Дело №2-310/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дзюба Н.Д.
при секретаре Рыжковой Л.В.,
с участием помощника прокурора Куртамышского района Курганской области Овчаренко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 18 мая 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах Пономарёвой И.В. к Администрации Куртамышского района Курганской области, Правительству Курганской области об обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куртамышского района Курганской области обратился в суд в интересах Пономарёвой И.В. с исковыми требованиями к Администрации Куртамышского района Курганской области, Правительству Курганской области об обязанности предоставить ему жилое помещение на территории Куртамышского района Курганской области как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
29.04.2015г. определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Финансовое управление Курганской области.
Помощник прокурора Куртамышского района Овчаренко А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что Пономарёва И.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла 18 лет, своего жилья не имеет, окончила обучение в образовательной организации, а, следовательно, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Она состоит в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района. Просит обязать Администрацию Куртамышского района Курганской области предоставить Пономарёвой И.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Куртамышского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м.; возложить обязанность на Правительство Курганской области финансирования предоставления Администрацией Куртамышского района Курганской области помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений Пономарёвой И.В.
Истец Пономарёва И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, показала, что ее родители умерли. Никакого жилья за ней не закреплялось, своего жилья не имеет, закончила школу, проживает в <адрес>. Просит обязать Администрацию Куртамышского района Курганской области предоставить ей жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Куртамышского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, а Правительство Курганской области профинансировать расходы на его предоставление.
Представитель ответчика Администрации Куртамышского района Курганской области Килязов С.В. в судебном заседании показал, что имеются основания для предоставления жилья Пономарёвой И.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако Администрация Куртамышского района не может предоставить жилье, поскольку свободных жилых помещений нет. Правительство Курганской области, наделив Администрацию Куртамышского района полномочиями по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот, обязано профинансировать его. Администрацией Куртамышского района в начале года были запрошены денежные средства на обеспечение жильем всех граждан из числа детей-сирот, имеющих на него право, в том числе и на Пономарёву И.В., однако письмом Главного управления образования Курганской области в этом было отказано. На 2015 год определены лимиты денежных средств для Администрации Куртамышского района в размере <данные изъяты>рублей. Этих средств будет достаточно для приобретения порядка <данные изъяты> жилого помещения для детей-сирот, но на обеспечение жильем Пономарёвой И.В. не хватит. По сути средства выделяют только для исполнения решений суда о предоставлении жилья сиротам. Пономарёва И.В. будет <данные изъяты> в очередности исполнения решений.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. Согласно представленным возражениям, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Правительства Курганской области. В возражениях указывает, что полномочия по предоставлению детям-сиротам жилых помещений переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2015 год. Истцом не предоставлены доказательства невыполнения Правительством Курганской области полномочий по финансированию переданных полномочий, и доказательств соблюдения Администрацией Куртамышского района порядка подачи заявок. Финансовое обеспечение государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса – бюджетами бюджетной системы РФ. Участие граждан в данных отношениях не предусмотрено законодательством. Указывает, что право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот исключено. Просит отказать в удовлетворении требований, предъявленных к Правительству Курганской области.
Представитель МОУО «Отдел образования Администрации Куртамышского района» на рассмотрение дела не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно телефонограмме просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился. Согласно представленным возражениям, просят дело рассмотреть без участия представителя Финансового управления Курганской области. В отзыве указано, что прокурор не предоставил документов, подтверждающих, что истец соответствует установленным требованиям. С 2013 года изменен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Для предоставления истцу жилого помещения специализированного жилого фонда ему необходимо обратиться в уполномоченные органы с заявлением на включение его в список. В связи с этим право на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует, следовательно, исковые требования необоснованны. Прокурор, обращаясь в суд, в порядке статьи 45 Гражданского кодекса РФ не указал, в чем именно выражено нарушение, какие права и законные интересы истца нарушены. Нормативно необоснованны требования к каждому из ответчиков. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений, суд общей юрисдикции не должен решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Согласно заявлению просят дело рассмотреть без их участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что иск следует удовлетворить по следующим основаниям.
Истец Пономарёва И.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ В свидетельстве о рождении (серия №) родителями указаны – В.В. и П.Е..
Мать истца П.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти №), отец В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти №).
В ДД.ММ.ГГГГ году Пономарёва И.В. закончила обучение в <данные изъяты> (аттестат №).
Статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подп. «ж», «к» ст.72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме указанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как видно из материалов дела Пономарёва И.В. своего жилья не имеет. Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ и справки Куртамышского филиала ГУП Курганской области «Кургантехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № Пономарева <данные изъяты> собственником недвижимого имущества не значится. Права на жилое помещение по договору социального найма отсутствуют (справка Администрации города Куртамыша № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, Пономарёва И.В. имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С учетом того, что она является нуждающейся в жилом помещении, в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, суд приходит к выводу о наличии у Пономарёвой И.В. права на получение жилья специализированного жилищного фонда.
