Дело № 2-1355/2024
УИД 42RS0011-01-2024-001178-07
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Чеплыгиной Е.И.,
при секретаре Филимоновой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Ленинске-Кузнецком
«30» июля 2024 года
гражданское дело по иску прокурора г.Ленинск-Кузнецкого, действующего в интересах Остертаг О. А., к Кривошееву А. С. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Ленинск-Кузнецкого, действуя в интересах Остертаг О.А., обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику Кривошееву А.С., мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки, проведенной по заявлению Остертаг О.А., установлено, что приговором мирового судьи судебного участка №1 Ленинск-Кузнецкого городского судебного района от <дата> Кривошеев А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ и ему назначено наказание в виде исправительных работ на срок 6 месяцев с удержанием в доход государства 5% из заработной платы осужденного с отбыванием исправительных работ по основному месту работ; приговором мирового судьи установлено, <данные изъяты>; предъявление прокурором данного искового заявления в интересах Остертаг О.А. обусловлено отсутствием у потерпевшей юридического образования, наличием <данные изъяты> инвалидности и хроническим заболеванием <данные изъяты>, престарелым возрастом, в силу вышеизложенного она не в состоянии самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Руководствуясь статьями 151, 1079, 1083, 1100, 1101 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит взыскать с Кривошеева А. С., <дата> года рождения, в пользу Остертаг О. А., <дата> года рождения, компенсацию морального вреда в размере 60 000 рублей.
Представитель истца помощник прокурора г.Ленинск-Кузнецкого Романенко Л.Н. и истец Остертаг О.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении. Остертаг О.А. также пояснила, что от действий Кривошеева претерпела кроме физических страданий, также нравственные страдания в виде чувства унижения, страха за свою жизнь и здоровье.
Ответчик Кривошеев А.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Ранее в судебном заседании заявил о завышенном размере компенсации (л.д. 78-79).
Принимая во внимание, что судом приняты все возможные меры по надлежащему извещению ответчика о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела ответчиком не заявлено, об уважительности неявки суду ответчик не сообщил, суд считает причины неявки ответчика неуважительными и в соответствии с требованиями ч.4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, и, учитывая, что представитель истца и истец не возражают против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд усматривает основание для проведения в соответствии с ч.1 ст. 233 ГПК РФ судебного разбирательства в порядке заочного производства.
Суд, заслушав сторону истца, проверив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 указанного постановления под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как установлено судом, вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 1 Ленинск-Кузнецкого городского судебного района Кемеровской области <номер> от <дата>, Кривошеев А.С. признан виновным в совершении умышленного причинения легкого вреда здоровью Остертаг О.А., вызвавшего кратковременное расстройство здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, - преступления, предусмотренного п. «В» ч. 2 ст. 115 УК РФ и ему назначено наказание в виде 6 (шести) месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства 5% из заработной платы осужденного, с отбыванием по основному месту работы.
Апелляционным постановлением Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата>, приговор мирового судьи судебного участка № 1 Ленинск-Кузнецкого городского судебного района Кемеровской области от <дата> в отношении Кривошеева А. С., уточнен в водной части приговора, указав дату его рождения <дата>, в остальном приговор оставлен без изменения, жалоба Остертаг О.А.- без удовлетворения.
Как установлено приговором мирового судьи суда от <дата>, <данные изъяты> (л.д. 22-27).
При рассмотрении уголовного дела в отношении Кривошеева А.С., судами не было установлено противоправных либо провоцирующих действий со стороны Остертаг О.А.
Как разъяснено в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении», в силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.
Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Как следует из пояснений Остертаг О.А. в судебном заседании, действиями Кривошеева А.С, ей причинены не только боль и физические страдания, но и нравственные страдания, выразившиеся в чувстве унижения от того, что Кривошеев А.С. облил ее нечистотами из ведра, она испытала страх за свою жизнь и здоровье, тревоги, страха за свою жизнь, была вынуждена обращаться за медицинской помощью, из-за нанесенных ей ответчиком ударов по голове, она до настоящего испытывает <данные изъяты>, в результате преступления, совершенного ответчиком, ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, физической боли, принесенные ответчиком извинения в ходе рассмотрения уголовного дела, она считает неискренними, конфликтные отношения с ответчиком сохраняются до настоящего времени, вред, причиненный своими действиями ответчик не загладил, из-за поведения ответчика и членов его семьи истец боится находиться в своей комнате в квартире и вынуждена проживать у знакомых.
Остертаг О.А. является пенсионером, инвалидом <данные изъяты> (л.д. 10,11, 20-21). Согласно амбулаторной карте Остертаг О.А. обращалась <дата> к травматологу по поводу избиения соседом, поставлен диагноз: <данные изъяты> (л.д. 18).
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что факт применения Кривошеевым А.С. в отношении Остертаг О.А. противоправных действий с применением насилия, причинившего потерпевшему физическую боль, установлен вступившим в законную силу приговором суда, с учетом установленных приговором суда обстоятельств совершения Кривошеевым А.С. противоправных действий в отношении истца, суд приходит к выводу, что помимо физической боли действиями ответчика Остертаг О.А. были причинены нравственные страдания, поскольку, применяя против Остертаг О.А. насилие в месте проживания истца, являющейся инвалидом и пенсионером, ответчик причинил истцу нравственные страдания, связанные с переживанием за свою честь и достоинство, как пожилого человека, страх за свою жизнь и здоровье, в связи с чем имеются правовые основания для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности по компенсации морального вреда истцу, поскольку материалами дела подтверждается, что причинение вреда здоровью истца находится в причинно-следственной связи с виновными действиями ответчика Кривошеева А.С.
При определении размера компенсации морального вреда, суд, исходя из принципа разумности и справедливости, учитывает, что вина Кривошеева А.С. установлена вступившим в законную силу приговором суда, принимая во внимание характер и степень причиненных истцу телесных повреждений, обстоятельства совершенных Кривошеевым А.С. действий, умышленное причинение физической боли Остертаг О.А. как пожилому человеку, являющейся инвалидом <данные изъяты>, материальное положение и возражения ответчика, с учетом баланса интересов сторон спора, суд полагает разумным и справедливым определить размер компенсации морального вреда, подлежащей возмещению истцу, в сумме 50 000 рублей.
Кроме того, в соответствии с положениями ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным исковым требованиям с учетом положений ст. 333.19 НК РФ в доход местного бюджета в размере 300 руб. от уплаты, которой истец освобожден в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Ленинск-Кузнецкого, действующего в интересах Остертаг О. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Кривошеева А. С., <данные изъяты>, в пользу Остертаг О. А., <данные изъяты>, компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в размере 50000 руб.
Взыскать с Кривошеева А. С., <данные изъяты>, в доход бюджет Ленинск-Кузнецкого городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
В остальной части отказать.
Ответчик вправе подать в Ленинск - Кузнецкий городской суд Кемеровской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись.
Мотивированное заочное решение изготовлено 06 августа 2024г.
Подлинник документа находится в гражданском деле № 2-1355/2024 Ленинск-Кузнецкого городского суда г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области.