Решение по делу № 11-441/2016 от 08.08.2016

Дело № 11-441/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,

с участием истца Ершова В.В.,

представителя ответчика Рочевой Е.М.,

при секретаре Пасько В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 7 сентября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Ершова В.В. на решение мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара от ** ** **, по которому:

- в удовлетворении иска Ершова Владимира Васильевича к ПАО «Т Плюс» о перерасчете за коммунальные услуги, компенсации морального вреда отказано,

установил:

Ершов В.В. обратился к мировому судье с иском к ПАО «Т Плюс» об освобождении от задолженности на сумму ... руб., образовавшейся в результате перерасчета начисленной платы за коммунальные услуги за период с ** ** **. по ** ** **., компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что собственник не обязан нести ответственность за несвоевременную поверку общедомового прибора учета, не согласен с суммой перерасчета.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Служба заказчика».

Истец в судебном заседании ** ** ** исковые требования поддержал.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, третье лицо, ООО «Служба заказчика» на рассмотрение дела своего представителя не направило, извещены надлежаще.

Мировым судьей принято приведенное выше решение, с которым не согласен Ершов В.В., указал на нарушение ПАО «Т Плюс» норм Федерального закона №261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании истец Ершов В.В. жалобу поддержал, представитель ответчика Рочева Е.М. с жалобой не согласна.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.

При рассмотрении дела установлено, что Ершов В.В. зарегистрирован и проживает по адресу .... В спорный период времени многоквартирный жилой дом по адресу, ... находился под управлением управляющей организации ООО «Служба заказчика».

В соответствии с п.4.1.3. Договора ООО «Служба заказчика» обязана проинформировать уполномоченное собственниками лицо об истечении сроков эксплуатации общего имущества МКД.

Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: ..., общедомовой узел учета тепловой энергии был опломбирован и введен в эксплуатацию ** ** **. В состав узла учета тепловой энергии входит вычислитель ... заводской № ....

Как следует из свидетельства о приемке в эксплуатацию вычислителя ... заводской №..., он был поверен ** ** **., дата очередной поверки - ** ** **. Отметка об очередной произведенной поверке отсутствует.

В свидетельстве о поверке № ... вычислителя ... указано, что он был поверен ** ** **. (свидетельство действительно до ** ** **.).

Согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: ..., общедомовой узел учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию ** ** **.

При подготовке к отопительному сезону ** ** ** года по представленным управляющей компанией документам было установлено истечение ** ** ** года срока поверки одного из приборов узла учета - вычислителя количества теплоты ... с заводским номером ..., установленного в тепловом узле многоквартирного дома № ... по ул. .... Документов, подтверждающих факт проведения поверки узла учета, не было предоставлено в ПАО «Т Плюс».

Поскольку вычислитель установленного в доме по адресу: ... общедомового узла учета тепловой энергии не прошел очередную поверку в установленный срок, общедомовой прибор учета тепла не подлежал использованию в целях расчета потребителям платы за потребленную тепловую энергию, в связи с чем ПАО «Т Плюс» по жилому помещению по адресу: ... произвел перерасчет платы за отопление с применением п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, с момента окончания срока поверки общедомового прибора учета тепла - с ** ** **.

Действия ПАО «Т Плюс» признаны мировым судьей соответствующими законодательству.

К такому выводу мировой судья пришел в силу следующего.

Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за тепловую энергию. (ст. 154 ЖК РФ).

В силу ч. 7 и ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2012 № 385/1 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Республики Коми» установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Республики Коми применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307.

Руководствуясь п. 21 Правил № 307, ПАО «Т Плюс» в период с ** ** ** по ** ** ** производило начисление платы за коммунальную услугу по отоплению по формуле 7, установленной Приложением № 2 к Правилам №307, то есть исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

На основании ч. 1 и ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

Из приведенных норм следует, что средства измерений, к которым относится и прибор учета тепла, должны быть поверены в установленном порядке, в том числе должны быть поверены их составные части. Без соблюдения указанных требований средство измерения не допускается к эксплуатации.

В силу абз. 13 п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034), неисправность средств измерений узла учета - состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета. нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).

В случаях отсутствия в точках учета приборов учета, неисправности прибора учета, нарушения установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, допускается коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем (пункт 31 Правил №1034).

Согласно п. 75 названных Правил узел учета считается вышедшим из строя, в частности, в случае истечения срока поверки любого из приборов.

При выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета (п.86 Правил №1034).

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491). В силу общих положений ГК РФ и ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества.

На основании п. 12 Правил №491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно п. 16 Правил №491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией).

В Правилах №491 конкретизировано, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение не только установки и ввода общедомового прибора учета в эксплуатацию, но и их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (пп. "к" п. 11).

Кроме того, в пп. «д» п. 34 Правил №354 указана обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание приборов учета.

В силу п.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, мировой судья пришел к верному выводу о том, что общедомовой прибор учета является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, обязанность по содержанию которого возложена действующим законодательством на собственников помещений.

Исходя из приведенных выше норм действующего законодательства, приборы учета с истекшим сроком поверки не могут быть признаны расчетными и использоваться при расчетах объемов потребления коммунальных ресурсов. Узел учета тепловой энергии может быть допущен к ведению учета полученной тепловой энергии исключительно после подписания акта о приемке его в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией и опломбирования ею приборов узла учета.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что вычислитель общедомового узла учета тепловой энергии, установленный в спорном многоквартирном доме, не прошел очередную поверку в установленный срок, общедомовой прибор учета тепла не подлежит использованию в целях расчета платы за тепловую энергию. По указанным основаниям ПАО «Т Плюс» произвело перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению по жилому помещению истца с применением п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 с момента окончания срока поверки общедомового прибора учета тепла - с ** ** **.

При осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учета в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов, возлагается на управляющую организацию на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.

В силу приведенных норм законодательства, действующего на день осуществления ПАО «Т Плюс» перерасчета Ершову В.В. обязанность по надлежащему содержанию и эксплуатации общего имущества лежала на собственниках многоквартирного дома или лица, привлеченные собственниками для выполнения этих работ.

Таким образом, мировой судья, правильно распределив бремя доказывания обстоятельств по настоящему спору, пришел к обоснованному выводу, что действия ПАО «Т Плюс» по перерасчету платы за отопление являются законными и обоснованными.

Доводы Ершова В.В. о незаконности действий ПАО «Т Плюс» по перерасчету опровергаются приведенными нормами.

Доводы истца о нарушении ПАО «Т Плюс» Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основаны на неверном толковании норм приведенного закона. ПАО «Т Плюс» не отвечает за состояние сетей и оборудования, входящих в состав общего имущества собственников жилых помещений, показания общедомового прибора учета предоставляются в адрес ПАО «Т Плюс» представителем управляющей организации. В 261-ФЗ нет нормы, которая бы предписывала ресурсоснабжающей организации поверить прибор учета в случае, если он не поверен собственником имущества.

Поскольку действиями ответчика не нарушены права Ершова В.В. как потребителя коммунальных услуг, оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда на имеется.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения.

Решение мирового судья является законным и обоснованным.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара от ** ** ** оставить без изменения, апелляционную жалобу Ершова В.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья         Н.Е. Колосова

11-441/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Ершов В.В.
Ответчики
ПАО Т Плюс
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
08.08.2016Регистрация поступившей жалобы (представления)
08.08.2016Передача материалов дела судье
09.08.2016Вынесено определение о назначении судебного заседания
07.09.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее