Дело № 2-530/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2015 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Каплуновой О.И.
при секретаре Никитиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края к Администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось в суд с иском к Администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, указывая, что в результате проведения государственным инспектором Алтайского края в области охраны окружающей среды проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Третьяковского района Алтайского края было установлено, что на земельном участке, расположенном вдоль дорожного полотна, протяженностью около <данные изъяты> метров по <адрес> в с. Староалейское Третьяковского района Алтайского края, обнаружена свалка бытовых отходов общей площадью <данные изъяты> метра.
Свалка расположена на территории, не предназначенной в соответствии с требованиями законодательства для размещения на ней отходов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» такая свалка является несанкционированной.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 той же статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1 Федерального закона).
К полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, часть 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 2 статьи 7 закона Алтайского края от 11.02.2008 года № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае»).
Помимо того, к вопросам местного значения отнесена организация благоустройства территории поселения (пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Организация благоустройства включает в себя решение вопросов очистки населенных пунктов от отходов. Так, в соответствии с пунктами 8.2.1 и 8.2.3 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, органы местного самоуправления осуществляют уборку несанкционированных свалок по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в муниципальном бюджете.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Бездействие органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в области обращения с отходами причиняет вред окружающей среде в виде загрязнения почвы и атмосферного воздуха, развития и распространения биологических (вирусных, бактериальных, паразитарных) факторов среды обитания. Воздействие указанных факторов на окружающую среду создает угрозу здоровью жителям и будущим поколениям.
Администрацией Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края не в полной мере реализуются полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов, что препятствует полноценному обеспечению благополучной экологической обстановки на территории муниципального образования Староалейский сельсовет Третьяковского района Алтайского края.
Истец просит признать незаконным бездействие Администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном вдоль дорожного полотна, протяженностью около <данные изъяты> метров по <адрес> общей площадью <данные изъяты> метра; обязать Администрацию Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и ликвидировать свалку на земельном участке, расположенном вдоль дорожного полотна, протяженностью около <данные изъяты> метров по <адрес>, общей площадью 250x2 метра.
В судебном заседании представитель истца Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Быковская Т.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования полностью поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края Никитенко Г.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что указанный в исковом заявлении земельный участок не является несанкционированной свалкой, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ в связи с введением режима чрезвычайного положения, берег реки Алей был отсыпан шлаком, с целью предотвращения затопления жилых домов, расположенных вблизи к реке. В летнее время шлак не вывезен ввиду недостатка денежных средств, предусмотренных на эти расходы.
Суд, выслушав пояснения сторон, проверив и оценив представленные доказательства, принимает следующее решение.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 42).
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В силу ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке, расположенном вдоль дорожного полотна, протяженностью около <данные изъяты> метров по <адрес>, напротив <адрес> размещены несанкционированные твердые бытовые отходы.
Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного вдоль дорожного полотна, протяженностью около <данные изъяты> метров по <адрес>, напротив <адрес> (л.д. 7-10), установлено, что данный участок имеет относительно ровный рельеф местности, данный земельный участок расположен вдоль береговой линии р.Алей, относится к категории земель - земли населенных пунктов <адрес>. На вышеуказанном земельном участке на почве сооружен вал из золошлаковых отходов с примесью пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и прочего мусора. Площадь, занятая под отходами составляет примерно <данные изъяты> метра, высота куч около 1 м.
Указанный земельный участок для размещения свалки отходов не выделялся.
На момент рассмотрения данного дела свалка не ликвидирована.
Согласно ч.1, 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 24 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Такая же норма содержится в ст. 7 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».
Согласно ст. 39 Устава Муниципального образования Староалейский сельсовет Третьяковского района Алтайского края, к полномочиям Администрации Староалейского сельсовета относится организация благоустройства территории поселения.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что Администрация Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края обязана принять меры по очистке вышеуказанного земельного участка от отходов.
Однако, ответчик в нарушение приведенных требований законодательства допустили бездействие по реализации вышеуказанных полномочий, нарушив тем самым права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, в соответствии с проектом восстановительных работ.
Ответчиком не представлено доказательств, что на момент рассмотрения иска свалка ликвидирована. Поскольку наличие несанкционированной свалки на земельном участке приводит к порче земли, что причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, исковые требования Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В то же время требование о признании незаконным бездействия администрации Староалейского сельсовета <адрес> по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном вдоль дорожного полотна, протяженностью около <данные изъяты> метров по <адрес>, напротив <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метра, суд расценивает как основание иска, что не влияет на удовлетворение требований в полном объеме. В связи с этим изложение их в резолютивной части решения не требуется.
Поскольку несоблюдение требований в части организации мероприятий по сбору, вывозу, утилизации отходов с несанкционированных свалок является нарушением прав жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду, на основании ст. 206 ГПК РФ с учетом баланса интересов сторон, суд устанавливает срок выполнения обязательств в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что такой срок будет направлен на своевременное восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и ликвидировать свалку на земельном участке, расположенном вдоль дорожного полотна, протяженностью около <данные изъяты> метров по <адрес>, напротив <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метра, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия через Третьяковский районный суд.
Судья О.И. Каплунова