В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района, утвержденный распоряжением Администрации Куртамышского района № от ДД.ММ.ГГГГ, Пономарёва И.В. включена распоряжением Администрации Куртамышского района от ДД.ММ.ГГГГ № под №.
Право на получение жилья истец не реализовала, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот жильем не обеспечена. Это нарушает её жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав истца в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, утвержденным Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации между органом местного самоуправления, осуществляющим управление жилищным фондом, выступающим от имени наймодателя, и ребенком-сиротой либо лицом из числа детей-сирот, которому предоставлено жилое помещение, являющимся нанимателем.
Таким образом, предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования, а расходы по предоставлению жилья относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу п.1ст.34 Гражданского кодекса РФ и п. 1, п. 1.1 ст.6 ФЗ от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
Согласно п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», полномочием по опеке и попечительству наделены органы местного самоуправления, в том числе и полномочием на однократное предоставление детям-сиротам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно Приложению 1 к указанному Закону, муниципальным образованием Курганской области, органы местного самоуправления которого наделены отдельными государственными полномочиями, является Куртамышский район.
В силу ч.1 ст.34 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Куртамышского района является Администрация Куртамышского района.
В соответствии со ст.19 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ, Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч.3 ст.20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Порядок расходования субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержден Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007г. № 633. В соответствии с этим порядком на основании заявок Главного управления образования Курганской области, согласованных с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Финансовое управление Курганской области перечисляет Главному управлению образования Курганской области субвенции для последующего их перечисления в бюджеты муниципальных образований. На основании заявок муниципальных образований Главное управление образования Курганской области перечисляет субвенции в бюджеты муниципальных образований.
Каких-либо нарушений вышеуказанного порядка подачи заявки для обеспечения Пономарёвой И.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда судом не усматривается.
Согласно п.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно ч.2 данной статьи норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением № 12 Куртамышской городской Думы от 28.02.2008г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде города Куртамыша в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Суд считает, что обязанность по предоставлению жилья следует возложить на Администрацию Куртамышского района как орган местного самоуправления, наделенный указанным полномочием.
Доводы представителей Правительства Курганской области и Финансового управления Курганской области о том, что исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам суд не принимает, так как ни Федеральный закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни законодательство Курганской области, регулирующее вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда в порядке очередности.
Как следует из информации Отдела экономики, управления муниципальным имуществом и земельных отношений Администрации Куртамышского района в Реестре объектов муниципальной собственности Куртамышского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объектов жилого фонда на территории г.Куртамыша и поселений Куртамышского района Курганской области для предоставления детям-сиротам не числится.
Согласно акту сверки годовых плановых показателей по межбюджетным трансфертам на ДД.ММ.ГГГГ в бюджете Куртамышского района предусмотрено субвенций на обеспечение жильем детей-сирот на общую сумму <данные изъяты> рублей.
По сообщению Отдела экономики, управления муниципальным имуществом и земельных отношений Администрации Куртамышского района от ДД.ММ.ГГГГ подготовлены заявки на проведение открытых конкурсов по приобретению жилых помещений в муниципальную собственность для предоставления гражданам из числа детей-сирот на общую сумму <данные изъяты>. Открытые конкурсы будут объявлены в апреле-мае 2015г.
Письмом Главного управления образования Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации Куртамышского района в выделении средств для обеспечения жилыми помещениями <данные изъяты> граждан из числа детей-сирот отказано. Указано, что обеспечить всех нуждающихся детей-сирот не представляется возможным. Планируется направить <данные изъяты> млн.руб в Администрацию Куртамышского района. Вопрос перераспределения субвенций планируется рассмотреть во 2 полугодии 2015г.
Таким образом, выделенных в бюджет Куртамышского района средств недостаточно для обеспечения жилым помещением истца. Оснований считать обязательства по финансированию предоставления жилья Правительством Курганской области исполненными своевременно и в полном объеме у суда не имеется.
Доводы Правительства Курганской области и Финансового управления Курганской области о том, что возложение обязанности по финансированию предоставления детям-сиротам жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений и суд общей юрисдикции не должен разрешать этот вопрос, судом не принимаются. Возложение на Правительство Курганской области обязанности по финансированию не является разрешением судом межбюджетных отношений. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья истцу. Кроме того, вопрос межбюджетного взаимодействия ответчиков судом не разрешается, предметом спора является соблюдение социальных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Учитывая, что обязанность обеспечения жильем такой категории граждан является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, суд возлагает обязанность по финансированию предоставления жилого помещения для Пономарёвой И.В. на Правительство Курганской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах Пономарёвой <данные изъяты> к Администрации Куртамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Куртамышского района Курганской области предоставить Пономарёвой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Куртамышского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., благоустроенное применительно к условиям населенного пункта.
Возложить обязанность по финансированию расходов Администрации Куртамышского района Курганской области на предоставление жилого помещения Пономарёвой <данные изъяты> на Правительство Курганской области.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Куртамышский районный суд Курганской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.05.2015г.
Судья Н.Д.Дзюба