РЕШЕНИЕ
п.Усть-Ордынский 24 декабря 2018 г.
Судья Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области Черкашина Д.С., рассмотрев протест прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области Каримова А.А. на постановление начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству Н № от *** по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении ООО «Леспромхоз-1»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству Н № от *** ООО «Леспромхоз-1» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В протесте на указанное постановление прокурор просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава инкриминируемого административного правонарушения в действиях ООО «Леспромхоз-1».
В обоснование протеста указывает, что *** в 10-20 часов по результатам проверки карточки дешифрования мест использования лесов №, на территории арендованного лесного участка <адрес> выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений, вырубленная площадь составила 5 га, объем незаконно заготовленной древесины составил 1200 куб.метров (в т.ч. 570 куб.метров деревьев породы лиственница, 495 куб.метров деревьев породы осина, 135 куб.метров деревьев породы береза). Арендатором лесного участка согласно договору аренды лесного участка № от *** является общество с ограниченной ответственностью «Леспромхоз-1». Лесная декларация арендатором на данный земельный участок в территориальное управление министерства лесного комплекса не подавалась.
В ходе осмотра места рубки установлено, что площадь рубки соответствует материалам карточки дешифрования, время проведения рубки *** Мастер участка ООО «Леспромхоз-1» Ч, в присутствии которого произведен осмотр, пояснил, что отводом лесосек занимался мастер лесничества Х Вину в том, что не проконтролировал правильность отвода лесосеки признает.
<адрес> согласно проекту освоения лесов ООО «Леспромхоз-1» входит в ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины.
Начальник территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Леспромхоз-1» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, ссылаясь на п. 22 постановления Пленума Верховного Суда от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее – постановление Пленума), гласящей, что рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 КоАП РФ.
Однако вышеуказанная норма закона устанавливает, что основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ), а также, что при разграничении преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, и административных правонарушений, ответственность за которые установлена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что квалификации по указанным частям статьи 8.28 КоАП РФ подлежит допущенное лицом повреждение лесных насаждений, которое не привело к прекращению их роста, независимо от размера причиненного ущерба, либо повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных п.п. «а» и «в» части 2 статьи 260 УК РФ, если размер причиненного ущерба не достиг размера, определяемого в качестве значительного в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ.
Согласно примечанию к статье 260 УК РФ значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером – пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером – сто пятьдесят тысяч рублей.
На основании расчета вреда, причиненного в результате незаконной рубки 1200 куб.метров (в т.ч. 570 куб.метров деревьев породы лиственница, 495 куб.метров деревьев породы осина, 135 куб.метров деревьев породы береза) в <адрес>, исчисленного по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, ущерб государству в лице территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству причинен в размере 4578516 рублей.
Согласно ст. 16 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 4 Правил заготовки древесины, утв. приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 установлено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
В силу ст. 26 ЛК РФ, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (п. 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (п. 2). Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3).
В соответствии порядок заполнения и подачи лесной декларации, утв. приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (п. 2).
В лесную декларацию вносится информация, в том числе о декларируемом периоде; объеме использования лесов в целях заготовки древесины; целевом назначении лесов; номерах лесного квартала, лесотаксационного выдела и лесосеки; площади лесосеки (выдела); объеме подлежащей заготовке древесины по породам с точностью до одного кубического метра и т.д. (п. 4.1.).
Как установлено пунктом 16 постановления Пленума незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Таким образом, проверкой установлено, что арендатором лесного участка ООО «Леспромхоз-1» в лице мастера участка Ч допущена рубка за пределами отведенной лесосеки. В отношении лесного участка, на котором совершена рубка лесных насаждений, лесная декларация ООО «Леспромхоз-1» в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству не подавалась.
Таким образом, на основании вышеизложенного, в действиях Чичаева В.Н. усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ.
В судебном заседании прокурор Осипова Т.И. доводы протеста поддержала в полном объеме.
Представитель территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству Шарофеева В.А. полагала, что действия ООО «Леспромхоз-1» были правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Представитель ООО «Леспромхоз-1» Киселева Г.С. возражала против удовлетворения протеста.
Судья, выслушав доводы прокурора, представителя территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству, представителя ООО «Леспромхоз-1», изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу об обоснованности доводов протеста.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Указанные требования закона при вынесении обжалуемого постановления соблюдены не были.
Так, *** в 10-20 часов по результатам проверки карточки дешифрования мест использования лесов №, на территории арендованного лесного участка в <адрес> выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений, вырубленная площадь составила 5 га, объем незаконно заготовленной древесины составил 1200 куб.метров (в т.ч. 570 куб.метров деревьев породы лиственница, 495 куб.метров деревьев породы осина, 135 куб.метров деревьев породы береза). Арендатором лесного участка согласно договору аренды лесного участка № от *** является общество с ограниченной ответственностью «Леспромхоз-1». Лесная декларация арендатором на данный земельный участок в территориальное управление министерства лесного комплекса не подавалась.
Указанные действия, со ссылкой на п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования», были квалифицированы по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ- нарушение правил заготовки древесины.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Вместе с тем, в соответствии с указанным постановлением Пленума Верховного Суда РФ незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В соответствии с приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» в лесную декларацию вносится информация, в том числе о декларируемом периоде, объеме использования лесов в целях заготовки древесины по породам с точностью до одного кубического метра. Также указываются выделенные в пределах лесосеки неэксплуатационные участки. Соответственно, рубка на данных участках является запрещенной.
Осуществление рубки на данных участках, если причиненный ущерб подпадает под примечание к ст. 260 УК РФ в силу разъяснений, данных в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012г. №21 не образует состава административного правонарушения.
Ущерб от причиненной рубки, согласно представленному расчету составил 4578516 руб.
При таких обстоятельствах, начальник территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству Н необоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Леспромхоз-1» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.25 ч.1 КоАП РФ – нарушение правил лесозаготовки.
Согласно сопроводительному письму, материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Леспромхоз-1» поступили в прокуратуру *** Протест прокурором Эхирит-Булагатского района Каримовым А.А. пода в Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области *** в срок установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения в действиях ООО «Леспромхоз-1».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству Н № от *** по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении ООО «Леспромхоз-1» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава инкриминируемого правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения, путем подачи жалобы в Иркутский областной суд либо через Эхирит-Булагатский районный суд.
Судья Д.С.Черкашина