилого дома по адресу: с. Новый Порт, ул. Школьная, д. 32 не соответствовали требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: железо, марганец, алюминий, цветность.
В с. Сеяха (протоколы испытаний за май-август 2022 года) проба воды из крана административного здания, <данные изъяты>, из крана Сеяхинской участковой больницы, <данные изъяты> не соответствовали требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: железо, марганец.
В с. Панаевск (протоколы испытаний за май-август 2022 года) проба воды из крана котельной № <данные изъяты>, кран водоочистительных сооружений, <данные изъяты> А, кран в жилом доме <данные изъяты>, административное здание, с. <данные изъяты> не соответствовали требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: железо, марганец, цветность.
Несоответствие требованиям питьевой воды СанПиН 1.2.3685-21, выявлены и в иные периоды за 2021 год, за период 2022 года.
На несоответствие качества питьевой воды ежегодно обращалось внимание Администрации Ямальского района со стороны ТО в Ямальском районе Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, что подтверждается письмами от 01.04.2022, от 10.02.2021 г, от 31.03.2020, от 17.01.2020.
Согласно постановлению МО Ямальский район № 329 от 31.03.2022 «О наделении организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, статусом гарантирующих организаций на территории муниципального округа Ямальский район ЯНАО» филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском районе является единственной организацией, осуществляющей холодное водоснабжение населенных пунктов <данные изъяты>
В рамках заключённого концессионного соглашения 10.10.2018 муниципальное образование передало АО «Ямалкоммунэнерго» объекты систем коммунальной инфраструктуры, а именно объекты водоснабжения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, оценив представленные доказательства, в том числе лабораторные исследования питьевой воды (согласно которым питьевая вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.3685-21), установив, что АО «Ямалкоммунэнерго» переданы объекты холодного водоснабжения и в его деятельность входят вопросы по оказанию коммунальных услуг по водоснабжению населенных пунктов Яр-Сале, Панаевск, Салемал, Новый Порт, Сеяха, пришел к выводу о том, что обязанность по организации водоснабжения надлежащего качества вышеуказанных населенных пунктов Ямальского района должна быть возложена на Администрацию Ямальского района и АО «Ямалкоммунэнерго».
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Выводы судов основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что АО «Ямалкоммунэнерго» не является надлежащим ответчиком по делу, были предметом подробного исследования и оценки двух судебных инстанций и мотивированно отклонены, с указанием на том, что непосредственное осуществление обществом деятельности по водоснабжению и водоотведению не освобождает ответчика от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления последними своей деятельности, в том числе обязательств по контролю за качеством питьевой воды.
Ссылки в жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурором не представлено доказательств снабжения населения питьевой водой ненадлежащего качества (со ссылкой на соответствие качества питьевой воды плановым показателям качества питьевой воды), подлежат отклонению, так как направлены на переоценку доказательств, произведенную судами первой и апелляционной инстанции.
При этом следует отметить, что возложение на истца обязанности по доказыванию не исключает обязанность ответчика по опровержению представленных истцом доказательств. Исходя из части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд разрешает спор на основе принципа состязательности. Между тем доказательства, опровергающие представленные стороной истца в обоснование исковых требований (несоответствия питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.3685-21), ответчиками в нижестоящие суды не были представлены.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии утвержденного плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, подаваемой населению, в соответствии с требованиями СанПиН, в связи с чем услуги по водоснабжению осуществляются заявителем с допустимой погрешностью, отмену обжалуемых постановлений в суде кассационной инстанции не влекут, так как не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения установленных законом обязанностей по организации водоснабжения надлежащего качества.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в судах первой и апелляционной инстанций. Обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи